Урок окружающего мира. Тема: "Одежда на Руси в разные исторические времена". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:
  • учить по одежде определять эпоху, в которой жил человек;
  • познакомиться с новыми словами, названиями старинной одежды;
  • развивать образное мышление;
  • воспитывать уважение к истории народа.
Оборудование:
  • творческие работы ребят: “Журнал мод каждой эпохи”;
  • презентация к уроку;
  • кукла, ткани, шнур, ножницы;
  • учебник (Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: учебник, 3 класс, – М.: Вентана-Граф, 2005).
Для работы над проектом ребятам предлагается следующая памятка.

План – памятка для работы над проектом “Журнал моды”.

Презентация

1. Узнаю, что носили мужчины и женщины в прошлые века.
  • Что я узнаю?
  • Где я узнаю?
  • Когда я это узнаю?
Результаты занесу в таблицу.
Где я узнал? Что носили мужчины? Что носили женщины?
     
     
     

2. Выберу самые интересные виды одежды.

3. Соберу информацию о них.
  • Где я об этом прочитаю об этих видах одежды?
    ________________________________________
4. Узнаю, как выглядят эти виды одежды.
  • найду рисунки в интернете (когда?_____________________________)
  • отсканирую рисунки из книг (когда?__________________________)
5. Оформлю свою работу.
  • Журнал (рисунки и подписи).

Ход урока

1. Организационный момент
Прозвенел опять звонок,
Начинается урок.
Окружающий нас мир
В путь далекий поманил.
2. Речевая разминка.

Учитель:  Знаете поговорку “По одежке встречают, по уму провожают”? Как вы думаете, что о своем хозяине могла рассказать одежда? (Какой он человек, о его характере, из какой семьи).

В прежние времена по одежде можно было определить: откуда пришел человек, какого он роду-племени, из какой семьи, о его достатке, профессии, месте проживания, о вкусах и привычках.

3. Объявление целей и задач урока.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с одеждой наших предков, сравним одежду различных исторических эпох, посмотрим, как ее украшали, попробуем сами изготовить одежду Древней Руси.

4. Знакомство с творческими работами ребят.

Учитель: Давайте представим, что мы отправляемся в путешествие на машине времени. А поможете мне в этом путешествии вы. Вы должны были вместе с друзьями подготовить журнал мод каждой исторической эпохи. Сейчас каждая из групп представит свой проект.

Учитель: Отправляемся в Древнюю Русь. Слово предоставляется первой группе.

1-я группа “Древняя Русь”. Выступления ребят.

Учитель:

  1. Что носили в Древней Руси мужчины? (Мужчины носили рубаху из холста или из шелка подпоясанную шнуром и порты.)
  2. Что носили женщины? (Женщины тоже носили рубаху, только она была длинной. Поверх рубахи одевали поневу или запону.)
  3. Чем отличалась одежда князя? (Князь носил плащ корзно.)

Учитель: Наши предки считали, что одежда это оберег. Она оберегала от непогоды, укрывала от сглаза, от воздействия злых духов. Поэтому все уязвимые места человека были спрятаны. Древние рубахи были ниже колена, имели почти закрытый ворот, длинные рукава до запястий. Рубахи носили все: мужчины и женщины, богатые и бедные. Еще люди украшали свою одежду. Украшения служили не только для красоты, они тоже были оберегами. Они должны были оградить человека от болезней, горя, ранней смерти, неурожая и всяких других бед.

Орнамент на одежде наших предков

Учитель: С охранной целью носили обереги на шнуре или на поясе. Конь – символ добра и счастья, мудрость богов. Ложка – символ сытости и благополучия. Ключ – помогал сохранить и преумножить богатство.

Учитель: А теперь заглянем в Московскую Русь. Предоставим слово второй группе.

2-я группа “Московская Русь”. Выступления ребят.

Учитель:

  1. Что носили в Московской Руси мужчины? (Мужчины носили кафтаны и шубы.)
  2. Что носили женщины? (Шубу, летник, сарафан.)
Учитель: Спасибо ребята, а теперь отправимся в Российскую империю.

3-я группа “Российская империя”. Выступления ребят.

Учитель:

  1. Какую одежду носили в Российской империи? (Европейскую одежду.)
  2. Кто приказал ее носить? (Петр I.)

Учитель: Молодцы. А последним пунктом нашего путешествия будет Советская Россия.

4-я группа “Советская Россия”. Выступления ребят.

Учитель: Спасибо ребята, вот и закончилось наше заочное путешествие во времени. Большое спасибо за ваши работы.

5. Работа с учебником.

Учитель: Поработаем с учебником. “Как родилась рубаха”. При работе с учебником обратите внимание на следующие вопросы? Они представлены на слайде. Обсудите свои ответы в паре и представьте всем свое мнение.

Вопросы к тексту.
  1. От какого слова произошло слово рубаха? Что оно обозначало в древности? (Руб – так в древности обозначали кусок, обрывок ткани?)
  2. Как появилась первая рубаха? (Берет хозяйка кусок ткани, перегибает его пополам, вырезает отверстие для головы, подпоясывает веревкой-поясом.)
  3. Кто носил такие рубахи? (Все носили такие рубахи, только бедные носили простую холщовую рубаху, а кто побогаче – шелковую.)
6. Практическая работа.

Учитель: А сейчас мы с вами превратимся в портных и изготовим рубаху для куклы из ткани на столе. Можно к рубахе сделать запону или поневу. (Рассматривание готовых работ.)

7. Закрепление новой темы. Самостоятельная работа. Вопросы к тесту.

1. Как назывался один из самых древнейших предметов одежды, который носили и мужчины и женщины?

  • Порты.
  • Шуба.
  • Рубаха.
2. Верхняя накладная женская одежда, не сшитая по бокам.
  • Запона
  • Сарафан
  • Корзно
3. Мужская одежда 15 века.
  • Понева.
  • Кафтан.
  • Летник.
8. Проверка самостоятельной работы.

Оценим свою работу. Сверьте свои ответы с правильными, которые указаны на слайде. У кого были ошибки? Почему они возникли?

Ответы:
  • с) Рубаха.
  • а) Запона.
  • b) Кафтан.
9. Итог урока. Что интересного узнали на уроке? Какие элементы народного костюма используются в современной одежде? (Сарафан, платок, шаль, вышивка.)

10. Домашнее задание.

  1. Учебник, стр. 112–113, пересказ.
  2. По выбору:
    а) Подготовить сообщение о головных уборах, которые носили женщины в Московской Руси;
    b) Нарисовать мужчину и женщину Древней Руси;
    c) Подготовить презентацию “Обувь людей разных сословий”.