Тип урока – усвоение новых знаний.
Урок построен по базовой модели и состоит из основных трех этапов:
- Мотивационно-ориентировочный этап (мотивация знаний, актуализация знаний и целеполагание)
- Этап осмысления (усвоение новых знаний)
- Рефлексивно-оценочный этап
Структура урока выбрана рационально, так как усвоение новых знаний опирается на актуализацию, мотивацию и целеполагание, также необходим этап осмысления нового материала и его рефлексия. На уроке делался главный акцент на формирование у учащихся знаний и умений по определению лексического значения приставок и их правильного написания.
Цель: научиться определять лексическое значение приставок, научиться правильно их писать.
Задачи:
- Обучающая: дать представление о трех группах приставок в зависимости от их написания.
- Развивающая: развитие орфографической зоркости учащихся, познавательных способностей через разнообразные виды деятельности.
- Воспитательная: осуществлять в ходе урока нравственное воспитание, воспитывать коммуникативные отношения.
Оборудование: компьютер, проектор.
ХОД УРОКА
Каждая часть слова что-то выражает, несет какой-то смысл, для чего-то служит.
А.Н.Тихонов
I. Организационный момент
Приветствие. Запись числа и классной работы.
II. Повторение
1. Сконструировать слово (Слайд 2)
– Начнем мы наш урок с небольшого
конструирования. Давайте соберем слово.
– Возьмите приставку в слове поехал, корень в
слове второй, суффикс и окончание в слове учение.
Какое слово получилось? (Повторение)
– А теперь обратите внимание на эпиграф к нашему
уроку. (Слайд 3)
Автор «Школьного толкового словаря русского
языка» А.Н.Тихонов сказал: «Каждая часть слова
что-то выражает, несет какой-то смысл, для чего-то
служит». Какие части слова имел в виду автор
данного высказывания? Назовите их.
– Когда в слове выделяем значимые части, какой
разбор мы выполняем?
2. Морфемный разбор слов: заговорим, говорливый, привокзальный, выстрел, бездорожный, в тростнике. (Слайд 4)
(Взаимопроверка)
– Назовите глагол, который присутствует среди
записанных слов.
– Определите способ его образования.
– Какие способы образования глаголов вы можете
назвать? Приведите примеры.
3. Работа с учебником
– Откройте учебник на с. 19, рассмотрим упр. 615.
Цель – закрепить представление о приставочном
способе как основном способе образования
глаголов и потренировать учащихся в определении
значения приставок.
– Какой вывод мы можем сделать на основе
рассмотренных примеров? (Каждая приставка
несет смысл, что-то значит)
– Что называется приставкой? Почему это значимая
часть слова?
– Запишем тему урока. (Слайд 1) Опираясь на тему,
определите цель нашего урока.
III. Изучение нового материала
– Откройте учебники на стр.21, внимательно
прочитайте текст и запишите группы приставок в
зависимости от их написания.
– На какие группы делятся приставки в
зависимости от написания? (Слайд 5)
– От чего зависит написание приставок на з\с?
Объясните написание приставки в слове
бездорожный.
– Из «Словарика значения морфем» выпишите
примеры на каждую группу.
Проверка.
IV. Закрепление
Упр. 618
1) Выразительно прочитайте текст. (Слайд 6)
2) Определите тему текста.
(В тексте идет речь не только о конкретной
ласточке. Дед Митрий объясняет поведение всех
ласточек. Кроме того, в этом фрагменте говорится
о людях, которым интересна природа и все живое.
Таким образом, тема текста – «Ласточки и люди».
– ласточки живут рядом с человеком и доверчиво
пользуются его помощью, часто невольной;
– человек наблюдательный, способный
по-настоящему любить природу, многое знает о ней
и может объяснить, например, поведение птиц.)
3) Определите тип речи, использованный в тексте. (Повествование с элементами описания и рассуждения: рассказ о случае, который произошел с автором; описание поведения ласточек; рассуждение о том, почему ласточка так себя вела.)
4) Как можно озаглавить текст? («Смышленная ласточка»)
5) Выполните задание №2 к упр.618.
6) Проверка.
– Какая группа приставок нам не встретилась в
словах данного текста?
– Из слов, предоставленных вам для морфемного
разбора, назовите то, которое соответствует
отсутствующей группе. (Привокзальный)
– Как мы можем объяснить написание приставки в
данном слове?
V. Домашнее задание (Слайд 7)
1) Упр.619
2) Выучить правило о написании приставок (стр.21)
VI. Рефлексия (Слайд 8)
– Давайте вспомним эпиграф нашего урока.
– О какой части слова мы сегодня говорили?
– Что нового узнали о данной морфеме?
– Чему научились?
VII. Итог урока (Слайд 9)
Собери слово:
Корень мой находится в цене, –
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале! (Оценка)
Выставление оценок за урок.