Технология проектирования при обучении иностранному языку

Разделы: Иностранные языки


Изменения, которые происходят в современном образовании, требуют пересмотра методических систем обучения различным учебным дисциплинам, в том числе и иностранным языкам.

Согласно Государственному образовательному стандарту высшего педагогического образования, проектировочная деятельность современного учителя является неотъемлемым компонентом его профессиональной деятельности. Поэтому освоение проектировочной деятельностью учителями иностранных языков приобретает в настоящее время первостепенное значение и выводит их на новый уровень педагогического и методического мышления.

Эта работа предполагает формирование у педагога технологического видения процесса обучения, его особенности и специфики в соответствии с предметным содержанием учебной дисциплины. Он становится автором проекта учебного процесса, реализация которого позволяет сформировать у учащихся значимые качества личности, знания изучаемого предмета.

В поисках пути интенсификации и оптимизации учебного процесса я познакомилась с педагогической технологией В. М. Монахова, которая решает две главные задачи современной школы: проблему учителя и проблему учебного процесса. После подробного изучения данной технологии, я включила ее элементы в свою педагогическую практику и успешно использую их.

Практическую работу я начала с того, что проанализировала учебную программу, государственные стандарты (пояснительные записки, требования к знаниям и умениям учащихся по иностранному языку), учебный план. Выделила ведущие знания и умения по учебной теме, произвела структурирование учебного материала, то есть определила такую логическую взаимосвязь между ведущими знаниями и умениями, которая была бы наиболее рациональной и экономной с точки зрения её усвоения и хранения в долговременной памяти школьника.

К каждой теме разработала технологическую карту, которая является паспортом учебного процесса по отдельной учебной теме.

Технологическую карту (ТК) я представила в виде таблицы, состоящей из пяти блоков. Три столбца, расположенные в центральной части таблицы, соответствуют таким блокам как: формулировка учебных целей, тексты диагностических работ, банк данных о типичных ошибках и затруднениях учащихся (блок "Коррекция"). Коррекция понимается как мера помощи учащимся. Она рассчитана на тех, кто не достиг уровня стандарта.

Учителю необходимо выявить возможные затруднения при освоении учебного материала, типичные ошибки, которые могут допустить учащиеся в этой теме и предложить систему мер, выводящих ученика на уровень образовательного стандарта.

Здесь же даны конкретные методические рекомендации по "профилактике" ошибок и нейтрализации трудностей. В верхней части ТК отражен первый уровень логической структуры учебного процесса, фиксирующий количество и размер технологических зон ближайшего развития. В нижней части ТК содержится информация о дозах домашнего задания учащихся.

Диагностические работы имеют трехуровневую структуру. Первые два задания диагностической работы соответствуют уровню государственного образовательного стандарта. При этом будучи едиными по уровню сложности, они различны по сюжету. Далее следуют задания на "хорошо" и "отлично". Причем, если задания на "хорошо", в большинстве случаев отражают чисто техническое усложнение стандартного уровня, то задания на "отлично" связаны с усложнением идейного, сущностного характера. В этом случае диагностическая работа является типичной "лесенкой сложности".

Трехуровенны и дозы домашних заданий учащихся.

Каждая ТК я сопроводила комментарием. Причем комментируется диагностическая работа. Идейная и структурная сторона соответствующих доз домашнего задания изоморфна идейной и структурной стороне диагностических работ. Доза домашнего задания естественно больше по объему и содержит наряду с заданиями подобными заданиям диагностики, некоторые их частные случаи.

После создания ТК я сопоставляю спроектированный учебный процесс с реальным учебным процессом. Данная карта отражает возможную последовательность моих действий как учителя и ученика для достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ. Это позволяет достичь новых уровней развития личности, учебной, социальной и личной успешности. Таким образом, в процессе обучения у учащихся должна сформироваться опорная система знаний, позволяющая им самостоятельно искать и использовать необходимые средства и способы достижения поставленных целей, взаимодействовать с окружающим миром, формировать свое отношение к нему, осмыслить нравственно-этические нормы.

Технологическую карту проектирую не только для себя, но и для ученика, и это меняет традиции взаимоотношений "учитель - ученик". Таким образом, учитель не старается "подловить", "изобличить" ученика, а дает ему возможность увидеть, по каким вопросам будут оценивать его знания, на каком уроке это будет происходить, что он получит за выполнение определенных заданий. То есть учебный процесс становится "прозрачным". Тематическое планирование в форме технологических карт имеет ряд преимуществ перед классическими тематическими и поурочными планами, так как:

- учащиеся сознательно подходят к выполнению заданий, потому что видят перед собой конкретные цели;

- обеспечивается 100% вовлеченность учащихся в процесс обучения;

- реализуется принцип индивидуального подхода в обучении;

- ТК позволяет учащимся, пропустившим занятия, самостоятельно восполнить пробелы в знаниях;

- ТК позволяет вести статистический учет успеваемости и прослеживать динамику развития учащихся;

- при общении с учителем снимается барьер общения на иностранном языке.

Использование технологической карты позволяют организовать учебный процесс в новом качестве. Уроки, построенные на основе технологической карты с использованием принципов информационного взаимодействия не утомительны для учащихся, а интересны и эмоциональны, повышают их активность. Кроме того, учащимся создаются условия для самостоятельного приобретения знаний и их практического применения. Как известно, эффективность учебного процесса во многом зависит от того, насколько учащиеся заинтересованы в своем ученье. Обучение бывает успешным лишь тогда, когда творческой деятельности учителя сопутствует столь же активная творческая деятельность учащихся.

В ходе апробации технологических карт я анализировала процесс обучения иностранному языку в условиях средней общеобразовательной школы, осуществляла изучение позитивных и негативных сторон, трудностей исследуемого явления, определяла методы диагностики, выявляла уровень мотивации. В результате констатации фактов на основе наблюдений и анализа результатов работы с учащимися я определила, что у школьников повысилась работоспособность, полнота усвоения содержания знаний по иностранному языку. Они проявляют высокий интерес к познанию новых фактов, явлений, событий страны изучаемого языка, их действительно интересует сам процесс изучения языка, а не результаты выполнения каких-либо заданий. Практическое применение ТК повышает эффективность усвоения материала, стимулирует познавательную деятельность учащихся, оказывает положительное воздействие на весь процесс обучения иностранному языку.

Итак, технологическая карта - это проект учебного процесса, осуществление которого дает учителю гарантию, что все учащиеся усвоят программу по определенной теме на обязательном уровне, а способным ученикам дает возможность усвоения материала на высоком уровне.

По сравнению с традиционными методиками работа по технологическим картам отличается:

- интерактивностью, что открывает возможность творческой реализации для учителя;

- возможностью планировать и осуществлять системно-деятельный подход на практике;

- алгоритмизацией процесса передачи и приема учебной информации при изучении темы;

- технологичностью и обобщенностью.

Таким образом, технологическая карта является не только тематическим планом учителя для обучения школьников иностранному языку, но и обеспечивает условия учащимся для планирования, организации своей учебной деятельности, контроля хода ее выполнения, анализа, оценки полученных результатов, коррекции выявленных пробелов в знаниях. Переход на технологический уровень помогает преподавателю стать профессионалом, выступает альтернативой формального образования. Технология В.М. Монахова позволяет учитывать особенности личности учащихся, строить учебный процесс целостно и системно, что не всегда можно встретить в традиционных методиках.

Технология проектирования помогает мне по-новому взглянуть на свою собственную педагогическую деятельность, позволяет повысить потенциал профессиональной деятельности и творчества. Внедрение в учебный процесс технологии проектирования показал серьезные возможности и пути его совершенствования.