Занятие в тренинговом режиме "Школьная жизнь и закон"

Разделы: Классное руководство


Цель: формирование у учащихся способностей соотнести правовые нормы с реальными межличностными отношениями, способствовать развитию морально-правовой рефлексии.

Задачи:

  • основываясь на конкретных жизненных ситуациях, подчеркнуть опасность предубеждений и стереотипов в отношениях между подростками;
  • воспитывать уважение к правам и свободам личности, чувство собственного достоинства, справедливости;
  • формировать навыки бесконфликтного общения и самоопределения личностных позиций при столкновении со злом;
  • развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию, умение выслушивать и принимать во внимание позицию другого.

Интерактивные стратегии:

  • Мозговой штурм.
  • Игра-разминка "Строим плотину".
  • Игра на сплочение "Клубок жизни".
  • Упражнение "Сотрудничество".
  • Игра "20 вопросов".
  • Работа с дилеммой.
  • Упражнение "Займи позицию - защита или обвинение".
  • Энергизатор - игра "Данетка".
  • Рефлексия.

Дидактический материал:

  1. Плакаты с текстами законов.
  2. Листочки на каждую группу.
  3. Таблички для упражнения "Займи позицию".
  4. Иллюстрация к сказке "Гадкий утенок".
  5. Клубок мягких, крепких нитей, яркого цвета.

Организация рабочего пространства: участники садятся в круг, педагог равноправно включен в это пространство (т.е. педагог является участником "круга").

Время: 50 мин.

Аудитория: учащиеся 6-7 классов.

Словарь урока: демократия, дилемма, предубеждение, стереотип.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ

№ этапа Суть этапа Методы и формы работы Время
1-й этап Создание мотивации на последующую деятельность.

Обмен жизненным опытом.

- Цель занятия.

- Принятие правил работы в круге. Упражнение "Строим плотину"

- Игра на сплочение "Клубок жизни".

- Мозговой штурм

(работа индивидуальная и в парах).

2 мин.

5 мин.

5 мин.

3 мин.

2-й этап Систематизация и дополнение

имеющихся знаний в процессе решения практических задач (побуждение весь класс думать о каждом отдельном ученике, как о самостоятельном человеке, обладающем своими особенностями; о необходимости сотрудничества в классном коллективе).

- Работа с иллюстрациями к сказке, ответы на вопросы.

- Игра "20 вопросов".

- Упражнение "Сотрудничество".

- Игра "Конституция класса"

3 мин.

3 мин.

3 мин.

5 мин.

3-й этап Решение дилеммы (развитие способностей соотнести правовые нормы с реальными межличностными отношениями, способствовать развитию морально-правовой рефлексии). - Работа в мини-группах и индивидуально.

- Упражнение "Займи позицию - защита или обвинение".

15 мин.
4-й этап Подведение итогов. Выводы.

Рефлексия.

- SМS другу (индивидуальная работа). 5 мин.

Этапы занятия

1-й этап.

Цель: обмен жизненным опытом; создание мотивации на последующую познавательную деятельность.

Добрый день, дорогие друзья! (слайд № 1).

Сегодня мы с вами познакомимся с законами, которые помогают нам в повседневной жизни, в общении с окружающими. Попробуем правильно реагировать на ситуацию, когда эти законы нарушаются.

Начнем нашу встречу с игры-разминки "Строим плотину" (слайд № 4).

Инструкция. Разбейте класс на группы и объясните им задание.

группа - "взрыватели". Когда вы махнете рукой, они должны издать звук, похожий на взрыв "бух!".

группа - "строители". Сразу после взрыва, когда вы дадите им знак, они должны начать стучать ногами, имитируя ходьбу.

группа - "бурильщики". Когда вы дадите им знак, они должны начать бурить, издавая звук "бр-бр-брррр...".

группа - "машины", которые должны по вашему сигналу издавать звук работающей машины "ж-ж-ж-ж...".

Проиграйте условие с каждой группой отдельно, затем все вместе, по вашему сигналу, по очереди проигрывают свою роль.

В конце игры все вместе должны издать звук журчащей воды, бегущей по построенному каналу.

Спросите у ребят, какие ощущения они испытали в ходе игры, переживали ли они за ребят другой группы.

Сделайте вывод: вы были отдельными группами и в то же время одной командой. Выполнение задания зависело от выполнения каждой группой правил и слаженной работы всей команды в целом. И сегодняшняя работа будет также зависеть от соблюдения каждым из нас правил, которые я предлагаю вам вместе сейчас принять и обсудить.

Я предлагаю вам провести сегодняшнюю встречу в новой форме: работа в круге. А для того, чтобы чувствовать себя комфортно и безопасно, нам необходимы правила.

Правила регулируют отношения между людьми, с помощью правил создаются необходимые условия работы. Это инструмент, который сдерживает и регулирует поведение участников. Для того чтобы подчинение правилам было осознанным, сейчас нам предстоит выработать эти правила и принять их. То есть по каждому правилу будет организованна голосование.

Поскольку у вас не было подобного опыта работы, я предлагаю ряд правил (слайд № 5).

1) Доверительный стиль общения (насмешки и злословие исключаются)

2) Общение по принципу "здесь и сейчас" (обсуждение только того над, чем работаем).

3) Искренность в общении (если нет желания говорить правду - молчим).

5) Активность (даже если упражнение кажется неинтересным, работаем).

6) Недопустимость непосредственных оценок (оцениваем не человека: "Он не прав", "Он мне не нравится", а поступки: "Я не согласен с действиями...").

Уважение к говорящему (даем возможность высказаться, а потом уже задаем вопросы).

Эти правила необходимо обсудить. Возможно, с какими-то из них вы не согласитесь. Возможно, захотите их дополнить.

Игра на сплочение "Клубочек жизни" (слайд № 6).

Вы видите у меня в руках клубок ниток, давайте сыграем в игру. Я называю свое имя и говорю что-то приятное своему соседу, передавая ему конец клубка, а он - своему соседу с хорошими пожеланиями. Он, разматываясь, связывает нас всех одной нитью. Эта нить - жизнь.

Обойдя весь класс, клубочек опять вернется к учителю. Обратите внимание на то, что нить жизни нужно беречь, не обрывать. Нить не должна запутаться. Жизнь нельзя прожить заново.

После того как нить обойдет всех воспитанников, задаются вопросы:

- С чем можно сравнить наш клубок? (Жизнь.)

- А если мы сейчас можем найти конец нашей нити? (Жизнь протекает легко.)

- А если запутать нашу нить, что будет? А применительно к нашей жизни?

Вот представьте себе, что жизнь любого человека - это нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым бедствиям.

Очень часто окружающие нас люди забывают, что они только гости в этом прекрасном мире. Некоторые проводят время впустую, предаваясь праздной лени, порокам: пьянству, наркотикам. Другие хотят только материального благополучия, забывая о родителях, детях, идут иногда на обман, подкуп и преступление.

Обществу не безразлично, какими вырастут дети. Назовите те черты развития личности, которые очень важны для блага людей во всем мире.

Мозговой штурм

Учитель с помощью двух человек быстро под диктовку всего класса записывает на доске те черты, которые назовут дети: свободолюбивый, активный, грамотный, смелый, энергичный, уважающий людей, честный, порядочный и др.

Этот серьезный процесс, который контролируют государственные органы, называется ...? (Образование.)

В нашем Основном законе - Конституции РФ - образование определено как право и обязанность каждого.

ОБРАЗОВАНИЕ - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства (слайд № 7).

2-й этап

Цель: систематизация и дополнение имеющихся знаний в процессе решения практических задач.

Работа с иллюстрациями к сказкам

- К какой сказке относится эта иллюстрация? (слайд № 8,9, 10).

Все ли герои сказки "Гадкий утёнок" относятся друг к другу по-братски?

Кто из обитателей двора пользуется самым большим авторитетом и почему?

Должны ли все герои иметь равные права независимо от своего происхождения?

Почему обитатели двора обижали гадкого утёнка? Выберите правильный ответ.

а) Он был самый умный.

б) Он был совсем не похож на других.

в) Он был самый красивый.

г) Он был самый вежливый.

- Поступают ли ребята твоего класса как обитатели двора?

Игра "20 вопросов" (слайд № 11).

Цель: Дети должны отгадать, кого из них загадал ведущий.

Это побуждает весь класс думать о каждом отдельном ученике, как о самостоятельном человеке, обладающем своими особенностями.

Инструкция. Ученики задают не больше 20 вопросов ведущему, спрашивая о внешнем виде, об особых качествах, умениях, чертах характера и т. д. Когда у кого-нибудь из ребят возникнет идея, он может, молча поднять руку, пока ничего не называя.

Вы продолжаете отвечать на вопросы, пока не ответите на все. Если все ребята поднимут руки, вы прекращаете отвечать на остальные вопросы. Ребята высказывают свои предположения о том, кого загадал ведущий.

Анализ игры.

Есть ли в нашем классе дети, похожие друг на друга?

Можете ли вы назвать двух детей из нашего класса, которые во всем отличаются друг от друга?

Есть ли в классе кто-нибудь, кто похож на тебя?

Необходимо подвести ребят к выводу, что все они очень разные, но их объединяет то, что они пришли в школу учиться.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - ЭТО ПРАВО КАЖДОГО БЫТЬ СОБОЙ

Нельзя образовать человека, если он не способен сотрудничать учителями, с одноклассниками. Если он приходит в школу от нечего делать, если он настроен, бесцельно пройти по жизни. Если, так говорил Платон, он "не удобен для общения".

Упражнение "Сотрудничество" (слайд № 12).

Инструкция. Все участники образуют, стоя лицом друг к другу, коридор из двух шеренг. Середина - это полоса около 8 м.

Нужно быть внимательным к тому, что говорит учитель. Если вы согласны с тем, то делаете шаг вперед. Если вы не согласны, то делаете шаг назад. Ширина "шага" - 20 см.

  1. Сотрудничество - это когда мы вместе против проблем.
  2. В нашем классе все уважают друг друга.
  3. Мне не нравится человек, который срывает уроки.
  4. Нельзя присваивать клички и прозвища.
  5. Я ориентируюсь в школе главным образом на учебу.
  6. Мне некогда болтать, отвлекаться на уроках.
  7. Нет плохих учителей, есть плохие ученики.
  8. Если у меня двойка, то в этом только моя вина.
  9. Мне нравится учеба в нашем классе.
  10. У нас на уроках все внимательны и дисциплинированны.
  11. Мы часто собираемся все вместе на школьные вечера и дискотеки.
  12. У нас не звучат нецензурные слова.
  13. Все учителя в школе уважают наш класс.
  14. Мы редко ссоримся.
  15. В классе нет проблем по поводу дежурства.
  16. Все в нашем классе следят за своей внешностью.

Итоги упражнения.

Если вы подошли близко к полосе, которая была серединой вашего "коридора" или вступили на нее, то вы готовы сотрудничать, вы дружелюбны, вы демократичны. Но в школе жизнь полна сложностей. Очень часто возникает необходимость решить дилемму. А решить ее однозначно невозможно.

Игра "Конституция класса" (слайд № 13).

Инструкция. Для этого приготовьте "язычки" с текстом на каждую пару участников. Работая в парах, ребята определят наиболее важные правила, которые войдут в конституцию класса. Дайте возможность по очереди выступить всем от каждой пары.

Путем открытого голосования (поднятием руки), определите рейтинг (важность) данного правила. Пять самых популярных правил зафиксируйте на плакате и поместите в "Классном уголке". Объясните, что теперь эти правила будут выполняться всеми и всегда.

"Язычки" для игры:

  • ДИСЦИПЛИНА
  • НЕ ОБЗЫВАЙ ДРУГИХ
  • ЧИСТОТА
  • НЕ ПОДСКАЗЫВАЙ
  • АККУРАТНОСТЬ
  • НЕ СПИСЫВАЙ
  • ПОСЛУШАНИЕ
  • НЕ ДЕРИСЬ
  • УВАЖЕНИЕ
  • НЕ ОТВЛЕКАЙСЯ
  • ТОЧНОСТЬ
  • НЕ ПЕРЕБИВАЙ ДРУГИХ
  • ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ
  • НЕ ВЫКРИКИВАЙ
  • ВЕЖЛИВОСТЬ
  • НЕ ОПАЗДЫВАЙ

Игра-активизатор "Данетка"

Инструкция. Ученики быстро, не задумываясь, поднимают руку, ответ "да"; при ответе "нет" сидят спокойно.

  1. Могут ли ученики попросить директора заменить учителя?
  2. Могут ли учителя обзывать детей?
  3. Может ли ученик обозвать учителя?
  4. Будет ли наказан учитель, если он ударил ученика?
  5. Имеет ли право ученик курить в школьном туалете?

3-й этап.

Цель: развитие способностей соотнести правовые нормы с реальными межличностными отношениями, способствовать развитию морально-правовой рефлексии.

Работа с дилеммой (слайд № 14).

В большом и красивом городе жила маленькая девочка. Училась она в большой красивой школе. Но в сердце этой девочки поселился колючий ежик, который к 13 годам превратился в дикобраза, а девочка стала атаманшей в классе.

Родители Аллы (имя ее изменено) постоянно ссорились, дрались в ее присутствии, распивали спиртное, не заботились о ней.

Единственное место, где она чувствовала себя человеком - это родная школа. Алла мечтала стать юристом. Была остра на язык. Могла сказать все, что хотела, даже директору школы. А в 9-м классе она стала посещать секту сатанистов и взахлеб описывала ребятам оргии, которые там устраивались.

С "неинтересных" уроков она сбегала, организуя целую группу ребят. Не скрывала, что дружит со скин-хэдами, которые участвовали в нападении на латиноамериканских студентов.

В классе были те, кто дружили с ней, и те, кто ее осуждали и даже требовали исключить из школы...

Как справиться с ситуацией?

Инструкция

Шаг 1. Образуйте 2 группы по 4-5 человек в каждой,

Работая в группах, составьте два списка качеств этого неформального лидера: "За что уважали Аллу" и "За что осуждали Аллу",

Шаг 2. Нарушен ли закон?

Для этого учитель предлагает вниманию ребят плакаты на доске. Нужно найти в поведении Аллы то, что противоречит закону.

Конституция Российской Федерации (извлечение) (слайд № 15).

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 3.4

Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти, присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Статья 47.3

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 29.2

Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Чтение и обсуждение Федерального закона Об образовании"

Федеральный закон "Об образовании" (извлечение) (слайд № 16).

Содержание образования должно быть ориентировано на:

  • развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка;
  • воспитание уважения к родителям, культурной самобытности ребенка, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизации, отличной от его собственной;
  • подготовку к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, терпимости, равноправия.

Вопросы для обсуждения:

1. Нашли ли ребята, осуждавшие Аллу, в законах подтверждение своих взглядов?

2. Какие нравственные (моральные нормы), закрепленные в законах, нарушала Алла?

3. Можно ли было обратиться с суд, в милицию?

4. Как можно было решить дилемму?

...И вот однажды директор вошел в класс вместе с новенькой. Она приехала с родителями из Англии.

-Как ее зовут? - спросили ребята. Девочка улыбнулась "Как английскую королеву!" С этого момента Алла перестала быть единственным лидером.

Лиза свободно говорила по-английски, но зато не знала многого по программе обычной школы. Ребята с удовольствием помогали ей, бывали у нее дома. Родители Лизы подарили школе 4 компьютера и новую мебель для класса, где обучалась их дочь.

Алла подговорила двух девочек пригласить "королеву" в лесополосу для разборок...

Почему у Аллы сложилось предубеждение против новой одноклассницы?

Как у вас принято встречать новеньких?

За что, по-вашему, Алла могла ненавидеть Лизу?

- Что за разборка произошла в лесополосе?

Девочки обвинили Лизу в том, что она возомнила о себе много, что ее родители подкупают учителей.

Потом они стали избивать ее, заставили встать на колени, целовать им руки и просить прощения. Когда Лиза потеряла сознание, они ушли домой.

Случайные прохожие нашли девочку через несколько часов. Она умерла в больнице, не приходя в сознание.

Упражнение "Займи позицию - защита или обвинение".

Класс поделен на 3 зоны: на 1 стене висит табличка "Защита", а на другой - табличка "Обвинение", центр класса оставлен тем, кто затрудняется ответить. Ребята должны занять ту часть класса, которая соответствует их убеждениям. Каждый должен выступить со своими доводами в защиту Аллы и ее друзей или с обвинениями. Не нужно прерывать ребят, комментировать. Установите регламент.

- Нарушая общественные нормы, нормы морали, человек уже готов на совершение правонарушения. Особо опасные правонарушения - преступления - совершаются часто с молчаливого согласия окружающих (слайд № 17).

Зло очень живуче. Уметь его различать, уметь дать ему отпор, просто противостоять не каждому под силу. Поэтому на помощь детям должны были прийти взрослые.

Главная вина лежит на самой Алле. Но она бы ничего не сделала, если бы в классе ей не оказывалась поддержка. К сожалению, такого типа преступления на почве предубеждений, подростковой неприязни не так уж редки в школах.

4-й этап.

Цель: подведение итогов работы, рефлексия.

ЗАПОМНИ!

С вашего молчаливого согласия может совершить свое зло жестокий и коварный человек. Учитесь противостоять жестокости, агрессии и насилию.

Для этого есть законы, которыми мы должны уметь пользоваться. В этом вам помогут ваши родители, педагоги и воспитатели.

Упражнение "Стиральная машина".

Поставьте детей на небольшом расстоянии в два параллельных ряда лицом друг к другу. Пусть один ребенок пройдет с одного конца между этими рядами ("через мойку"). Каждый, где это допустимо в условиях местной культуры, дружески похлопывает его или ее по спине или пожимает ему (ей) руку, одновременно произнося слова похвалы, симпатии и поощрения. В результате этого из такой "мойки" появляется сияющий, счастливый человечек. Она (он) затем присоединяются к ряду, и эта процедура затем снова повторяется.

Рефлексия.

Каждый участник должен осознать, что изменилось в его сознании в процессе занятия.

SМS другу (слайд № 18).

Предложите ученикам очень коротко сообщить другу о своем состоянии после занятия.

Для записи учащимся раздаются небольшие листочки бумаги, где они анонимно выполняют это задание. Такая форма рефлексии очень значима, может быть, вы прочтете то, что дети не решились произнести вслух.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. К. Фопель, М, Генезис, 1998.
  2. Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. 8-11 классы. Изучение конституции - Фалькович Т. А., Толстоухова Н. С., Высоцкая Н. В., М. Вако. 2006.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ЗАНЯТИЯХ.

Мозговой штурм - метод обучения, при котором учащиеся совместно систематизируют имеющийся у них опыт или решают проблему через индивидуальные высказывания и обобщения.

Работа в мини-группах - организация педагогического процесса таким образом, чтобы каждый обучающийся был равноправно с остальными вовлечен в учебную деятельность, таким образом достигается коллективный результат деятельности.

Энергизатор - психогимнастическое упражнение, позволяющее создать положительную психологическую атмосферу в группе, активизировать внимание учащихся и закрепить различные умения и навыки в игровой форме.

Рефлексия - способность к анализу самого себя.

Приложение.