В настоящее время остро стоит вопрос о состоянии здоровья детей, которое, к сожалению, не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Заболеваемость детей раннего и дошкольного возраста продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению.
Общероссийская проблема детского здоровья весьма актуальна. Только за последние три года отмечен рост патологии у детей с 35,8 до 53,8%, то есть практически в два раза увеличилось число детей с различного рода хроническими заболеваниями.
Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.
Важным в этом и в других определениях здоровья считается отношение к нему как к динамическому процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им.
Формирование бережного отношения к своему здоровью не должно ограничиваться накоплением знаний о здоровом образе жизни, человек должен находить им постоянное применение на уровне естественных потребностей, привычек, привязанностей.
Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать среду, насыщенную, атрибутами, символикой, знаниями, традициями, которые приведут к формированию привычки к ЗОЖ, способствовать накоплению знаний, умений и навыков, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья, повышению психоэмоциональной устойчивости.
Важный субъект начального звена этой системы – семья как основа психотелесного здоровья ребенка, его интеллектуального статуса и духовного благополучия. Она создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни, включения их в процесс самосознания, формирования установки на здоровье.
Содержание и характер опыта решения данной задачи зависят от ценностей всей семьи, эрудиции в вопросах здоровья и здорового образа жизни, понимания родителями ответственности перед детьми за качество их здоровья. Иначе говоря, семья служит моделью для своего ребенка.
Наиболее важен для здоровья ребенка постнатальный период развития, так как именно здесь закладывается фундамент здоровья, определяющий жизнеспособность человека в последующие годы.
Следующее звено в системе непрерывного процесса обучения и сохранения здоровья детей – это дошкольное образовательное учреждение, главной задачей которого становится включение ребенка в процесс саморазвития, самоорганизации, создание устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.
Специалистами нашего дошкольного учреждения разработана система по формированию культуры ЗОЖ у дошкольников, в которой задействованы сотрудники всего коллектива, а так же родители воспитанников. (Приложение 1)
Основные задачи работы по данному направлению каждого участника процесса:
Заведующий негосударственным дошкольным образовательным учреждением и старший воспитатель – контроль за созданием необходимых условий работы, организацией учебного коррекционно-воспитательного процесса, проведение семинаров, консультаций.
Педагог-психолог – изучение методической литературы по данной проблеме проведение практических занятий, консультаций для родителей и коллектива ДОУ, выявление индивидуальных особенностей детей и сообщение их педагогическому коллективу в целях учета в работе.
Инструктор по физическому воспитанию и плаванию – учет особенностей детей, проведение закаливающих процедур, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс и режимные моменты, использование соответствующих возрасту детей двигательных упражнений и оздоровительных методик.
Инструктор ЛФК – учет индивидуальных особенностей детей, использование двигательных упражнений и коррекционных методик этапной физической реабилитации детей, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм.
Воспитатели – учет особенностей детей, проведение закаливающих процедур, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс и режимные моменты.
Медицинский персонал ДОУ – выявление особенностей детей, проведение лечебно-профилактических, закаливающих мероприятий, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм.
Музыкальный руководитель – учет особенностей детей, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс, повышение психоэмоциональной устойчивости через объяснение особенностей музыки, ее влияния на эмоциональное состояние человека.
Логопед – учет особенностей детей, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс, использование коррекционной работы для исправления недостатков речи, тем самым, повышая уверенность ребенка в себе, социальный статус, психоэмоциональную устойчивость.
Обслуживающий персонал – соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований.
Родители – использование дома упражнений гимнастики, элементов занятий, закаливающие процедуры, учет особенностей ребенка, повышение психоэмоциональной устойчивости.
Особое внимание уделяется рациональной организации двигательного режима воспитанников. С помощью подвижных игр с правилами реализуется свобода действий дошкольников, подвижные игры являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр – в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность. Знакомя детей с народными подвижными играми, мы приобщаем детей к русской народной культуре, тем самым, реализуя одно из приоритетных направлений работы нашего учреждения.
На огромное воспитательное значение народных подвижных игр указывали все,
кто, так или иначе, сталкивался с ними в своей научной и педагогической
деятельности. Прежде всего, необходимо обратиться к трудам Е. А.
Покровского. Этот выдающийся ученый отмечал, что в жизни русского народа
различного вида игры и игрища с древнейших времен занимали весьма видное место.
Он один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как
отражение в них истории той или иной нации. В старину особенно много было игрищ
с оттенком языческого культа, таковы, например, празднование Костромы, Ярилы и
др., сопровождавшиеся большею частью шумным, крикливым весельем, песнями и
играми. Начиная с ранней весны, вплоть до глубокой осени в русских деревнях при
каждом народном или храмовом празднике народ издавна водил хороводы,
сопровождаемые особого рода песнями и играми.
Большинство такого рода игр производились на чистом воздухе, на широких
пространствах, при усиленных движениях и ясно, что игры такого рода, бесспорно,
содействуют наилучшему благосостоянию и развитию организма.
К сожалению, многие народные игры утрачены, под угрозой исчезновения
подвижные игры в которые играли дети 80-х, 90-х годов (“Хали-хало”, “Города”,
“Краски” и т.д.). Современные дети предпочитают оставаться дома, сидеть за
компьютером, очень редко гуляют, и совсем не играют в захватывающие,
увлекательные игры своих бабушек и мам.
В этом сборнике мы предлагаем правила подвижных игр, рассчитанных как на
мальчиков, так и на девочек дошкольного возраста. Играть в них можно на
прогулке, во время физкультурных занятий, во время физкультурных пауз и режимных
моментов. Игры рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста и имеют
народное происхождение.
Надеемся, что, познакомившись с предложенными играми, дети смогут их использовать во время прогулок во дворе, в начальной школе во время перемен и в группе продленного дня. (Приложение 2)
Желаем удачи!