Цели урока:
- Ввести понятие графика движения.
- Учить строить графики движения объекта.
- Отрабатывать умение строить точки по их координатам, воспроизводить изображение фигур.
- Продолжить работу над задачами на движение.
- Прививать интерес к математике.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Ребята, поприветствуйте наших
гостей. Садитесь.
Откройте тетради. Запишите число,
«Классная работа».
Друзья мои!
Сегодня мы откроем тайну,
Ведь в жизни нашей часты чудеса.
Секрет математических чудес необычайных
Узнаем мы всего за полчаса.
Орешек знанья тверд, но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его помогут
Волшебные слова:
«Хочу все знать!»
II. Устный счет
1) Сосчитайте удобным способом: (Слайд 3)
19 + 107 + 54 + 93 + 46 + 81 = 400
25 + 134 + 32 + 75 + 66 + 68 = 400
209 + 66 + 91 + 28 + 34 + 74 = 500
– Чему равна общая сумма этих выражений? Найдите 2/3 этого числа.
(900 : 3 х 2 = 600)
2) Блиц-турнир. Решите задачи: (Слайды 4-8)
a) Из двух городов, расстояние между которыми 120 км, одновременно навстречу друг другу выехали два велосипедиста. Скорость одного из них 15 км/ч, а скорость другого 17км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?
120 – (15 + 17) х 3 = 24(км); 120 – (15 х 3 + 17 х 3) = 24 (км)
б) В аквариум налили 6 литров воды, заполнив 2/5 его объема. Сколько литров воды нужно еще налить, чтобы заполнить аквариум?
6 : 2 х 5 = 15(л.) 15 – 6 = 9(л.)
в) Для варенья из черной смородины на 2 кг ягод кладут 3 кг сахара. Сколько килограммов сахара нужно взять, чтобы сварить 24 кг смородины?
24 : 2 = 12 раз 3 х 12 = 36(кг)
г) Мама получила зарплату 8500 рублей. 40% всей суммы она израсходовала на коммунальные платежи. Сколько рублей у нее осталось?
8500 : 100 х 40 = 3400 (руб.) 8500 – 3400 = 5100 (руб.)
3) – Найдите:
2/5 прямого угла; (О)
3/4 часа; (Д)
1/9 развернутого угла; (И)
2/5 метра; (Ф)
45% числа 200; (Н)
число, 2/4 которого равно 40; (А)
Чему равна сумма углов треугольника? (Т)
– Расположите ответы в порядке возрастания и
расшифруйте имя греческого математика.
– Какое слово получилось?
– Что вам известно о нем? (Диофант
Александрийский – греческий математик III века. В
сохранившихся книгах Диофанта содержится 189
задач с решениями.
Диофант был одним из самых своеобразных
древнегреческих математиков. О его жизни почти
ничего неизвестно. В трудах Диофанта зарождалась
новая алгебра. Но с падением Римской империи его
наследие было забыто на 700 лет.)
4) Постройте фигуру с вершинами А(4;0), В(0;5), C(4;10), D(8;5). Проведите прямые АС и ВD, найдите координаты их точки пересечения.
– Какая фигура получилась?
– Назовите координаты точки их пересечения. М(4;5).
III. Физминутка
Зарядка для глаз (Приложение 1)
– Следите за мячом. (Слайды 11-16)
IV. Знакомство с новым материалом
– Откройте учебники. Стр. 69, Прочитайте задачу № 1. (Слайд 17)
Сиропчик, Тюбик и Незнайка вышли одновременно из Солнечного города по одной дороге со скоростями соответственно 3км/ч, 4км/ч и 5км/ч. Изобразите их движение на координатном луче и определите расстояние между малышами через 4 часа после начала движения.
(Дети самостоятельно выполняют задание. Учитель проходит по рядам и проверяет, как учащиеся справились с заданием. После чего обращает внимание детей на интерактивную доску.)
– Вот такая схема у вас получилась. Кто из
вас определил расстояние между малышами через 4
часа после начала движения? (Ответы детей)
– Удобно ли исследовать с помощью
координатного луча одновременное движение трех
объектов? (Нет)
– Ребята, как вы думаете, чему вы будете
сегодня учиться, какова цель нашего урока? (Ответы
детей)
V. Сообщение темы и целей урока
– Верно, вы будете учиться изображать
одновременное движение нескольких объектов. То
есть научитесь строить графики движения объекта.
(Слайд 18).
А сначала познакомимся с понятием «график
движения».
Итак, ребята, как вы заметили, на координатном
луче можно наглядно показывать движение
объектов. Но объединять эти рисунки нельзя, так
как изображение становится слишком громоздким.
(Слайд 19).
Чтобы наглядно показать движение, лучше
изображать положение движущегося тела точками
координатного угла. (Слайд 20). Для этого по
горизонтальной оси откладывается время, а по
вертикали – пройденное расстояние.
Например, точка (1;4) обозначает, что Тюбик за 1 час
прошел 4км, точка (2;8) – то, что за 2 часа он прошел
8км. За 3 часа Тюбик прошел 12км. И т.д. Соединив
все точки, получим луч ОА, который называется
графиком движения Тюбика. Каждая точка графика
показывает, где и в какое время находился Тюбик.
– Рассмотрите следующий график и ответьте: на
какое расстояние от города отошел Тюбик за 1/2
часа? (2 км)
– Через какое время Тюбик находился на
расстоянии 10 км от города? (2 1/2 или 2 ч. 30 мин.)
VI. Закрепление полученных знаний
а) – А теперь, заполним таблицу и построим график движения Сиропчика.
Задача 3.
t ч | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | t |
S км |
V = 3 км/ч S = 3 км/ч х t
– А теперь, скажите, ребята: на каком
расстоянии от Солнечного города находился
Сиропчик через 20 мин после выхода?
– Сколько времени понадобилось ему, чтобы пройти
8 км?
б) Задача 4.
Дача Знайки находится на расстоянии 10 км от
Солнечного города. (График на интерактивной
доске)
– На этом рисунке показаны графики движения всех
четырех малышей: Сиропчика, Тюбика, Незнайки и
Знайки. Скажите, что обозначает точка
пересечения графиков?
– Рассматривая их, можно заметить, что чем
больше скорость движения, тем круче вверх
поднимается график. Если же скорость
движения меньше, то график более пологий.
Горизонтальная линия показывает, что расстояние
от Знайки до Солнечного города не изменялось.
Значит, горизонтальный график означает
отсутствие движения.
По графику движения, ребята, удобно отвечать на
самые разнообразные вопросы. Например, на
рисунке показано, как найти расстояние между
Сиропчиком и Тюбиком через 4 часа после
выхода: 16 – 12 = 4 (км)
в) Задача 5.
VII. Подведение итогов
– Продолжите фразы:
- Исследовать одновременное движение нескольких объектов удобнее с помощью…
- Чем больше скорость движения…
- Чем меньше скорость движения…
- Горизонтальный график означает…
– Что на уроке вам особенно понравилось?
– Какое задание показалось для вас сложным?
– Кто из вас считает, что работал сегодня в
полную силу?
VIII. Оценивание работы учащихся на уроке
1) Самооценка учащихся.
– Оцените свою работу на уроке. Выберите соответствующий жетон (красный – 5, зеленый – 4, желтый – 3.)
2) Оценивание учащихся учителем.
IX. Домашнее задание
Для сильных учеников:
№ 6. Построить график движения автомобиля,
который, двигаясь равномерно проехал 240км.
№ 7. Решить уравнения (а, б).
Для слабых учеников: №6, №7 (д, ж)