Досуговая деятельность как средство развития физического потенциала у детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


"Желаете образовать ум вашего ребенка,
укрепляйте его силы, которыми ум должен управлять,
развивайте настойчиво его тело, сделайте его крепким
и здоровым, чтобы он стал мудрым и рассудительным".
Ж.Ж.Руссо

В современном обществе предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям. В тоже время, забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужно личности сознательные, творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Дошкольный возраст - это возраст, в котором закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки и умения, создаются условия для развития физических качеств. В этом играет особую роль взрослый: родитель и педагог. Для этого используются разные средства: интенсивное закаливание, подвижные игры, активный отдых, туризм и спорт. Но особое место отводится активному отдыху.

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад № 47" г. Соликамска. Двигательный режим, обеспечивающий активный отдых, удовлетворяющий естественную потребность детей в движении - важнейший оздоровительный и профилактический фактор общего режима дня детского сада. Однако, непосредственная образовательная деятельность по реализации области "Физическая культура" не может восполнить дефицит двигательной активности дошкольников. Кроме того, двигательные умения и навыки, приобретенные на занятии должны использоваться детьми в различных жизненных обстоятельствах и игровых ситуациях.

Поэтому, совершенствование, закрепление двигательных умений и навыков, удовлетворение естественной потребности детей в движении осуществляется путем организации досуговой (внеурочной) деятельности, через праздники, развлечения, Дни здоровья, спортивные соревнования, конкурсы и турниры. Основная их направленность не на результат, а на процесс получения психического и физического удовлетворения.

Смотр песни и строя "Есть у нас пилоты, есть и моряки:", посвященный Дню защитника Отечества, весенняя легкоатлетическая эстафета "День бегуна", посвященная Дню Победы стали ежегодной традицией нашего детского сада.

Цель мероприятий: пропаганда активного здорового образа жизни и спорта, выявление и поддержка потенциально одаренных в физическом развитии детей дошкольного возраста. Командные выступления воспитывают у детей чувство ответственности перед товарищами, создают общность радостных переживаний, вызывают уважение друг другу, гордость за достигнутые успехи.

Смотр песни и строя проводится для детей старших и подготовительных к школе групп (приложение 1). Организация данного мероприятия требует предварительной работы: выбор рода войск, разучивание названия, девиза и строевой песни, подготовка костюмов, атрибутов и показательного выступления детей.

Содержание выступления детей составляют знакомые строевые упражнения, соответствующие возрастным особенностям:

  • для детей старших групп: построение в шеренгу, колонну, сохраняя интервалы и дистанцию; повороты на месте налево, направо, кругом переступанием на месте и в движении; перестроение из одной шеренги в две, три, из одной колонны в две, три, четыре после предварительного расчета; смыкание; ходьба в колонне по два;
  • для детей подготовительных групп: самостоятельное построение в шеренгу, колонну, соблюдение интервала и дистанции, равнение в колонне, шеренге, точное выполнение команд - "Становись", "Равняйсь", "Направо", "Налево", "Кругом", "Шагом марш", "Группа, стой!"; перестроение после предварительного расчета из одной шеренги в две, три, из одой колонны в две, три; выполнение поворотов переступанием налево, направо, кругом, перестроение из одной колонны в несколько в движении разными способами, размыкание приставными шагами, на интервал "руки в стороны"; ходьба в колонне по три, по четыре сохраняя интервал и дистанцию.

Комбинации строевых упражнений и способы перестроений могут быть разными (перестроение из колонны по одному в две, три, в четыре на месте и с поворотом в движении, уступами, способами "дробление и сведение", "разведение и слияние" (приложение 2). Текст строевой песни должен соответствовать теме и содержанию мероприятия, возрасту детей (использование песен детского репертуара) доступен для восприятия по темпу и ритму.

Структура: открытие праздника начинается с парада участников под военный марш, приветствия, сдачи раппорта командирами отрядов <рисунок 1,2,3,4,5,6,7> и жеребьевкой. В программу I части включаются массовые показательные выступления детей, состоящие из общеразвивающих упражнений с различными предметами (мячи, обручи, гимнастические палки, султанчики, флажки), спортивно-танцевальных композиций, построения пирамид.

В основной части смотра проходят показательные выступления сотрудников и детей (построения, перестроения, повороты, строевая ходьба, исполнение песни без музыкального сопровождения) <рисунок 8>.

В заключительной части организуются игры разной интенсивности: "Ровным кругом", "Запрещенное упражнение", "Хлоп, стоп, раз!", "Четыре стихии", "Шишки, желуди, орехи", "1,2,3 - замри и фигуру изобрази", "Пусто место", "Как у бабушки Маланьи"; "У дядюшки Трифона", "Змея", "Редька", "Пятнашки по кругу", "Горелки"; "Лавата", "Если весело живется, делай так", "Ищи", "Буги-вуги" и т.д. (приложение 3). Кроме того, подводятся итоги, награждаются победители и участники <рисунок 9,10>

Для подведения итогов смотра рекомендуется создать независимую судейскую коллегию в количестве 3-5 человек. Предварительно познакомить их с критериями оценивания выступлений (приложение 4). Необходимо продумать озвучивание результатов:

  • после каждого выступления объявляется результат и обоснование поставленного балла;
  • после всех выступлений по каждому критерию и подведение общего итога;
  • использование табло с обозначением результатов после каждого выступления.

Спортивная эстафета организуется для детей 5-7-летнего возраста (приложение 5), так как детям младших и средних групп не свойственно чувство коллективизма, они заботятся только о своем успехе.

Организация мероприятия предусматривает предварительную работу по обучению детей правилам передачи эстафетной палочки и поведения участников на соревнованиях.

При проведении эстафеты важен правильный подбор детей в команде и их распределение по этапам. Формирование команд проходит заранее. Отличительным знаком принадлежности к забегу (2 забега от каждой возрастной группы) служат геометрические фигуры двух цветов (красный, желтый) с номером этапа.

В состязании участвуют все дети группы. Однако, педагоги должны осознавать свою ответственность за жизнь и здоровье детей. С этой целью, накануне соревнования, воспитатель консультируется с врачом детского сада и не допускает детей к забегу, имеющих отклонения в здоровье.

Требования:

  • проведение эстафеты на открытом воздухе во время дневной прогулки за 30-40 минут до ее окончания;
  • создание группы сотрудников для распределения участников по этапам с отличительными знаками;
  • длина дистанции бега на скорость соответствует возрастным особенностям детей 5-7 лет (30 метров);
  • линия старта и финиша (начало и конец этапа) отмечены хорошо видимой чертой с номером этапа;
  • забег спортсменов начинается по команде "На старт, внимание:", поднимается красный флажок, "марш!";
  • обязательно проведение разминки на основные группы мышц, участвующих в движении.

Структура:

Открытие весенней эстафеты (парад участников, приветствие, внос флага Олимпийских игр, массовая разминка с нестандартным оборудованием).

Забег (2 забега детей 5-6 лет и детей 6-7 лет).

Игротека.

Награждение участников и победителей дипломами и подарками, вынос флага Олимпийских игр.

Круг почета победителей соревнований и торжественнее шествие участников.

Результат спортивных соревнований определяется по мере прибытия ребенка последнего этапа к финишной ленте.

При проведении смотра организаторы должны создать благоприятную психологическую обстановку для участников, так как среди дошкольников встречаются ранимые дети, неадекватно реагирующие на проигрыш и неудачу. Поэтому, при подведении итогов обязательно награждение каждой группы и участника.

Анализ достижения детьми планируемых результатов и здоровья показал:

  • увеличение уровня физической подготовленности на 23%, физической силы на 39,4%;
  • превышение возрастных нормативов на 22,6%;
  • уменьшение количества детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата на 23,9% (2007 год - 34,9%, 2010 год - 11%, 2011 год - 13%);
  • увеличение количества дошкольников с I группой здоровья на 6% (2007 год - 4,4%, 2009 год - 10,4%, 2010 год - 10,6%);
  • показатели заболеваемости детей 2010 года ниже краевых на 1,4 детодней.

Таким образом, организация внеурочной деятельности в сочетании с непосредственной образовательной деятельностью приводит к положительной динамике в развитии физического потенциала и здоровья дошкольников. Только при тесной взаимосвязи всех участников педагогического процесса можно добиться позитивных результатов. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов - важный фактор сплочения семьи и детского сада, укрепления здоровья и нравственного климата, возрождения добрых традиций и общих интересов.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.