Музыкальный вечер, посвященный флейтовой музыке разных стилей и композиторов, для школьников средних и старших классов.
Цели: создание особой благоприятной атмосферы для восприятия классической музыки (атмосфера музыкально-поэтического салона), обострение восприимчивости через слово, комплексное развитие музыкальности детей.
Задачи:
- Дать представление о звучании флейты, образное ощущение ее тембра, выразительных возможностей инструмента;
- вызвать эмоциональный отклик слушателей на звучание музыки разных эпох как возможность обострения восприимчивости детей к классической музыке;
- развивать целостную музыкальность детей через объединение различных видов искусств, прежде всего музыки и поэзии;
- развивать способности детей к построению ассоциативных аналогий между собственными ощущениями и звуковыми и поэтическими образами.
Тезисы к музыкальному вечеру “Зимняя сказка для флейты…”:
- Рождественская история о флейте.
- Противоречия Шопена в жизни и в музыке. Музыка – как источник жизни.
- 18 век “разговаривает” с 20-м веком…
- Старинные танцы – музыка для танцев или для Духа?
- Народность в музыке.
- Музыка И.Кванца для флейты – переплетение нитей истории, загадки гения.
Ход вечера
Мы начинаем наш концерт в преддверии удивительного праздника – в канун Рождества, чудесного, светлого, сказочного праздника, всякий раз заставляющего удивляться этому чуду. Нет на Земле за всю историю человечества более светлого, чистого и духовного праздника. Тем более замечательно, что в преддверии этого праздника мы начинаем концерт, в котором будет звучать флейта, инструмент сам по себе чудесный, волшебный. Сколько бы исследователи не искали возраст флейты – докопаться не могут – флейта всегда старше, чем мы думаем… Флейта – инструмент священный. Помните, еще у Шекспира в “Гамлете” есть образ флейты – своего рода символ духа и души. Когда Гамлет просит Гильденштерна сыграть на флейте, а тот говорит, что не умеет, принц сравнивает себя с флейтой, подчеркивая, что “расстроить меня можно, но играть на мне нельзя!” Уже в те далекие времена дух флейты ассоциировался с человеческой душой, духом. Видимо флейта – это тот тростник, который поет и живет душой, духом. Ведь исполнитель, играя на флейте, не просто дышит, он наполняет ее духом: появляется звук, рожденный духом, душой, своего рода разговор с Небом. Отсюда столько легенд и волшебных историй о флейте, о ее волшебном голосе. Одну историю – чисто рождественскую я хочу сейчас рассказать.
В ночь, когда родился Спаситель, бедный пастушок пошел на гору недалеко от Вифлеема искать овцу. Она потерялась и мальчик очень боялся, что ему сильно достанется за это от хозяина. А хозяин у него был очень злой! Он мог избить его за любую оплошность до полусмерти, а уж за потерю овцы – не сносить бы ему головы!
Мальчик очень боялся этого и искал овцу везде: он обыскал каждый кустик, каждую полянку, он сал подниматься в гору, которая была рядом, заглядывая под каждый камень, за каждое дерево. Поднимаясь в гору все выше и выше, мальчик горько плакал – овцы не было! Наконец, когда он поднялся на самую вершину, он увидел там Ангела, который сказал ему:
“Не заботься о своей овечке. В этот час родился великий пастух. Это – младенец Христос, Спаситель мира. Он находится в яслях в Вифлееме. Быстро беги туда”.
“Но как же я приду к Спасителю мира, – сказал мальчик – если у меня нет для него никакого подарка?”
“Boт, возьми эту флейту. – сказал Ангел, – и сыграй на ней песенку младенцу.” Он дал ему флейту и тотчас исчез. На флейте было семь звуков и она пела удивительным и нежным голосом. Радостный мальчик побежал вниз в город, чтобы увидеть Спасителя мира. Но вдруг перед ним возник ручей, и когда мальчик перепрыгивал через него, флейта выскочила у него из рук и упала. Когда мальчик поднял ее, он заметил, что на ней осталось только шесть звуков. “Ничего”, – подумал мальчик, я и на шести звуках сыграю красивую мелодию. И он побежал дальше. Но по дороге ему все время попадались какие-то препятствия: то собаки кинулись на него и он отбивался от них флейтой, то мальчишки хотели его избить и он на них ругался плохими словами, то волк хотел его загрызть – пришлось опять отбиваться флейтой. И всякий раз, когда он ругался плохими словами, дрался, плохо обращался с флейтой, из нее исчезало по звуку. В конце концов, когда он подошел к городу, на флейте остался только один звук. Он зашел в город, нашел то место в Вифлееме, где родился удивительный младенец и встал в стороне от яслей – ему было стыдно подходить ближе, ведь практически ничего у него не осталось от его подарка. В своей простоте он не знал, что такой уж путь у всех людей, идущих к Спасителю мира.
Божья матерь позвала его к себе и сказала: “Играй!”
Мальчик заиграл. Это был один звук. Но он был такой удивительной красоты, что все заслушались: и Мария, и Иосиф, и вол, и ослик. И младенец Христос тоже. Он протянул к флейте свои божественные ручки и прикоснулся к флейте. И она вновь зазвучала всеми своими семью звуками, мелодия лилась и поднималась прями к небу…
Это была зимняя сказка флейты.
Наш концерт мы открываем известной рождественской песней “Джинглбелс”, которую люди всего мира поют и играют на каждое Рождество. Она обладает такой светлой, простой и удивительно радостной мелодией, что стала символом рождества для людей всего мира. На флейте эта мелодию звучит еще и поразительно нежно и ласково. Обратите внимание какую окраску придает этой мелодии тембр флейты.
(Исполняется на флейте песня “Джинглбелс”.)
В нашем концерте сегодня прозвучит музыка для флейты разных времен. Но что удивительно, в какое бы время ни была написана музыка, флейта звучит волшебно и чарующе. Вероятно, есть какая-то магия в этом инструменте, действительно, божественное начало, когда дух человеческий говорит напрямую с Господом.
Сейчас вы услышите два произведения, которые разделяют между собой столетия: одно было написано в 18 веке, другое – в 20-м. Но как волшебно звучит флейта и там, и там. Послушайте, как перекликается время, как разговаривают столетия!
(Исполняется:Глюк отрывок из оперы “Ифигения в Авлиде”, Должиков “Аришка”.)
Удивительные сюрпризы подбрасывает нам история музыки: какие-то композиторы, в свое время очень популярные, забываются со временем и уже никогда не всплывают на музыкальном небосклоне, какие-то композиторы заново открываются последующими поколениями, какие-то – с каждым новым веком становятся все востребованнее.
Когда Иоганн Себастьян Бах после смерти был забыт практически на 100 лет, появилось много других имен: Георг Филип Телеман, Бем, Кунау, Кванц, сыновья Баха, чья музыка была очень популярна и востребована. Когда же через 100 лет благодаря Мендельсону мир вновь открыл для себя Иоганна Себастьяна Баха, произошел взрыв, ослепление. Потрясение было столь велико, что всем стало казаться, что кроме Баха никого не было, слушали только Баха и забыли всех остальных. Постепенно ослепление прошло, и из темноты истории вновь проступили контуры и силуэты композиторов, так или иначе подготовивших Баха или живших параллельно с ним. Каждый занял свою нишу и свое положение в истории музыки.
Вы сейчас услышите несколько старинных танцев, музыка которых и по сей день звучит свежо и волшебно, несмотря на то, что написана она несколько столетий назад. Это те самые танцы, которые постепенно со временем из обихода переходили в сюиту. Я имею в виду в данном случае сарабанду, менуэт, сицилиану, бурре.
Как известно, по-французски слово “сюита” означает “ряд”. В древности танцевали два контрастных танца – танец-ходьба и танец-прыжки. Отсюда все и началось. Древние танцоры даже и не догадывались, какой путь пройдет человечество от чередования их ритуальных прыжков и ходьбы до Французских сюит Баха… Это путь духовного совершенствования, когда над всем возобладали мысль и дух.
(Исполняются: Корелли Сарабанда, Менуэт из сюиты И.С.Баха соль минор, И.С.Бах. Сицилиана. Дуэт флейты и гитары, Бурре. Автор неизвестен, Маралес. Танец басков.)
Всем известно имя французского летчика и писателя Антуана Сент Экзюпери, автора книги “Маленький принц” – величайшей книги по философии ХХ века, которая доступна даже маленьким детям. А ведь это – мечта любого философа – написать книгу по философии, которая с одной стороны сказка, а с другой – серьезное произведение по философии экзистенциализма, т.е. ее могут читать как взрослые, так и дети, а лучше и те, и другие, и всю жизнь…
В последнее время стало известно, как погиб Антуан Сент Экзюпери. Всегда считалось, что его самолет во время войны упал вниз и разбился. Оказывается, нет. Когда Экзюпери понял, что ему не долететь, он поднял самолет вверх и летел вверх до тех пор, пока ему хватило воздуха и горючего… Он умер как великий писатель, а не как летчик, ведь летчик всегда стремится посадить самолет вниз, а писатель, гений, поэт стремится ввысь, к небу, вверх – в Вечность… Так закончил свою земную жизнь удивительный и непредсказуемый Антуан Сент Экзюпери…
Но среди прочего, у Экзюпери есть удивительная мысль о музыке. Он сказал: “Достаточно услышать любую народную песню ХУ века, чтобы понять, как низко мы пали…” И действительно, песни, народные песни, которые идут к нам из глубины веков, обладают такой первозданной силой и энергией, что на протяжении столетий являются неиссякаемым источником для вдохновения. Этот удивительный дух народной музыки, народной песенности присущ произведениям, которые вы сейчас услышите. Хочу подчеркнуть, что не смотря на то, что эти произведения созданы уже в наше время, они пропитаны духом народной песенности. Здесь вы найдете то исконно русское, что отличает русскую песенность от других, а именно – бесконечное дыхание. Отсутствие традиционных цезур, что рождает ощущение бескрайности, бесконечности, безграничности пространства, простора и шири.
(Исполняются:Должиков. Элегия, Должиков. Песня.)
Музыку Нино Рота связывают строго с творчеством гениального Федерико Феллини. И действительно, она настолько ярка, что практически всегда дает тон и колорит каждому фильму. Она настолько мелодична, что ее мелодии надолго оседают в памяти и звучат в сознании слушателя. Не думаю, что это будет преувеличением, если Нино Рота назовут Моцартом кинематографа. Однако кроме киномузыки, у Нино Рота есть и много другой музыки, которую мы, к сожалению, не знаем. Сейчас прозвучит пьеса, которая сразу нас отправит в детство, в гости к Мальчику-с-пальчику. Это путешествие в сказку написано с присущим Нино Рота юмором и изяществом.
(Исполняется:Нино Рота. “Мальчик – с– пальчик на прогулке”.)
Обычно, если мы говорим о 17 веке, то в голову сразу приходит Бах, если о 18–19 веках – то сразу же приходят имена Гайдна, Моцарта, Бетховена, если вспоминаем романтиков – сразу же называем три Ш – Шуберт, Шопен, Шуман, ХХ век у нас ассоциируется с Прокофьевым и Шостаковичем. Но совершенно очевидно, что эти гениальные имена – это лишь вершина пирамиды, которая существовала и существует только благодаря наличию определенного уровня культуры в обществе, уровню музыкальной культуры, образования, мышления. Был Бах, но был и Пахельбель, был Моцарт, но был и Сальери, был Верди, но был и Мейербер, был Чайковский, но был и Кюи. И невозможно существование одного без другого. ХХ век здесь не исключение. Гениальные творения Прокофьева и Шостаковича не исключают творчество других: Асафьева, Мясковского, Глиэра. Все в истории, в том числе в истории музыки взаимосвязано. Послушайте, как романс Глиэра перекликается и с Глюком, и с Корелли, и с Бахом, и с песенностью Должикова. Времена разговаривают друг с другом.
(Исполняется: Глиэр. Романс.)
Испания, Аргентина, Бразилия – страны, которые не одно десятилетие привлекают к себе музыкантов. Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский черпали свое вдохновение в испанских мелодиях, испанской культуре. Невероятная страстность, чувственность, зажигательность музыки этих стран до сих пор привлекают композиторов. Сейчас мы с вами сможем сравнить два композиторских взгляда на эту музыку.
(Исполняются: Мошковский . Испанский танец, Паскуаль Пруст. Нараньяда (танго).)
Завершает наш концерт произведения композитора, чье имя также не было на вершине пирамиды композиторской славы, но без чьего имени невозможно представить музыкальную культуру Германии 18 века. Более того, имя этого композитора неразрывно связано с этим удивительным, волшебным инструментом, который мы сегодня слушаем, а именно – с флейтой. Сам будучи флейтистом, он написал невероятно много произведений для флейты, произведений, которые по сей день поражают слушателей благородством, изяществом, красотой и вдохновенностью звучания.
Я имею в виду Иоганна Иоахима Кванца, немецкого композитора и флейтиста, жившего в Германии в одно время с Бахом. Это был признанный композитор, допущенный к королевскому двору, он был придворным композитором и музыкантом, каждый день давал уроки игры на флейте королю, управлял придворным оркестром, сочинял, изготавливал инструменты по собственным эскизам, за что король щедро платил.
Известно, что коллегой при дворе короля только в более низком статусе – всего лишь в качестве придворного клавесиниста – был известный композитор Карл Филипп Эмануэль Бах – сын Иоганна Себастьяна Баха. И Кванц имел возможность познакомится с Бахом -отцом, который навещал своего сына. Так переплетаются нити истории…
(Исполняются: Иоганн ИоахимКванц. Анданте, Иоганн Иоахим Кванц. Трио-соната.части 1 и 2: Прелюдия и Ария.)
Слушая эту чудесную музыку, мне приходят на память удивительные стихи Бориса Пастернака, стихи о переплетении времен, об их взаимосвязи, о волшебстве Рождества, и вообще о Чуде и непредсказуемости человеческой жизни…
“… И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали все пришедшее после:
Все мысли веков, все мечты, все миры,
Все будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все елки на свете, все сны детворы…
Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Все великолепье цветной мишуры…”