Программное содержание:
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, твердая, газообразная.
- Исследовать вместе с детьми влияние тепла и холода на воду, построить мостик к последующим открытиям свойств воды: вода – природный растворитель.
- Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Оборудование и материалы: Карточки – эмблемы с нарисованными снежинками и капельками, карточка в тремя пустыми полями, синие карандаши, детские фартуки, небольшие тарелочки, кусочки льда, прихватки на каждого ребенка, зеркало, электрический чайник.
Словарная работа: Научная лаборатория, эксперимент, состояние воды: жидкость, газообразная, испарение, экспедиция.
Предварительная работа: Провести серию бесед о воде, непосредственно образовательную деятельность по знакомству со свойствами воды, элементарные опыты, прогулки – наблюдения. Чтение стихов, отгадывание загадок о воде и т.п.
Ход образовательной деятельности
Организационный момент.
Дети получают карточки – эмблемы с нарисованными снежинками и капельками и делятся на две команды “Снежинки” и “Капельки”.
Воспитатель загадывает детям загадку о воде:
Я и речка, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода.)
Воспитатель предлагает детям вспомнить, где человек использует воду. (Ответы детей.)
Затем зарисовываем на доске символ, обозначающий воду как жидкость (капелька).
Воспитатель предлагает детям решить проблемную задачу:
Однажды, научная экспедиция отправилась на Северный полюс. Нужно было взять с собой воду
для питья и приготовления еды. Но везти воду с собой тяжело. Как быть? (Ответы детей.)
Физкультминутка.
Вспоминаем правила работы с водой (дети повторяют слова за воспитателем и выполняют действия по тексту):
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда:
Тряпка под рукой всегда,
Фартук – друг: он нам помог,
И никто здесь не промок. (Дети готовятся к проведению экспериментов с водой, закатывают рукава и надевают фартуки.)
Проводим эксперимент с таянием льда.
Воспитатель раздает детям приготовленные заранее льдинки и рукавички-прихватки.
Предлагаю надеть на левую руку рукавичку-прихватку, затем приложить обе ладошки к щекам и почувствовать разницу (Дети делают вывод, что от голой ладошки щеке теплее, чем, от ладошки, на которую надета рукавичка-прихватка.) Предлагаю взять в обе руки по одной льдинке и подержать их. Понаблюдать, что происходит с льдинками? Где льдинка тает быстрее? (Ответы детей.)
Вывод: для того, чтобы лед растаял, нужно тепло. (Руки теплые, поэтому льдинка тает быстро.)
(Рукавичка не пропускает тепло руки, поэтому льдинка тает медленно.)
Зарисовываем на доске символ, обозначающий твердость воды. (Снежинка.)
Проводим эксперимент с кипячением воды.
Дети сидят за столами. Воспитатель за отдельным столом включает электрический чайник, доводит до кипения. Подносит зеркало к пару, выходящему из чайника. Воспитатель показывает детям капельки пара, образовавшиеся на зеркале.
Вывод: вода превращается в пар при очень высокой температуре – кипячении.
Зарисовываем на доске символ, обозначающий газообразное состояние воды. (Пар..
Работа на карточках.
Предлагаю детям зарисовать на карточках символы, обозначающие три состояния воды (Капелька, снежинка, пар.)
Заключительная часть.
Мостик к следующей экспериментальной деятельности.
Воспитатель показывает детям фокус с водой и сахаром, предлагаю дома подумать и разгадать секрет фокуса.