Тема | Кремний. | ||||||||
Тип урока | УУНЗ + УПЗУ | ||||||||
Дидактическая цель | Обеспечить в ходе урока усвоение учащимися знаний о кремнии как ХЭ и простом веществе, а также применение знаний учащимися по характеристике химического элемента по плану. | ||||||||
Знания | формируемые | Кремний как ХЭ и ПВ. | |||||||
развиваемые | ХЭ, строение атома (распределение электронов по энергетическим уровням), относительная атомная масса, простое вещество, сложное вещество, металл, неметалл, молекулярная масса, типы химической связи, химический знак, химическая формула, аллотропия. | ||||||||
Умения | формируемые | – |
|||||||
развиваемые | Определять состав атома, характеризовать распределение электронов по энергетическим уровням, различать простые и сложные вещества, составлять формулы по степени окисления, определять тип химической связи и строение. | ||||||||
Хим. эксперимент | – | ||||||||
Наглядность | ПСХЭ, мультимедийная презентация. | ||||||||
Литература |
|
||||||||
Этап | Содержание | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
1. Организационный момент | Добрый день! Садитесь, пожалуйста! Давайте приступим к работе. | 1-2 | Приветствует учащихся | Приветствуют учителя | |||||
2. Актуализация опорных знаний | Ребята, прежде чем мы приступим к
изучению новой темы, давайте вспомним: 1. Каков состав атома? (Атом состоит из положительно-заряженного ядра (протоны и нейтроны) и отрицательно заряженных электронов) 2. Какую характеристику можно дать ХЭ на основании его положения в ПСХЭ? (Химический знак, название, порядковый номер, № периода, № группы, относительная атомная масса) 3. Что такое аллотропия? (Аллотропия – это явление существования ХЭ в виде двух или нескольких простых веществ, различных по строению и свойствам. Эти простые вещества, различны по строению и свойствам, называются аллотропными модификациями.) Приведите примеры. |
5 | Опрашивает учащихся | Отвечают на вопросы | |||||
3. Мотивация и целеполагание | Тема нашего урока «Кремний». Кремний – это элемент жизни, как сказал академик Вернадский. Кремний, благодаря своим химическим свойствам, создаёт электрически заряженные системы. Они обладают свойством «приклеивать» на себя вирусы, близнетворные микроорганизмы, т.е. под действием электрического притяжения все вирусы нейтрализуются. Отсюда можно сделать вывод, что все болезни возбудителей не смогли бы проявиться в организме человека, если бы люди имели в организме достаточно кремния. Итак, кремний жизненно важный элемент, приступим к его изучению. | 2 | Сообщает тему занятия, мотивирует учащихся | Записывают число и тему урока, слушают | |||||
4. Проверка д/з. | Дома вам было дано задание охарактеризовать кремний как ХЭ, давайте проверим, как вы справились с домашним заданием. | 5 | Совместно с учениками проверяет д/з, показывая презентацию и комментируя её. | Проверяют д/з | |||||
5. Восприятие и первичное осознание нового материала | Кремний – химический элемент. 1) Положение кремния в ПСХЭ.
2) В природе кремний представлен тремя стабильными изотопами: 28Si (92,28%); 29Si (4,68%); 30Si (3,05%) 3) Рассмотрим строение атома: 1. Число протонов, электронов, нейтронов:
2. Электронная формула:
3. Электронно-графическая формула: 4) Семейство – р-элемент 5) Важнейшие степени окисления: – 4; 0; +4. 6) Характер элемента – неметалл 7) Соединения ХЭ
А теперь мы рассмотрим нахождение кремния
в природе. Рассмотрим кремний как простое вещество. 1) Химическая формула – Si Кремний может находиться в 2х аллотропных модификациях: Аллотропные модификации
Наконец мы добрались до химических свойств. Химические свойства кремния мы рассмотрим по следующей схеме: Проявляет восстановительные свойства: 1. Реагирует с простыми веществами – неметаллами а) с галогенами:
б) с кислородом (при t°)
2. Взаимодействует со сложными веществами а) кислотами:
б) щелочами:
Проявляет окислительные свойства: а) с металлами:
Кремний применяется во многих отраслях промышленности:
Поговорим о получении кремния. Кремний получают как в промышленности, так и лаборатории.
В электрических печах при высокой температуре происходит восстановление кремния из его оксида коксом (углём):
– в лаборатории В качестве восстановителей используют магний или алюминий:
|
30 |
Рассказывает учащимся о нахождении кремния в природе
Вместе с учениками характеризует кремний как ПВ
Описывает физ. свойства
Даёт характеристику химическим свойствам кремния
Рассказывает о применении кремния
Рассказывает о получении кремния |
Делают записи в тетрадь
Характеризуют кремний как ПВ
Перечерчивают таблицу в тетрадь
Рассматривают хим. свойства, записывают уравнения хим. реакций
Записывают в тетрадь
Записывают конспект |
|||||
6. Первичное обобщение приобретённых знаний | Итак, сегодня на уроке мы познакомились
с кремнием, узнали о его строении, свойствах и
получении. Давайте обратимся к таблице ПСХЭ. Что вы можете рассказать о кремнии, как о химическом элементе и простом веществе? |
5 | С помощью таблицы обобщает и систематизирует знания учеников | Обобщают материал, изученный на уроке. | |||||
7. Рефлексивно-оценочный этап | Сегодня все хорошо работали, молодцы. | 1 | |||||||
8. Объяснение д/з | Дома, §19 прочитать, упр. 2 стр. 140. | 2 | Пишет на доске | Записывают в дневники | |||||
9. Орг. окончание урока | До свидания, урок окончен. | 1 | Прощаются | Прощаются |
Кремний. 9-й класс
- Ольхович Иван Петрович, учитель химии
Разделы: Химия
Класс: 9