Правописание "и", "е" в падежных окончаниях существительных

Разделы: Русский язык


Цели урока: обобщение и закрепление знаний учащихся о правописании безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе, изученных в начальных классах.

Задачи:

  • закрепить умение определять падеж и склонение имен существительных;
  • формировать умение грамотного правописания безударных окончаний существительных 1, 2, 3-го склонения единственного числа;
  • развивать орфографическую зоркость, творческие способности, речь учащихся, внимание, память.
  • воспитывать интерес к русскому языку, трудолюбие, любовь к родной природе.

Тип урока: урок обобщения, закрепления и проверки знаний, подготовка к восприятию нового материала на следующем уроке;

Предшествующая работа: диагностика знаний учащихся по теме.

Предварительное задание: вспомнить теоретический материал о склонениях, падежах существительных, правило правописания И, Е в падежных окончаниях существительных единственного числа.

Оборудование: компьютеры, презентация, карточки для индивидуальной самостоятельной работы, со смайликами, с гласными И, Е, со словами для конструирования предложений, рабочие листы для учащихся (приложение 4)

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте. Начинаем урок русского языка.

"Язык наш сладок, чист, пышен и богат" говорил А. Сумароков; "великим, могучим, правдивым и свободным" называл его И. Тургенев: Поэты и писатели прошлого не скупились на эпитеты, говоря о родном языке. Главная цель уроков русского языка в школе - грамотность. Писать без ошибок - это норма для грамотного человека. Сегодня мы приступаем к изучению очень важной темы на пути к грамотности. Тему вы назовете сами после просмотра мультэпизода. Внимание на экран. (1 минута)

Просмотр мультэпизода (приложение 1)

- Знаете ли вы ответ на этот вопрос? (Да, нужно определить падеж и склонение существительного, вспомнить правило правописания окончания в данной форме слова и правильно записать букву).

2. Сообщение темы и цели урока.

- Правильно. А сейчас сформулируйте тему урока (Правописание гласных и, е в окончаниях существительных)

-Сегодня мы повторим знания и закрепим умения по теме, полученные вами в начальных классах.

- Запишите число, классная работа и тему урока.

3. Актуализация знаний.

- Посмотрите на результаты диагностики ошибок в правописании окончаний существительных, составленную на основе выполненной вами работы: она представляет из себя таблицу, отражающую причины допуска вами ошибок в падежных окончаниях существительных единственного числа.

- Какие проблемы вы выявили у себя? (опрос 3 учащихся)

- Есть ли, ребята, необходимость в нашем классе для закрепления знаний по правописанию окончаний существительных? (Да)

4. Повторение материала, изученного в 4 классе.

- Итак, какие морфологические признаки существительного мы должны определить для того, чтобы правильно написать окончание существительного единственного числа. - Сформулируйте алгоритм работы.

- Верно.

Алгоритм правописания окончаний существительных, составленный вами, послужит нам ориентиром для повторения знаний, необходимых для того, чтобы добиться главной цели урока - усовершенствовать свои знания в правописании окончаний существительных.

Итак, поехали!!!

Отправляемся в путешествие до станции "Грамотность" через станции "Падеж имени существительного", "Склонение имени существительного", "Окончание имени существительного" и станцию "Самостоятельная" со всеми остановками по расписанию. Первая станция "Падеж имени существительного". Что мы видим из окна вагона (природу, селения, города). Правильно. Текст задания будет о природе.

Мы разделимся на 4 группы, вам даны слова в конверте, из которых вы должны составить одно предложение:

Наше Белое Озеро расположено между двумя деревнями. Летом у озера можно встретить и детей, и взрослых. Жители любят в нем купаться. В нашем озере обитают пескарь, карп и другие рыбы.

Проверка. Запишите предложение, найдите существительные, определите падеж.

Проверка падежей:

Именительный: озеро, жители, пескарь, карп, рыбы.

Родительный: у озера, детей, взрослых.

Дательный: -

Винительный: -

Творительный: между деревнями, летом.

Предложный:, в озере.

Существительных какого падежа не встретилось в тексте? (Дательного, винительного)

- В существительных какого падежа встречаются окончания И, Е (в родительном, дательном и предложном падежах)

- Правильно. Сегодня нас интересуют формы родительного, дательного и предложного падежа единственного числа.

- Эту часть пути вы преодолели успешно! Станция "Падеж имени существительного" достигнута.

И снова в путь.

Физкультминутка.

Встаньте и изобразите движение поезда.

- Молодцы, садитесь.

- Следующая станция - Склонение существительного

- Я вам называю существительное, вы называете другое существительное, которое имеет прямое отношение к мною названному предмету, например: школа (заведение) - учитель (тот, кто в ней работает)

Начнем

Магазин - продавец

Больница - врач

Пустыня - песок

корабль - капитан

А теперь я называю существительное, а вы подбираете к нему антоним. Что такое антоним? (слово противоположное по значению)

Ночь - день

Пол - потолок

Суша - вода

- Назовите существительные 1 склонения. Почему вы их отнесли к первому склонению?

- Назовите существительные 2 склонения. Как определили склонение?

- Назовите существительные 3 склонения. Как определили склонение?

- Расставьте стрелки в схеме на карточках, подпишите работы, сдайте на проверку.

- Сдайте работы.

Проверка смайликами. Оцените свою работу: если сделали правильно, то поднимите улыбающийся смайлик: неправильно - задумчивый.

- Молодцы, и эту часть пути вы преодолели успешно.

А сейчас следующий отрезок дороги - Окончание существительного.

Вспомним таблицу "Правописание е, и в окончаниях имен существительных".

Подпишите карточки, заполните таблицу.

(после сдачи работ таблица появляется на доске)

- Сейчас проверьте себя!

1 ошибка - "4", 2 ошибки - "3", более 2 - "2". Поднимите улыбающийся смайлик те, кто доволен своей работой, а если вы недовольны, поднимите задумчивый смайлик.

Итак, время не ждет, продолжаем путь. Но у нас случилась неприятность, железнодорожный тоннель закрыт на ремонт, а нам для преодоления этого препятствия, необходимо перебраться через гору. С этой секунды вы альпинисты. Будьте бдительны, внимательны, аккуратны, здесь каждый из вас страхует другого, спешка для альпиниста неуместна, главное - не совершить ошибку, не упасть с горы самому и не подтолкнуть для падения другого:

Работа по рядам на доске: запишите словосочетания в тетрадь, определите склонение и падеж существительного, запишите в скобки, определите правильное написание слова и вставьте пропущенную букву.

1 ряд 2 ряд 3 ряд
Находиться в больниц_

Плыть по рек_

Бродить по пустын_

Подъехать к деревн_

Спрятать в песк_

Поле рж_

Ближе к ноч_

Вспомнить о дедушк_

Жить в Сибир_

Увидеть в магазин_

Увидеть на вершин_

Спросить у бабушк_

Ехать на машин_

Играть на флейт_

Находиться в город_

У маленькой мыш_

Сидеть на крыш_

Спросить у подруг_

(Продолжаем работать по рядам: на доске 3 столбика слов, необходимо правильно дописать слова на доске (в скобках объяснить правописание), первый начнет с последнего слова, все остальные учащиеся, если замечают ошибку, то исправляют предыдущего, если у команды остается ошибка, то это будет означать, что команда не добралась до вершины.

(если на доске осталась ошибка, то класс находит ее, исправляет.)

- Молодцы. Садимся в поезд и едем дальше. Следующая станция "Самостоятельная"

Индивидуальное задание для 2 учеников, остальные работают с тестом. Работа производится на 2 карточках: в карточке с прописанными заданиями правильный ответ обводите в кружок, в рабочем листе в таблицу вписываете правильный ответ.

Работа с тестом (приложение 2)

Сдайте работы, самопроверка. 1 ошибка - "4", 2 ошибки - "3", более 2 - "2"

5. Рефлексия.

- Каждый из вас сейчас увидел были ли допущены ошибки в работе: поднимите улыбающийся смайлик те, кто доволен своей работой, а если вы недовольны, поднимите задумчивый смайлик.

- Очень рада за тех, кто успешно справился с заданием.

- И вот, наконец, мы у цели. Подъехали к станции "Грамотность".

А сейчас выходим на платформу. Как пишется это словарное слово?

Посмотрите, вас встречают люди вот с такими улыбками, потому что они давно усвоили правило правописания и, е в окончаниях существительных. И от всей души рады тому, что и вам это удалось!!!!

6. Домашнее задание.

Запишите домашнее задание: написать сказку об имени существительном по данному началу, в сказке должно быть не менее 6 слов с окончанием И, Е в существительных.

Начало сказки:

В некотором царств_, в некотором государств_ жило имя Существительное. Было у него 2 фаворита: склонение и падеж. Рассорились однажды фавориты, каждому из них казалось, что он важнее, чем другой:..

Посмотреть лексическое значение выделенного слова в словаре, подобрать к нему 2-3 синонима.

Итоговую оценку за работу на уроке вы получите после проверки двух сделанных вами работ, устные ответы будут учитываться при общем оценивании.

- Спасибо за урок.