Числовой отрезок. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • Помочь детям уяснить представление о числовом отрезке как модели натурального ряда чисел.
  • Научить присчитывать и отсчитывать по числовому отрезку одну единицу.
  • Закрепить навыки счета в пределах 4.
  • 3акрепить знания понятий: целое и часть.

Оборудование: карточки с числами на магните, линейка, метровка, рулетка, картина “Смелый олень и волк”, картина яранги и его внутреннего обустройства.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Динь! Динь! Динь! Звенит звонок –
Приглашает на урок.

2. Сообщение темы и цели урока

1. Актуализация знаний

– Назовите недостающие числа. Что можете сказать о каждом из этих чисел

1. 2 . 4 . 6 7 . 9.

2. 3апишите цифры, которые мы научились писать и покажите их модель: 1, 2, 3, 4.

– Расскажите все, что знаете об этих числах.

– Целое 2, 3, 4.

– Назовите его части.

3. Продолжите узор.

4. Число четыре загадало нам загадки и задания на смекалку:

1. На рыбалке мы поймали
    Карася, да трех ершей.
    Кто быстрее посчитает,
    Сколько рыбы наловили?

2. Белка делает запасы:
    2 орешка под дуплом,

3. 2 грибочка под травой.
    Помогите белочке,
    Все запасы посчитать!

4. У отца трое сыновей, каждый сын имеет сестру. Сколько всего детей у отца?

5. На прогулку вывели 9 собак. Из них 2 были белые, 3 черные, а остальные – рыжие. Сколько было рыжих?

3. Постановка проблемы. Открытие нового

Присчитывание и отсчитывание 1, 2, 3, 4 на числовом луче. На доске нарисован отрезок с делениями без чисел. Под делениями дети, считая, прикрепляют числа от 1 до 10, результат работы – числовой отрезок. Затем стрелкой показывают от числа 3 перемещение по 1 шагу при сложении вправо, а при вычитании влево.

– Ребята, как быть, если мне необходимо прибавить 1? Внимательно посмотрите числовой луч.

Путём рассуждений учащиеся приходят к выводу: перемещаясь от числа вправо на одну единицу, мы прибавляем к нему число i, а перемещаясь на 1 единицу влево, – вычитаем число 1.

– Ребята, рассмотрите внимательно линейку, метровку, рулетку. На что обратили внимание? Они похожи на числовой отрезок. Значит, с помощью их можно выполнять действия сложения и вычитания, но нам удобнее пользоваться линейкой. Теперь смотрим на картину “Смелый олень и волк”. Будем считать, сколько прыжков вперед делает смелый олень, сколько шагов делает назад волк, ведь он боится сильных копыт оленя-вожака. Решение с помощью линейки примеров:

6 + 4
3 + 1
8 – 4
5 + 3
9 – 6
4 – 3
7 + 2
10 – 3

Физкультминутка

Падал в тундре белый снег.
Раз снежинка, два снежинка.
Стало все белым бело,
И по снегу шел олень
Сколько ножек у оленя?
Раз, два, три, четыре.
Снег копытом разгребая,
Раз, два, три, четыре –
Мох и ягель ищет он.

Нахождение выражения с помощью числового луча: присчитывание и отсчитывание нескольких единиц по готовому чертежу:

№ 1.с. 38.

– От какой точки начнём движение?
– В каком направлении идёт перемещение?
– Какое действие выполняем?
– На сколько шагов перемещаемся?
– Какой пример решали? Какой ответ получили?
– Какое число на числовом отрезке обозначено красной точкой?
– Прочитайте числовое выражение.
– Какой знак стоит?
– В каком направлении нужно двигаться?
– На сколько шагов влево нужно двигаться?
– Сколько всего отняли?
– Какое числовое выражение решали? Какой получили ответ?

4. Закрепление пройденного материала

№ 3. с. 38.

– Итак, 3 – это 2 и 1. значит, нужно в пустую клетку поставить 2. 3 это целое, а 2 и 1 – это части Аналогичное обсуждение при решении других выражений.

Физкультминутка

Раз два, три, четыре –
Дружно строим мы ярангу.
Раз, два, три, четыре –
Нас гелем мы оленьи шкуры.
Раз, два, три, четыре –
Не забудь очаг разжечь.
Раз, два, три, четыре –

Всем улыбки мы подарим!

Решение примеров в несколько действий.

№ 4, с. 38

а) По выражению выполнить рисунок, найти значение выражения, записать ответ.
б) Сделать рисунок, составить выражение, найти его значение и записать ответ.

5. Коллективная игра “Строим ярангу”

1-й ряд – дети решают выражения и закрашивают детали яранги в определенный цвет;
2-й ряд
– внутреннее убранство яранги – очаг, утварь, настил, вещи хозяев.

6. Итог урока

– Что интересного узнали на уроке? Чему научились? Что понравилось на уроке?

Выслушиваются ответы детей.