Цели урока: обобщение и закрепление знаний учащихся о правописании безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе, изученных в начальных классах.
Задачи:
Тип урока: урок обобщения, закрепления и проверки знаний, подготовка к восприятию нового материала на следующем уроке;
Предшествующая работа: диагностика знаний учащихся по теме.
Предварительное задание: вспомнить теоретический материал о склонениях, падежах существительных, правило правописания И, Е в падежных окончаниях существительных единственного числа.
Оборудование: компьютеры, презентация, карточки для индивидуальной самостоятельной работы, со смайликами, с гласными И, Е, со словами для конструирования предложений, рабочие листы для учащихся (приложение 4)
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте. Начинаем урок русского языка.
"Язык наш сладок, чист, пышен и богат" говорил А. Сумароков; "великим, могучим, правдивым и свободным" называл его И. Тургенев: Поэты и писатели прошлого не скупились на эпитеты, говоря о родном языке. Главная цель уроков русского языка в школе - грамотность. Писать без ошибок - это норма для грамотного человека. Сегодня мы приступаем к изучению очень важной темы на пути к грамотности. Тему вы назовете сами после просмотра мультэпизода. Внимание на экран. (1 минута)
Просмотр мультэпизода (приложение 1)
- Знаете ли вы ответ на этот вопрос? (Да, нужно определить падеж и склонение существительного, вспомнить правило правописания окончания в данной форме слова и правильно записать букву).
2. Сообщение темы и цели урока.
- Правильно. А сейчас сформулируйте тему урока (Правописание гласных и, е в окончаниях существительных)
-Сегодня мы повторим знания и закрепим умения по теме, полученные вами в начальных классах.
- Запишите число, классная работа и тему урока.
3. Актуализация знаний.
- Посмотрите на результаты диагностики ошибок в правописании окончаний существительных, составленную на основе выполненной вами работы: она представляет из себя таблицу, отражающую причины допуска вами ошибок в падежных окончаниях существительных единственного числа.
- Какие проблемы вы выявили у себя? (опрос 3 учащихся)
- Есть ли, ребята, необходимость в нашем классе для закрепления знаний по правописанию окончаний существительных? (Да)
4. Повторение материала, изученного в 4 классе.
- Итак, какие морфологические признаки существительного мы должны определить для того, чтобы правильно написать окончание существительного единственного числа. - Сформулируйте алгоритм работы.
- Верно.
Алгоритм правописания окончаний существительных, составленный вами, послужит нам ориентиром для повторения знаний, необходимых для того, чтобы добиться главной цели урока - усовершенствовать свои знания в правописании окончаний существительных.
Итак, поехали!!!
Отправляемся в путешествие до станции "Грамотность" через станции "Падеж имени существительного", "Склонение имени существительного", "Окончание имени существительного" и станцию "Самостоятельная" со всеми остановками по расписанию. Первая станция "Падеж имени существительного". Что мы видим из окна вагона (природу, селения, города). Правильно. Текст задания будет о природе.
Мы разделимся на 4 группы, вам даны слова в конверте, из которых вы должны составить одно предложение:
Наше Белое Озеро расположено между двумя деревнями. Летом у озера можно встретить и детей, и взрослых. Жители любят в нем купаться. В нашем озере обитают пескарь, карп и другие рыбы.
Проверка. Запишите предложение, найдите существительные, определите падеж.
Проверка падежей:
Именительный: озеро, жители, пескарь, карп, рыбы.
Родительный: у озера, детей, взрослых.
Дательный: -
Винительный: -
Творительный: между деревнями, летом.
Предложный:, в озере.
Существительных какого падежа не встретилось в тексте? (Дательного, винительного)
- В существительных какого падежа встречаются окончания И, Е (в родительном, дательном и предложном падежах)
- Правильно. Сегодня нас интересуют формы родительного, дательного и предложного падежа единственного числа.
- Эту часть пути вы преодолели успешно! Станция "Падеж имени существительного" достигнута.
И снова в путь.
Физкультминутка.
Встаньте и изобразите движение поезда.
- Молодцы, садитесь.
- Следующая станция - Склонение существительного
- Я вам называю существительное, вы называете другое существительное, которое имеет прямое отношение к мною названному предмету, например: школа (заведение) - учитель (тот, кто в ней работает)
Начнем
Магазин - продавец
Больница - врач
Пустыня - песок
корабль - капитан
А теперь я называю существительное, а вы подбираете к нему антоним. Что такое антоним? (слово противоположное по значению)
Ночь - день
Пол - потолок
Суша - вода
- Назовите существительные 1 склонения. Почему вы их отнесли к первому склонению?
- Назовите существительные 2 склонения. Как определили склонение?
- Назовите существительные 3 склонения. Как определили склонение?
- Расставьте стрелки в схеме на карточках, подпишите работы, сдайте на проверку.
- Сдайте работы.
Проверка смайликами. Оцените свою работу: если сделали правильно, то поднимите улыбающийся смайлик: неправильно - задумчивый.
- Молодцы, и эту часть пути вы преодолели успешно.
А сейчас следующий отрезок дороги - Окончание существительного.
Вспомним таблицу "Правописание е, и в окончаниях имен существительных".
Подпишите карточки, заполните таблицу.
(после сдачи работ таблица появляется на доске)
- Сейчас проверьте себя!
1 ошибка - "4", 2 ошибки - "3", более 2 - "2". Поднимите улыбающийся смайлик те, кто доволен своей работой, а если вы недовольны, поднимите задумчивый смайлик.
Итак, время не ждет, продолжаем путь. Но у нас случилась неприятность, железнодорожный тоннель закрыт на ремонт, а нам для преодоления этого препятствия, необходимо перебраться через гору. С этой секунды вы альпинисты. Будьте бдительны, внимательны, аккуратны, здесь каждый из вас страхует другого, спешка для альпиниста неуместна, главное - не совершить ошибку, не упасть с горы самому и не подтолкнуть для падения другого:
Работа по рядам на доске: запишите словосочетания в тетрадь, определите склонение и падеж существительного, запишите в скобки, определите правильное написание слова и вставьте пропущенную букву.
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
Находиться в больниц_ Плыть по рек_ Бродить по пустын_ Подъехать к деревн_ Спрятать в песк_ Поле рж_ |
Ближе к ноч_ Вспомнить о дедушк_ Жить в Сибир_ Увидеть в магазин_ Увидеть на вершин_ Спросить у бабушк_ |
Ехать на машин_ Играть на флейт_ Находиться в город_ У маленькой мыш_ Сидеть на крыш_ Спросить у подруг_ |
(Продолжаем работать по рядам: на доске 3 столбика слов, необходимо правильно дописать слова на доске (в скобках объяснить правописание), первый начнет с последнего слова, все остальные учащиеся, если замечают ошибку, то исправляют предыдущего, если у команды остается ошибка, то это будет означать, что команда не добралась до вершины.
(если на доске осталась ошибка, то класс находит ее, исправляет.)
- Молодцы. Садимся в поезд и едем дальше. Следующая станция "Самостоятельная"
Индивидуальное задание для 2 учеников, остальные работают с тестом. Работа производится на 2 карточках: в карточке с прописанными заданиями правильный ответ обводите в кружок, в рабочем листе в таблицу вписываете правильный ответ.
Работа с тестом (приложение 2)
Сдайте работы, самопроверка. 1 ошибка - "4", 2 ошибки - "3", более 2 - "2"
5. Рефлексия.
- Каждый из вас сейчас увидел были ли допущены ошибки в работе: поднимите улыбающийся смайлик те, кто доволен своей работой, а если вы недовольны, поднимите задумчивый смайлик.
- Очень рада за тех, кто успешно справился с заданием.
- И вот, наконец, мы у цели. Подъехали к станции "Грамотность".
А сейчас выходим на платформу. Как пишется это словарное слово?
Посмотрите, вас встречают люди вот с такими улыбками, потому что они давно усвоили правило правописания и, е в окончаниях существительных. И от всей души рады тому, что и вам это удалось!!!!
6. Домашнее задание.
Запишите домашнее задание: написать сказку об имени существительном по данному началу, в сказке должно быть не менее 6 слов с окончанием И, Е в существительных.
Начало сказки:
В некотором царств_, в некотором государств_ жило имя Существительное. Было у него 2 фаворита: склонение и падеж. Рассорились однажды фавориты, каждому из них казалось, что он важнее, чем другой:..
Посмотреть лексическое значение выделенного слова в словаре, подобрать к нему 2-3 синонима.
Итоговую оценку за работу на уроке вы получите после проверки двух сделанных вами работ, устные ответы будут учитываться при общем оценивании.
- Спасибо за урок.