Цели и задачи:
- Образовательные: способствовать закреплению знаний учащихся о строении, составе, функциях органов растений и целостности растительного организма.
- Развивающие: способствовать развитию умений анализировать, обобщать, делать выводы, отвечать на вопросы тестов, включенных в ЕГЭ.
- Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и собственному здоровью.
Тип урока: контроль знаний.
Вид урока: ролевая игра.
Методы обучения: игровые, развивающие.
Оборудование: компьютер для компьютерного тестирования, презентация к уроку, таблица «Взаимосвязи в растительном организме», комнатные растения, гербарные экземпляры, раздаточные карточки учета знаний «Судовые журналы».
Построен урок в виде игры – «плавание» внутри растения: по пути следования воды и растворенных в ней веществ. На причалах, названия которых совпадают с органами и составными частями растения, выполнятся задания и заполняются судовые журналы, которые находятся у каждого ученика на столе. Некоторым необходим будет «ГЛОТОК КИСЛОРОДА» – тест на компьютере, который не только проверяет правильность ответа, но и дает возможность исправить ошибку.
Учащиеся в ходе урока по желанию подходят к компьютеру и выполняют тесты.
Каждый «причал» сопровождает слайд с заданием и вопросами, соответствующими различным органам растений.
В конце урока озвучивается вывод: Каждый из органов важен, так как растение – целостный организм.
Оценки за работы по «Судовым журналам» – результаты на следующем уроке.
Домашнее задание: Написать эссе о любом органе растения.
ХОД УРОКА
– Уважаемые ребята! Мы с вами заканчиваем изучать строение цветкового растения. Прослушайте сказку «Кто важнее?»
У органов растений идет спор. Стебель говорит: «Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть, выношу листья, цветки, плоды к свету, теплу, к солнцу». Лист утверждает: «А мы тоже бываем очень большими. Например, листовая пластина монстеры достигает более метра длиной. Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие роли выполняю» «А мы, – говорят корни – даже у маленьких растений бываем очень большими. Например, у свеклы, где тебя, стебель, и не видно, я достигаю двух метров в длину и «хожу по воду». «Нет ничего лучше и полезнее меня, – говорит цветок, – ведь только из меня образуется плод, а он так нужен всем!» А плод говорит: «А я…, а я…» Словом, стал утверждать свое превосходство.
– А вы, ребята, как считаете – кто их них для растения самый главный и почему? (Ответы учащихся)
– Чтобы полнее ответить на данный вопрос,
сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Для
начала представьте, что мы с вами – мельчайшие
капельки воды, находящиеся в почве. Что с нами
может произойти? Можем испариться или
проникнуть в растение.
Так вот и мы с вами совершим плавание внутри
растения. На пути мы будем останавливаться на
причалах, названия которых совпадают с органами
и составными частями растения. На причалах
мы будем выполнять задания и заполнять
судовые журналы, которые находятся у каждого из
вас на столах. Некоторым из вас необходим будет
«ГЛОТОК КИСЛОРОДА» – тест на компьютере, который
не только проверяет правильность ответа, но и
дает возможность исправить ошибку. Учащиеся в
ходе урока по желанию подходят к компьютеру и
выполняют тесты.
– Прежде чем отправимся, мы должны вспомнить строение основной структурной и функциональной единицы растения, которой является клетка.
1 причал «КЛЕТКА»
Задание 1. Обозначить органоиды клеток
– Определить, к каким органам растения они могут принадлежать. Одна из клеток – корневой волосок, функция которого – всасывание воды из почвы.
2 причал «КОРЕНЬ»
Задание 2. Определите зоны корня
– Под воздействием чего вода поступает в корень, и передвигается дальше по стеблю? Под действием корневого давления и испарения воды листьями.
– Какое значение имеет вода для растения? Растворяет минеральные и некоторые органические вещества, переносит их по растению.
– Назовите минеральные вещества и их значение. Азот – влияет на зеленую массу, фосфор на формирование цветков и образование плодов, калий – на подземные образования растений.
– Можно ли удобрения вносить без меры?
– Куда из корня передвигается вода? В стебель и далее ко всем органам.
3 причал «СТЕБЕЛЬ»
Задание 3. Обозначить слои стебля.
– Какую функцию выполняет камбий? Деление клеток.
– Какую функцию выполняют сосуды? Движение воды от корня.
– Какую функцию выполняют ситовидные трубки? Движение воды от листьев ко всем органам
– Для чего весной некоторые люди делают надрезы на коре дерева и почему этого делать нельзя?
– Из стебля вода попадает… к листьям, цветкам и плодам
4 причал «ЛИСТ»
Задание 4. Решите кроссворд «Лист и его строение»
ФИЗМИНУТКА – изобразить процессы, протекающие в растениях: передвижение воды, испарение и др.
– Какие процессы характерны для листьев? Фотосинтез, дыхание, испарение.
Задание 5. Выбрать утверждения, относящиеся к дыханию или фотосинтезу
– Куда поступают органические вещества? По ситовидным трубкам ко всем органам растений
– Где запасаются органические вещества? В сердцевине, клубнях, семенах, плодах, корнеплодах.
– Как доказать, что в клубнях присутствуют органические вещества? Под воздействием йода крахмал синеет
5 причал «ЦВЕТОК»
Задание 6. Обозначить части цветка.
– Перечислите процессы, протекающие в цветке. Опыление, оплодотворение, образование семян и плодов.
– Какое значение имеют цветки в жизни растений?
6 причал «СЕМЯ»
Задание 7. Обозначить части семени.
– Назовите вещества, входящие в состав семян. Минеральные: вода, соли; органические: крахмал, сахар, клейковина, жиры.
– Какое значение имеют семена в жизни растений? Семя – орган семенного размножения, имеет запас питательных веществ, способно переносить неблагоприятные условия и распространяться в пространстве.
7 причал «ПОЧКА»
Задание 8. Обозначить название почек, изображенных на рисунках
– Какое значение имеют почки?
– Строение почки
8 причал «ВОЗВРАЩЕНИЕ»
Иог урока: Мы с вами вернулись домой. Попробуем ответить на вопрос о том, который из органов растений важнее?
Каждый из органов важен, так как растение – целостный организм.