Цель: ознакомить с видами съедобных и несъедобных грибов, плесенью и лишайниками.
Задачи: знать строение гриба, учиться отличать съедобные и несъедобные грибы, развивать логическое мышление, учить бережно относиться к природе.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Тест.
3. Сообщение темы урока.
Презентацию можно получить у автора статьи.
Сегодня мы с вами совершим путешествие с Хьюмти и Дьюмти. Хьюмти и Дьюмти пошли в лес, собирать ягоды. Они очень любили это занятие. Шли они по лесу и вдруг увидели белку. Она держала в лапках что – такое, чего наши друзья никогда не видели.
– Что это такое и чем его едят? – воскликнул Хьюмти и ударил кулачком по грибу. Тут все завертелось , закружилось, Хьюмти и Дьюмти почувствовали, что их оторвало от земли, закружило и понесло неизвестно куда.
Когда они пришли в себя, увидели, что они находятся в совершенно незнакомом месте и мимо пробегают какие-то существа, некоторые из них были похожи на то, что они видели в лесу, некоторые были вообще причудливой формы.
– Где это мы? – изумленно спросил Дьюмти.
Как вы думаете, ребята, куда попали Хьюмти и Дьюмти? (Царство грибов.)
Давайте вместе с героями совершим путешествие в царство грибов.
4. Работа по теме урока.
Не зная, что делать дальше, они побрели по дороге. Долго ли, коротко ли брели и оказались друзья на распутье дорог. И стоял там камень, и была на том камне надпись. Направо пойдешь к съедобным грибам попадешь, прямо пойдешь к несъедобным грибам попадешь, налево пойдешь к микроскопической плесени попадешь.
Постояли друзья, подумали и решили они идти направо. Долго ли коротко ли шли и пришли они к огромным воротам, а у ворот стоял часовой. Помогите друзьям и, скажите, как называется этот гриб. (Грифола курчавая.) (Заранее подготовленный ученик рассказывает о грифоле курчавой). (РТ стр 55 задание № 2 раскрасить грифолу курчавую.) Часовой и спрашивает друзей: Кто такие и откуда пришли? Рассказали друзья свою историю.
И спрашивают: – А куда мы попали?
– Найдете лишнюю картинку, узнаете куда попали! – Ответил часовой.
Друзья затрудняются ответить, давайте ребята поможем друзьям. Уберем лишний гриб и скажем, куда попали Хьюмти и Дьюмти. (Одновременно выполняют задание РТ № 3 стр 52, записать не менее трех названий.)
– Вы попали во владения съедобных грибов: сказала грифола курчавая.
И тут открылись ворота. Смотрят друзья, а вокруг грибы. Часовой повел их владения осматривать и рассказал он им про грибы.
Грибы – удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120 тыс. разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях. Почти 150 представителей употребляются в пищу. Высокопитательные плодовые тела шляпочных грибов содержат витамины, белки и прочие полезные вещества. Многие грибы дружат со многими деревьями. Сейчас посмотрите и скажите с какими деревьями дружат грибы?
(Слайд – подосиновик.)
С каким деревом дружит?
(Слайд – подберезовик.)
С каким деревом дружит?
(Слайд – белый гриб.)
Мы чаще находим в ельниках, сосновых борах, в дубовых и березовых рощах.
(Слайд – рыжики.)
Рыжики – под соснами и елями.
Физкультминутка:
Топ-топ – пять шагов,
В туесочке пять грибов.
Мухомор красный – гриб опасный.
А второй – лисичка,
Рыжая косичка.
Третий гриб – волнушка,
Розовое ушко.
А четвертый гриб сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб – белый,
Ешь его смело!
5. Продолжение работы по теме урока.
Друзьям было очень интересно во владениях съедобных грибов. Но им нужно было идти дальше. Вернулись они к камню и решили пойти прямо. Долго ли коротко ли шли, пришли к большим воротам, а у ворот стоит часовой. (Слайд – решеточник красный) (РТ задание № 2). Смотрят друзья и не знают кто это. Помогите друзьям назовите кто это? (Заранее подготовленные учащиеся делают доклад о решеточнике красном.)
– Куда попали друзья? (Несъедобные грибы.)
Открыл часовой ворота и пошли друзья по владению несъедобных грибов гулять. Смотрят друзья, а у грибов целая школа образована. Решили друзья посмотреть, что грибы в школе изучают (слайд – строение гриба). Грибы которые растут в лесу состоят из шляпки, ножки, а под землей от ножек тянутся во все стороны грибница – подземная часть гриба. Она всасывает из почвы воду с растворенными солями. Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения. Они поглощают питательные вещества из находящихся в почве мертвых остатков растений и животных. При этом грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя. (Слайд грибница.) Многие грибы в лесу тесно связаны с деревьями. Грибница гриба оплетает корни деревьев и помогает им всасывать из почвы воду и соли. Взамен грибы получают от растений те питательные вещества, которые растения производят на свету.
(Слайд несъедобных грибов.) Посмотрите на слайд и помогите друзьям узнать, какие бывают несъедобные грибы? (Одновременно выполняют задание № 3 РТ записать не менее трех наименований.) Осмотрели друзья вотчину несъедобных грибов, а часовой им и говорит:
– Мы вас отпустим, если вы нам расскажите правило: “ Как собирать грибы” (учебник стр. 121).
И друзья покинули владения несъедобных грибов.
Стали они думать, куда идти дальше. И решили Хьюмти и Дьюмти вернуться к камню. Пришли к камню и заспорили. Один говорил, что нужно идти налево к микроскопическим грибам, а другой убеждал, что надо пойти обратно назад к лишайникам. Спорили, они спорили и так ни к чему не пришли. Решили бросить жребий. Выиграл Хьюмти. И пошли они во владения плесени. Шли они долго, а дороги конца края не видно. Друзья устали, а владения плесени все еще не видно. Первый не выдержал Дьюмти, он от усталости еле ноги волочил. Остановился и топнул ногой, все больше не могу дальше идти. Поскользнулся и упал на что-то белое слизкое и противное.
– Ой! Ой! Ой! – закричал в ужасе Дьюмти.
– Кто по мне топчется? – раздался голос.
– Чей это голос? Кто это говорит? – завопил Дьюмти.
–Это я ………! – Вы уже давно идете по владениям плесени. Видите эти разноцветные поля – все это владения плесени. (Слайд-плесень.)
Что такое плесень? – воскликнули друзья.
– Плесень – это микроскопические грибы, обитающие везде. Они сохраняют жизнеспособность даже при низкой температуре. Есть плесень хорошая и нехорошая. Хорошая плесень, например, как я белая используется для приготовления вин и называется благородной плесенью. (Слайд – белая плесень.) (Заранее подготовленный учащийся рассказывает о белой плесени). С помощью голубой плесени делают мраморные или голубые сыры– Рокфор, Стилтон, Горгонзола. А белая плесень придает специфический вкус и аромат сырам Камамбер и Бри. Многие плесени человек взял на вооружение сегодня, они известны нам под именем антибиотики. А есть плесень нехорошая. Она может разрушать бетон, кирпич и штукатурку. Она летает в воздухе и портит продукты питания. Причем, плесень, которая появляется на еде без нашего участия, не имеет никаких полезных свойств. Употребление подплесневелых продуктов чревато отравление. В 1922 году команда английских археологов стояла перед дверью, надписей на которой написано “ТУТАНХАМОН”. Чтобы убедиться в отсутствии магических преград, они запустили в гробницу канарейку. Как только птица приблизилась к гробнице, на нее накинулась огромная змея. Несмотря на это происшествие, он не побоялся войти в усыпальницу фараона. Никаких видимых заклятий в гробнице не было. Однако по прошествии нескольких дней один из членов экспедиции скончался. За несколько последующих лет скончалась большая часть экспедиции. Немецкий микробиолог Готтард Крамер проанализировал более 40 мумий и обнаружил, что каждое из них покрыто невидимым слоем плесени. Воздух гробниц, не проветривался веками и буквально кишел спорами плесени аспергилла. Вот какая опасная бывает плесень! – закончила белая плесень.
Друзья в ужасе оглянулись и увидели, что широкая до этого дорога, превратилась в узкую тропинку, плесень надвигалась на них. Они в ужасе убежали из владений плесени.
Долго бежали друзья, не останавливаясь, не оглядываясь. И опомнились только у большого камня. Не долго думая, ребята направились во владения лишайников, т.к. выбора у них не было. Очень они хотели домой, как туда попасть не знали. Друзья надеялись, что во владениях лишайников им повезет, и они смогут вернуться домой. И они с надеждой, повеселевшие зашагали по дороге.
Шли они, шли и вдруг, дорога закончилась , а перед ними расстилалось белое поле. Они подошли ближе и увидели что– то такое беловатого цвета, похожий на миниатюрный кустик или дерево. (Слайд – лишайник.)
– Что это? – прошептал Дьюмти.
– Я, ягель. – ответил кустик. (Слайд – ягель.)
(Заранее подготовленный ученик рассказывает о лишайниках.)
Лишайник удивительный организм, состоящий из грибов и водорослей. Тело лишайника как бы сплетено из грибных нитей, между которыми находятся крошечные зеленые водоросли. Они поселяются там. Где не выживает никакое другое растение. Это первопроходцы растительности. Всегда, везде на голой, бесплодной поверхности первым появляются лишайники. (Слайд.) Медленно, но упорно он завоевывает каждую пядь земли. Лишайники находили в Антарктиде, на раскаленных камнях пустынь (в опытах они переносят жару 200 градусов). Разрушая и разъедая горные породы. Лишайники создают почву для других растений. (Слайд.) Лишайников более 26 тысяч видов. Возраст некоторых антарктических лишайников минимум 10 тыс. лет. В городских парков лишайников почти нет, но чем дальше от города, тем их больше. По ним определяют степень загрязненности воздуха. (Слайд.)
– Первым всех встречаю я, а дальше за мной другие виды лишайников. Посмотрите какие.
6. Обобщение.
Друзьям было очень интересно, но они хотели домой. Ягель им и говорит:
– Вы можете попасть домой, если определите, какие грибы на слайде съедобные, и какие несъедобные, где плесень, где лишайники? (Слайд.)
Помогите друзьям попасть домой.
7. Итог урока.
8. Домашнее задание.