Цель: Научить учащихся изготовлению мягкой плоскостной игрушки “Рыбка” с использованием ручного стежка.
Задачи.
Образовательные:
- Дать понятие о плоскостной мягкой игрушке.
- Научить детей изготовлению мягкой плоскостной игрушки “рыбка” с применением ручного шва “ вперёд иголку”.
Коррекционные:
- Развитие и коррекция мелкой моторики пальцев рук; зрительных восприятий, мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление).
Воспитательные:
- Формирование положительной мотивации к урокам швейного дела
- Воспитание художественного вкуса, пространственного мышления.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, элементы проблемного метода, частично-поискового метода.
Оборудование и материалы: ножницы; игла; нитки №40; образцы тканей, различные по фактуре, цвету, качеству; портновские булавки; мел; клей ПВА; кисточка; шаблоны; заготовка для глаз; образцы мягких игрушек.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи:
Рисование: умение сочетать цвета.
План урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Физминутка
5. Практическая часть.
6. Закрепление.
7. Подведение итогов.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель (У.): Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и подарим себе хорошее настроение.
Проверка готовности учащихся к уроку. Дежурный докладывает о том, что все учащиеся готовы к уроку, необходимые рабочие инструменты и приспособления лежат на рабочих местах.
2. Актуализация знаний.
У.: Тема нашего урока: “Изготовление мягкой плоскостной игрушки с применением ручного стежка".
Учитель предлагает вспомнить, какие инструменты и приспособления применяются при выполнении ручных работ.
Предполагаемый ответ. Ножницы, иголки, портновские булавки, напёрсток.
У.: Правильно. Теперь повторим правила безопасной работы с ручными инструментами. На нашей доске закреплены таблички с правилами по ТБ. Среди этих правил есть другие, которые не относятся к нашим видам работ. Я прошу вас подойти к доске и закрепить возле нужных правил зелёные магнитики, а возле правил, которые мы не применяем сегодня, закрепить красные магнитики.
Учащиеся подходят к доске и выполняют задание, выбирая нужные правила.
Предполагаемый ответ.
Не допускать потери иглы.
Запрещается брать иголку в рот или вкалывать её в одежду.
Ставьте утюг на специальную подставку.
Нельзя откусывать нитку зубами.
При шитье надо применять напёрсток.
Следите за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
Сломанную иглу надо отдать учителю.
Хранить ножницы в определённом месте.
Хранить иглы в определённом месте.
Во время работы машины не наклоняй близко голову.
Не держать ножницы острыми концами вверх.
Передавать ножницы надо кольцами вперёд
Не класть ножницы возле движущихся и вращающихся частей швейной машины.
У.: Очень хорошо. Вы знаете правила по технике безопасности с ручными инструментами. Сегодня я хочу предложить вам сделать мягкую игрушку. Ваши игрушки мы подарим ветеранам нашего района на празднике День Победы. В изготовление своей игрушки постарайтесь вложить все самые добрые чувства и самые лучшие пожелания этим людям.
3. Изучение нового материала.
У.: А сейчас я немного расскажу вам о том, что будем делать с вами сегодня: о мягкой игрушке. Из глубины веков пришли к нам традиции изготовления мягкой игрушки, сделанной из лоскутков, ткани, меха, кожи, ниток. Ткань – один из наиболее лёгких материалов в обработке. Мягкие игрушки бывают двух видов, объёмные и плоскостные.
Учитель предъявляет к рассмотрению образцы готовых изделий (рис. 1, 2).
Рисунок 1
Рисунок 2
У.: Возьмите в руки игрушки. Потрогайте и сравните. Скажите, чем они отличаются?
Предполагаемый ответ: Одна игрушка толстая, внутри мягкая, другая тонкая и внутри пустая.
У.: Это правильный ответ. Да, одна из игрушек имеет объём, она внутри наполнена. Такая игрушка называется объемной. Другая не имеет объёма, она внутри пустая. Это плоскостная игрушка, которую мы сейчас будем изготавливать.
Учитель поясняет, что игрушки сшивают нитками, цвет которых должен отличаться от ткани. Это подчёркивает яркость поделки. Внутри игрушка остаётся пустой. Для отделки используют различные материалы: тесьму, бусины, кожу. Например, глаза можно сделать способом аппликации, из ткани, плотной бумаги, пуговиц или использовать фабричные заготовкиУчитель предлагает рассмотреть плоскостную игрушку “Рыбка”. Предлагается для просмотра образец (рис. 3).
Рисунок 3
У.: Из каких деталей состоит игрушка?
Предполагаемый ответ: Из туловища, хвоста и губок и глазок.
У.: Скажите, из чего сделан хвост?
Предполагаемый ответ: Из ткани.
У.: Какая это ткань?
Предполагаемый ответ: Эта ткань плотная, мягкая, но края ткани не осыпаются.
У.: Правильно. Из чего сделаны глаза? Каким способом сделаны глаза?
Предполагаемый ответ: Глаза сделаны из бумаги, в виде аппликации.
У.: Хорошо. Из чего сделано туловище рыбки?
Предполагаемый ответ: Из ткани.
У.: Какая это ткань?
Предполагаемый ответ: Ткань плотная, края у ткани не осыпаются.
У.: Правильно. Я предлагаю вам рассмотреть ещё 2 рыбки (рис. 4, рис. 5).
Рисунок 4
Рисунок 5
У.: Скажите, чем отличается наша голубая рыбка, от зелёных, которые вы рассматриваете? Сравните их (рис. 6).
Рисунок 6
Учащиеся сравнивают образцы и определяют отличия.
Предполагаемый ответ: У этих рыбок хвост сделан из разных материалов - из ниток, тесьмы.
У этих рыбок отличаются глаза. У одной рыбки глаза из бусинок, у другой из пуговиц.
У.: Правильно. А теперь я предлагаю вам задание. Перед вами на столе разложено несколько видов ткани. Выберите те ткани, которые больше всего подходят для изготовления данной поделки.
Учащимся для рассматривания предлагаются образцы тканей: велюр, флок, драп, кримплен, ситец, шифон, шёлк, кожа. Учащиеся выбирают ткани: велюр, драп, флок, кримплен разных цветов.
У.: Скажите, почему вы выбрали именно эту ткань?
Предполагаемый ответ: Она плотная, края не осыпаются.
У.: Рассмотрите и потрогайте руками образец другой ткани.
Предлагается образец шелковой ткани. Учитель просит определить, пригодна ли ткань для поделки.
Предполагаемый ответ: Нет, непригодна. Эта ткань мягкая и её края сильно осыпаются.
У.: - Правильно. А теперь каждый выберите, с какой тканью вы будете работать. Подберите для ткани, которую вы выбрали, нитки контрастного цвета. В этом вам поможет цветовой круг, в котором имеются все цвета. С цветовым кругом вы познакомились на уроках рисования. Учащимся выдаётся раздаточный материал в виде цветового круга и контрастных элементов (рис. 7).
Рисунок 7
Учащиеся подбирают контрастный цвет ниток для дальнейшей работы.
У.: Вы правильно справились с заданием. А теперь отдохнем.
4. Физминутка.
У.: Я прошу вас выйти и встать в круг. Мы поиграем в игру, которая называется “Назови контрастные цвета”. Я буду бросать вам мяч и называть цвет, а вы, ловя его и передавая мне, называете контрастный цвет. Например: я говорю – красный, вы ловите мяч и говорите – зелёный.
Учитель после игры подводит итог, подчеркивая, что дети правильно назвали контрастные цвета. Затем учитель проводит упражнения на снятие напряжения и усталости мышц плечевого и поясничного отдела туловища.
- Исходное положение - стоя, руки опущены. Выполнять поочередные круги назад то правым, то левым плечом. (Повторить 4-6 раз).
- Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки за голову. Выполнять медленные повороты туловищем вправо – влево.
5. Практическая часть.
У.: Продолжаем наш урок. Я предлагаю вам рассмотреть готовые детали шаблона рыбки.
Выдаётся раздаточный картонный материал – шаблоны (рис.8).
Рисунок 8
Рисунок 9
Учитель обращает внимание учащихся, что на каждом шаблоне есть места с рассечками для совмещения с другими деталями (губки, хвост). Для туловища нам необходимы две детали, а для хвоста и губ - по одной. Глазки готовятся отдельно.
Учитель вместе с учащимися составляет план работы:
- Раскладываем шаблоны на ткани.
- Делаем обмеловку.
- Выкраиваем детали (рис. 9).
У.: Как вы думаете, какие стежки лучше подойдут для соединения наших деталей?
Предполагаемый ответ: “Шов вперёд иголку”, “шов за иголку”.
У.: Правильно, но мы будем применять один шов – “вперёд иголку” (рис. 10). Как вы думаете, почему?
Рисунок 10
Предполагаемый ответ: Потому что шов “вперёд иголку” одинаковый с лицевой и изнаночной стороны, а шов “за иголку” с изнаночной стороны другой, напоминает верёвочку (рис. 11).
Рисунок 11
У.: Мы с вами готовы приступить к практической работе. При выполнении практической работы нам поможет инструкционно-технологическая карта.
Учитель проводит пооперационный разбор изделия с применением инструкционно – технологической карты (Приложение 1).
Учитель предлагает приступить к изготовлению поделки, обращая внимание учащихся на необходимость точного соблюдения всех инструкций и контроля аккуратного выполнения, советует, в случае затруднения, обращаться за помощью к учителю или товарищам. Во время выполнения работы учитель оказывает дозированную помощь учащимся, испытывающим затруднения.
6. Закрепление пройденного материала.
Учитель предлагает ответить на вопрос, используя изученные на уроке термины.
У.: Итак, скажите, какую игрушку сегодня мы делали на уроке?
Предполагаемый ответ: Мы познакомились и изготовили плоскостную игрушку.
У.: Сейчас я раздам вам карточки, на которых написаны слова.
Используя эти слова, опишите свою игрушку.
(Красная, синяя, плоскостная, пуговица, аппликация, бусина, иголка, нитка).
7. Подведение итогов.
Учитель предлагает учащимся сравнить свои работы с образцом.
Совместная оценка качества работ учащихся проходит по вопросам:
- Правильно ли выполнена раскладка шаблона на ткани.
- Правильно ли выполнена обмеловка.
- Аккуратно ли выполнен раскрой деталей.
- Точно ли совмещены рассечки на деталях.
- Правильно ли организовано рабочее место и соблюдались ли правила ТБ.
После самоанализа и анализа работ, учащимся выставляются оценки.
Поделки раскладываются на столе и рассматриваются. Учитель подводит общий итог урока.
У.: Несмотря на небольшие замечания, которые у нас были, посмотрите, какие красивые получились игрушки, сколько тепла и старания вы вложили в свои работы. Вы справились с заданием. Молодцы. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Спасибо вам за хорошую и дружную работу на уроке. До свидания.