Цели:
- Помочь детям уяснить представление о числовом отрезке как модели натурального ряда чисел.
- Научить присчитывать и отсчитывать по числовому отрезку одну единицу.
- Закрепить навыки счета в пределах 4.
- 3акрепить знания понятий: целое и часть.
Оборудование: карточки с числами на магните, линейка, метровка, рулетка, картина “Смелый олень и волк”, картина яранги и его внутреннего обустройства.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Динь! Динь! Динь! Звенит звонок –
Приглашает на урок.
2. Сообщение темы и цели урока
1. Актуализация знаний
– Назовите недостающие числа. Что можете сказать о каждом из этих чисел
1. 2 . 4 . 6 7 . 9.
2. 3апишите цифры, которые мы научились писать и покажите их модель: 1, 2, 3, 4.
– Расскажите все, что знаете об этих числах.
– Целое 2, 3, 4.
– Назовите его части.
3. Продолжите узор.
4. Число четыре загадало нам загадки и задания на смекалку:
1. На рыбалке мы поймали
Карася, да трех ершей.
Кто быстрее посчитает,
Сколько рыбы наловили?2. Белка делает запасы:
2 орешка под дуплом,3. 2 грибочка под травой.
Помогите белочке,
Все запасы посчитать!4. У отца трое сыновей, каждый сын имеет сестру. Сколько всего детей у отца?
5. На прогулку вывели 9 собак. Из них 2 были белые, 3 черные, а остальные – рыжие. Сколько было рыжих?
3. Постановка проблемы. Открытие нового
Присчитывание и отсчитывание 1, 2, 3, 4 на числовом луче. На доске нарисован отрезок с делениями без чисел. Под делениями дети, считая, прикрепляют числа от 1 до 10, результат работы – числовой отрезок. Затем стрелкой показывают от числа 3 перемещение по 1 шагу при сложении вправо, а при вычитании влево.
– Ребята, как быть, если мне необходимо прибавить 1? Внимательно посмотрите числовой луч.
Путём рассуждений учащиеся приходят к выводу: перемещаясь от числа вправо на одну единицу, мы прибавляем к нему число i, а перемещаясь на 1 единицу влево, – вычитаем число 1.
– Ребята, рассмотрите внимательно линейку, метровку, рулетку. На что обратили внимание? Они похожи на числовой отрезок. Значит, с помощью их можно выполнять действия сложения и вычитания, но нам удобнее пользоваться линейкой. Теперь смотрим на картину “Смелый олень и волк”. Будем считать, сколько прыжков вперед делает смелый олень, сколько шагов делает назад волк, ведь он боится сильных копыт оленя-вожака. Решение с помощью линейки примеров:
6 + 4
3 + 1
8 – 4
5 + 39 – 6
4 – 3
7 + 2
10 – 3
Физкультминутка
Падал в тундре белый снег.
Раз снежинка, два снежинка.
Стало все белым бело,
И по снегу шел олень
Сколько ножек у оленя?
Раз, два, три, четыре.
Снег копытом разгребая,
Раз, два, три, четыре –
Мох и ягель ищет он.
Нахождение выражения с помощью числового луча: присчитывание и отсчитывание нескольких единиц по готовому чертежу:
№ 1.с. 38.
– От какой точки начнём движение?
– В каком направлении идёт перемещение?
– Какое действие выполняем?
– На сколько шагов перемещаемся?
– Какой пример решали? Какой ответ получили?
– Какое число на числовом отрезке обозначено красной точкой?
– Прочитайте числовое выражение.
– Какой знак стоит?
– В каком направлении нужно двигаться?
– На сколько шагов влево нужно двигаться?
– Сколько всего отняли?
– Какое числовое выражение решали? Какой получили ответ?
4. Закрепление пройденного материала
№ 3. с. 38.
– Итак, 3 – это 2 и 1. значит, нужно в пустую клетку поставить 2. 3 это целое, а 2 и 1 – это части Аналогичное обсуждение при решении других выражений.
Физкультминутка
Раз два, три, четыре –
Дружно строим мы ярангу.
Раз, два, три, четыре –
Нас гелем мы оленьи шкуры.
Раз, два, три, четыре –
Не забудь очаг разжечь.
Раз, два, три, четыре –
Всем улыбки мы подарим!
Решение примеров в несколько действий.
№ 4, с. 38
а) По выражению выполнить рисунок, найти значение выражения, записать ответ.
б) Сделать рисунок, составить выражение, найти его значение и записать ответ.
5. Коллективная игра “Строим ярангу”
1-й ряд – дети решают выражения и закрашивают детали яранги в
определенный цвет;
2-й ряд – внутреннее убранство яранги – очаг, утварь, настил, вещи хозяев.
6. Итог урока
– Что интересного узнали на уроке? Чему научились? Что понравилось на уроке?
Выслушиваются ответы детей.