Обобщающий урок русского языка. Тема: "Имя существительное". 6-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель урока: обобщить изученный материал по теме «Имя существительное»

Задачи урока:

  • Образовательные – повторить правила написания имен существительных; способствовать формированию умений по использованию имен существительных для достижения точности, информативности, выразительности речи; повторить и углубить знания в области особенностей употребления переносного значения существительных, синонимов, антонимов, обращения.
  • Развивающие – способствовать формированию и развитию положительных мотивов учебно-познавательной деятельности; развивать воображение, яркость, образность, выразительность речи.
  • Воспитательные - содействовать воспитанию у учащихся любви к русскому языку, стремления к овладению грамотной письменной и устной речью

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, практического применения изученного

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя (Слайд 1)

Имя существительное занимает одно из главных мест в нашей речи. В русском языке существительным является каждое второе слово. (Дайте определение имени существительного).
Итак, с помощью существительных мы называем предметы и явления, но не только точность и ясность достигается употреблением существительных: умелое их использование придает речи выразительность и красоту. Сегодня на уроке мы вспомним некоторые правила написания имен существительных, поговорим об употреблении такой важной части речи как имя существительное.

III. Главная часть. Повторение изученного материала

1) Переносное значение имен существительных

Сравнение

Задание №1. Отгадайте загадки (слайды 2,3)

– Ответьте на вопрос: Какой художественный прием использовался для создания загадок? (Слайд 4)
– Сравнения с жуком, снегом, бесом в первой загадке и со стрелой, пчелой во второй загадке говорят о признаках, по которым можно догадаться, что это за предмет. И мы по- новому видим сороку и самолет, удивляемся меткости слова в загадке.
– Вспомним способы выражения сравнений? (Слайд 5)

Задание №2.

– Прочитайте несколько предложений из книги К.Г. Паустовского «Мещерская сторона». Найдите сравнения. Каким способом они созданы? (Слайд 6)
– Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, подчеркните сравнительные обороты (Слайд 7). Взаимопроверка (Слайд 8)

Метафора

Задание №1

– Прочитайте строфу из стихотворения Ф.И. Тютчева «Чародейкою зимою..» Найдите метафору (слайд 9)
– Что такое волшебный сон? Слово «сон» употреблено в переносном значении: речь идет о зимнем состоянии леса, похожем на сон. Что такое легкая пуховая цепь? Слово «цепь» тоже употреблено в переносном значении6 это снег лежит на деревьях, как будто цепь, но не тяжелая, а легкая, пуховая.

Задание №2

– Подберите метафоры к картинкам, изображенным на слайдах № 10,11
– Отгадайте загадку (слайд 12)

Загадка построена на использовании метафоры – хлеба краюшка – которая имеет внешнее сходство с месяцем

Задание №3

– В строфе из стихотворения Д. Кедрина «Осенняя песня» найдите сравнение и метафору, объясните написание выделенной орфограммы (слайды 13, 14, 15)

Словарная работа. Повторение орфографических правил: правописаний гласных -о, -е после шипящих в суффиксах и окончаниях имен существительных, правописание суффиксов -ек,-ик, приставок -пре , -при (слайд 16)

Дополнительное задание: придумайте предложение со сравнительным оборотом, используя одно из словосочетаний на слайде №16

Задание №4

– Составьте и запишите пословицы , выбрав названия месяца левого столбика и подходящие по смыслу словосочетания правого столбика. Подчеркните грамматические основы, объясните знаки препинания (слайды 17, 18 )
– Назовите имена существительные, употребляемые только в единственном или только во множественном числе; наблюдения над использованием метафор в русских народных поговорках (слайды 19-20)

Вывод: сравнение и метафора помогают нарисовать явления, увидеть их по-новому и образно передать чувство и мысль

2. Имена существительные – синонимы, антонимы

Задание №1

– Прочитайте предложения, найдите имена существительные близкие по значению (слайды 21, 22)

Вывод: Синонимы обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они позволяют избегать ненужных повторов слов. Выбирая из синонимов самый подходящий по смыслу, мы точнее выражаем мысль и чувство

Задание №2

– А что такое антонимы? Найдите в тексте примеры антонимов, синонимов (слайды 23, 24, 25)

Вывод: антонимы позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты , антонимы могут быть сцепляющими словами в тексте (слайд 26)

3. Имена существительные – в пословицах

Задание №1

– Запишите пословицы, объясните орфограммы. Подчеркните разносклоняемые имена существительные (слайды 27, 28, 29) (При выполнении данного задания повторяются орфографические правила : -не с существительными, глаголами, правописание гласных в суффиксах разносклоняемых существительных)

4. Обращение и фразеологизмы.

Задание №1

– Перепишите, расставьте знаки препинания. Чем является обращение в первом предложении? (фразеологизмом) (слайды 30, 31, 32) (повторение сведений об обращениях, знаки препинания в предложениях с обращениями, ь после шипящих в различных частях речи; обогащение словарного запаса через работу с фразеологизмами)

III. Выводы по уроку. Рефлексия (слады 33, 34)

Ответьте на вопросы:

– Какие орфографические и пунктуационные правила мы повторили на уроке? Что вы узнали об употреблении имен существительных?
– Как вы оцениваете свою работу на уроке? Отметьте на листе самооценки.

Выводы: сегодня на уроке мы хорошо поработали и повторили: какова роль имен существительных в использовании сравнительных оборотов, метафор, фразеологизмов, обращений, пословиц. Повторили орфографические правила на правописание безударных гласных в корне, не с существительными и глаголами, правописание гласных в суффиксах и окончаниях имен существительных, правописание ь после шипящих, правописание приставок –-пре , -при.

IV. Домашнее задание

– Из художественных произведений выпишите предложения с обращениями, выраженными именами существительными:

а) собственными;
б) нарицательными одушевленными;
в) нарицательными неодушевленными.

– Составьте два предложения с фразеологическими оборотами, в состав которых входят имена существительные.

– Подготовить ответы на контрольные вопросы, данные в учебнике после изучения темы «Имя существительное».

Использованная литература и электронные источники

  1. http://vector-images.com/clipart/clp52854/?!ang=rus
  2. http://av.io.ua/album8280
  3. http://lori.ru/albums/8417/ryabina
  4. http://avia-mir.com/ru/an/index-an-2.php
  5. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. М.: Просвещение, 2001.
  6. Васильченко Н.В. Мы дружим со словесностью. Волгоград: издательство «Панорама», 2006.
  7. В.П. Жуков А.В.Жуков Школьный фразеологический словарь русского языка М.: «Просвещение», 1989.
  8. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся 5-9 классов. М.: Просвещение, 2006.