На современном этапе развития нашего общества научный прогресс продвинулся глубоко вперед. Этому свидетельствует создание высоко технических машин, которые заменили многим людям живое общение. Дети иначе стали относиться друг к другу: они не понимают и не учитывают особенности других, общение чаще всего носит поверхностный и грубый характер, можно увидеть проявление бескультурья, хамства, что говорит о низком уровне развитии культуры общения. Нравственность в рамках культуры общения занимает одно из центральных мест в психическом развитии ребенка. Сущность нравственного воспитания состоит в формировании основ моральных качеств человека: вежливость, гуманность, ответственность, дисциплинированность и многим другим их наличие у ребенка является стержнем и показателем овладения культурой общения. Чем раньше будет осуществляться нравственное воспитание, тем образованнее и культурнее будет ребенок. Большое значение в развитии ребенка играет семья. Семейное воздействие на детей уникально по интенсивности и результативности. Оно осуществляется непрерывно, одновременно охватывая все стороны формирующиеся личности ребенка. Это воздействие продолжается многие годы, т.к. фундаментом является устойчивость контактов и эмоции в отношении детей и родителей между собой. Именно родительское отношение и воспитание, личный пример способствует формировании у ребенка нравственной позиции личности выработке положительных привычек в общении, а также критериев для их анализа. Поэтому очень важно, чтобы родители осознавали значение формирования культуры общения и помогали ребенку адаптироваться в обществе. При их взаимодействии важно единство поставленных задач, планомерная и непрерывная работа по их реализации.
В периодической литературе вопрос взаимодействия ДОУ и семьи нашел свое отражение в работах таких психологов и педагогов как Т.А. Марковой, Л.В.Зачик, В.М.Иванова и многие другие. Они определили и описали единые задачи по формированию личности ребенка в ДОУ и семье, условия для успешного взаимодействия. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выявить противоречия: между осознанием необходимости использования наглядных форм взаимодействия ДОУ и семьи и эффективным их применением в решении задач по формированию культуры общения у детей среднего дошкольного возраста. Данное противоречие способствует выделению проблемы: каковы эффективные наглядные формы взаимодействия ДОУ и семьи по проблеме формирования культуры общения у детей среднего дошкольного возраста?
Социальные и психологические изменения последних лет ведет к тому, что дети иначе общаются друг с другом. Для большинства людей все труднее нормально взаимодействовать с другими. Все это во многом зависит от уровня нравственного воспитания и культуры общения. Конкретные представления о культуре общения усваиваются растущим человеком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений. С первых дней прихода ребенка в детский сад педагог воспитывает у него элементарные навыки культурного общения для установления правильных отношений детей друг с другом, с воспитателями и всеми сотрудниками. Дети знакомятся с простейшими правилами культуры общения в детском коллективе, например, учатся приветливо здороваться, прощаться, благодарить, обращаться с просьбой. Воспитатель работает с детьми над вежливостью, формирует культуру взаимоотношения между детьми, воспитывает умение дружно жить, по необходимости уступать друг другу, прививает умение оказывать внимание сверстнику, проявлять заботу о младших, нуждающихся в помощи. Воспитатель старается вызвать у детей чувство отзывчивости, доброжелательности к сверстнику и окружающим. Все это должно стать нравственной основой культуры общения.
К более старшему возрасту количество правил, регулирующих общение детей, заметно возрастает: детей приучают справедливо разрешать споры и разногласия; дружелюбно напоминать сверстнику те или иные правила общения; самому отвечать за ошибки, не перекладывая свою вину на других. И постепенно педагог приводит их к умению выполнять правила общения в отсутствии взрослых. Воспитатель учит детей вести себя в общественных местах сдержанно, не привлекать к себе внимание посторонних, разговаривать негромко, а если необходимо, то и помолчать, соблюдать порядок, уступать место старшим.
Особое внимание уделяется формированию у детей культуры речи: умение отвечать на вопросы, вступать в разговор со взрослыми, поддерживать беседу, употреблять вежливые формы обращения, умение владеть голосом, разговаривать приветливо, в доброжелательном тоне. Нельзя формировать у детей культуру речи в отрыве от развития речи. Эти два процесса тесно взаимосвязаны: если у ребенка плохо развита речь, то ему трудно выразить в вежливой форме свою просьбу, быть интересным собеседнику. Четкая и ясная речь является показателем ясной мысли, культуры мышления.
Таким образом, педагог и на занятиях и в повседневной жизни решает одновременно задачу воспитания речевой культуры. Влияние взрослых на речь детей огромно. Особенности интонации, жестов и мимики, сопровождающие речь, как в зеркале, отражаются в детях. Недопустимо, чтобы ребенок слышал неправильную речь. Копируя взрослых, он повторяет ошибки, нередко усваивает отрицательную манеру разговора. Воспитание в ребенке живого и тактичного собеседника, способного разговаривать со сверстниками и взрослыми, осуществляется педагогами непрерывно на протяжении всего дня – на занятиях, в играх, труде, повседневной жизни.
Таким образом, под культурой общения дошкольника мы понимаем процесс формирования нравственности, культуры речи в процесс общения с окружающими. Формирование культуры общения очень сложный процесс, включающий в себя составные части нравственности и поэтому работу необходимо начинать с самого раннего возраста. Дальнейшее развитие будет зависеть уже от самой личности, ее жизненного опыта. Проявление культуры общения мы можем наблюдать при взаимодействии детей друг с другом. Сам процесс формирования должен быть непрерывным и планомерным, т.к. лишь правильный подход к решению данного вопроса приведет к высокому результату и позволит закрепить у ребенка навыки культуры общения на всю жизнь.
Проведя более глубокое изучение научной литературы, нами были выделены следующие формы взаимодействия ДОУ с семьей: индивидуальная работа с родителями, групповые консультации, общесадовое собрание. Собрание коллектива родителей одной взрослой группы, уголок для родителей, педагогические беседы с родителями, лекции, педагогические кружки, вечера вопросов и ответов, конференции, тематические выставки, семейный клуб, родительская почта, телефон доверия, спортивные соревнования, тренинги, КВНы . Педагоги и родители ставят перед собой единую цель – вырастить полноценного и развитого ребенка. Для этого необходимо единство педагогических требований между общественным и семейным воспитанием. Формы и методы работы детского сада родителями разнообразны: живое слово, наглядные иллюстрации, демонстрация воспитательской работы, привлечение родителей к активному участию детского сада, посещение семьи, индивидуальные беседы и мн. др.. Поэтому очень важно, чтобы родители шли на контакт с ДОУ, не боялись спросить совета и попросить помощи у воспитателя по воспитанию ребенка. Успешное решение этой сложной задачи возможно при тесном содружестве и полной согласованности действия педагогов и родителей. Но не следует забывать, что какие бы формы взаимодействия не были выбраны, главное – правильное их использование, а также их эффективность и стабильность такими свойствами обладают наглядные формы, которые активно используются в наши дни.
Особое место в пропаганде педагогических знаний родителей с задачами и условиями культуры общения, содержанием и методами воспитания детей в детском саду способствует у части родителей преодоления поверхностного суждения роли детского сада в жизни дошкольников, оказывают практическую помощь семье по формированию культуры общения. В работе дошкольных учреждений используются разные средства наглядной пропаганды. Весьма эффективным, получившим в последнее время широкое распространение, является эпизодическое привлечение родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за общением воспитателя и детей, отношение между сверстниками, за играми, за поведением своего собственного ребенка. Естественно, что на первых порах родители охотнее всего откликаются на предложения воспитателя понаблюдать за общением своего собственного ребенка. Обязательно нужно пригласить родителей тех детей, которые имеют какие-либо отклонения в культуре общения. Чаще всего эти отклонения – результат неправильного воспитания в семье: в некоторых семьях детей чересчур балуют, потакают воли; других – держат в чрезмерной строгости, в-третьих – взрослые непоследовательны. Наблюдение за своим ребенком в условиях детского коллектива, сравнения его культуры общения с др. детьми будут способствовать повышению культуры общения родителей.
Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды – разнообразные стенды. В каждой взрослой группе должен быть пригрупповой стенд, где помещаются, во-первых материал информационного характера, режим для группы, правила для родителей, объявления различного характера. Во-вторых, педагогический раздел стенда, который является основным, призван систематически с помощью разных видов наглядности знакомить родителей с воспитательной работой, проводимой с детьми разного возраста. С этой целью надо вывешивать план работы с детьми по культуре общения. На стенде помещают краткое описание наиболее интересных учреждений, игры, экскурсии, короткие заметки по культуре общения за определенный период. Формой и ценным средством наглядной пропаганды являются тематические выставки, цель которых дополнить словесную информацию для родителей: рисунками, фотографиями, натурными предметами. Тематические выставки создаются как для родителей, так и для всего детского сада. Они могут быть организованы как одна из форм подготовки к общему или групповому родительскому собранию, а также к итоговой родительской конференции. Более подробно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитателю помогают папки-передвижки. В практике работы дошкольных учреждений используются разные формы подбора материала для папок и различную тематику. Папки-передвижки даются во временное пользование отдельным семьям на одну– две недели, особенно если у ребенка не сформировано, то или иное качество личности. осуществляется при проведении “открытых дверей”. Проанализировав психолого-педагогическую литературу и периодическую печать, обобщив и систематизировав полученные сведения, мы пришли к выводу, что наглядные формы взаимодействия ДОУ с семьей будет наиболее эффективным, т.к. в связи с быстрым ритмом современной жизни у родителей практически не хватает времени на прочтение книг, для непосредственных бесед с воспитателями, посещения лекций. Поэтому, оформляя различные плакаты, стенды, книжки-раскладушки с различными систематизированными и выбранными советами, не займут личного времени у родителей и позволят помнить всю необходимую информацию. Наглядная информация ставит задачу целенаправленного и систематического применения материалов в целях ознакомления родителей с разными направлениями воспитания, в том числе с задачами формирования культуры общения в семье. Это может способствовать успешному достижению поставленной цели.
На основе изученного материала мы пришли к следующему определению культуры общения – это выражение норм перед другими при общении с окружающими людьми, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения. При анализе определения, нами было отмечено, что культура общения – широкое понятие и формы его конкретного выражения разнообразен, что обуславливает многообразие задач перед воспитателями и родителями при формировании культуры общения в дошкольном возрасте, особенно в среднем дошкольном возрасте.
С первых лет жизни ребенка необходимо формировать воспитанность и культуру общения. Зайдя в группу, ребенок должен обязательно поздороваться, выйдя из-за стола сказать “спасибо” и другие проявления культуры общения . В дошкольном возрасте очень важно вовремя сформировать культуру общения со сверстниками и взрослыми, так как именно в этом возрасте закладываются основы социализации личности, которые послужат в дальнейшем формированию нравственности качеств. Но какая бы работа не проводилась в данном направлении, она будет не эффективна без совместного взаимодействия ДОУ и семьи. На сегодняшний день в педагогике существуют следующие формы, которые активно используются воспитателем в работе с семьей: консультации, собрания, беседы, тематические выставки, лекции и многое другое. Они помогают воспитателю предоставить родителям ту информацию, которая необходима для них в вопросе культуры общения.
Но в наши дни, когда жизнь “вертится как колесо”, родители все реже взаимодействуют с ДОУ из-за нехватки времени. Поэтому воспитатели все чаще вынуждены использовать наглядные формы с родителями, в том числе и по вопросам формирования культуры общения.
Литература.
- Евдокимова Е.C. Педагогическая поддержка в воспитание дошкольника. – М: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
- Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход . – М. : ТЦ Сфера, 2005 – 144с. – (Приложения к журналу “Управление ДОУ”).
- Зверев О.Л.,Коротов Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. М., 2005.
- Козлов А.В., Демемулина Р.П. Работа ДОУ с семьей, 2004.
- Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание, 2004. № 6. – с. 66 – 70.
- Петерина С.В.Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.– М.: Педагогика, 1986.
- Кравцов Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание – 1995. – № – 10 – 11.
- Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст] / Л.Р. болотина. – М.: Академия, 1997. – 232 с.