Работа с природным материалом, макет "Заяц". 3-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 3


Цель урока. Изготовление фигурки зайца из природного материала.

Задачи урока.

Обучающие. Закрепление навыков работы с природным материалом при изготовлении фигурки зайца из спилов дерева.

Развивающие. Развитие умения ориентироваться в задании, планировать свою деятельность, действовать по плану, осуществлять текущий и заключительный самоконтроль. Развитие связности высказываний, работать над навыками аргументированного изложения своих мыслей.

Коррекционные. Развитие слухового и зрительного восприятия, развитие произвольного внимания при планировании и выполнении работы. Развитие мелкой моторики рук.

Воспитательные. Умение работать самостоятельно и в совместной деятельности, умение высказывать оценочное суждение о самостоятельной деятельности по полученным результатам.

Тип урока. Комплексное практическое занятие.

Оборудование.

  • Таблица “Чему будем учиться на уроке?”;
  • композиция из природного материала (лес);
  • иллюстрации для словарной работы по стихотворению;
  • стихотворение Т. Белозерова “Заяц”;
  • фото зайца-беляка и зайца-русака;
  • образец — фигурка зайца, изготовленного из спилов дерева
  • спилы разных диаметров и разной формы,
  • столярный клей,
  • пластилин,
  • желуди,
  • семена подсолнечника,
  • критерии оценки готового изделия на карточке.

Рисунок

Подготовительная работа.

  1. Словарная работа с незнакомыми словами, встречающимися в стихотворении Т.Белозерова “Заяц”, проведена на уроках развития устной речи по теме “Сезонные изменения в природе зимой”.
  2. Беседа о жизни животных зимой на уроках развития устной речи.
  3. Элементы композици “В зимнем лесу” подготовлены во внеурочное время.
  4. Чтение литературных произведений о зайцах, просмотр фильма о жизни зайцев организовано во внеурочное время.

Ход урока

Этап урока, задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный этап

(приветствие, организация внимания школьников)

1. Встаньте дружно, поприветствуем гостей улыбкой. А теперь садитесь и с усердием трудитесь! – Чему будем учиться на уроке труда? (таблица “Чему будем учиться на уроке?” на доске слева) Приветствие гостей. Ответы по таблице (обсуждать, наблюдать, догадываться, работать руками, делать выводы, получать удовольствие от работы)

II. Вводная беседа

(Обеспечить мотивацию учения учащихся, актуализация субъектного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний, ценностных отношений))

1. Беседа – Ребята, любите ли вы гулять в лесу? – Почему вам нравятся эти прогулки? ИТОГ. Во время прогулок мы наблюдаем много интересного в жизни живой и неживой природы. Ответы детей.
2. Предлагаю рассмотреть композицию (лес) и дать название. – В этом лесу очень пусто без обитателей. Предлагаю оживить лес и поселить в нем жильцов. 3. Сообщение темы и целей урока. – В нашей местности обитают зайцы-русаки и зайцы-беляки. (фото на стене возле доски). Рассматривают, дают название, например: “В лесу”, “Лес зимой”, “Зимняя полянка” и др.
4. Познакомимся со стихотворением “Заяц”, которое написал Омский поэт, наш земляк, Тимофей Белозеров. а) словарная работа (иллюстрации на обратной стороне доски) индевелый лес — покрыт инеем;
куржак — иней или обледенение (в речи народов Сибири);
наст — заледеневшая корка на снегу;
озимь — озимый посев, зерно засеивают осенью, всходы зимуют под снегом.
Дети ознакомлены с данными словами заранее на уроке Р.Р. по теме “Сезонные изменения зимой”
б) Чтение стихотворения с демонстрацией презентации Шорохами, звоном куржака
Разбудило зайца беляка...
Боязно и холодно бедняжке,
Голодно ему — не до игры! –
В голубом заснеженном овражке
Поглодал он ивовой коры.
Осмелев, размялся по немногу,
Обежал заиндевелый лес,
Пересёк проезжую дорогу
И в зелёной озими исчез.
Прослушивание
4. Работа по стихотворению. – Какие чувства вызвало это стихотворение? Почему? ИТОГ. – Как вы думаете, обрадуется заяц, если у него будет компания из таких зайчиков? Ответы детей.

III. Ориентировка в задании

(установить полноту и осознанность восприятия изделия, анализ объекта и условий, необходимых для изготовления изделий)

1. Демонстрация готового изделия: заяц, изготовленный из спилов дерева (пронести по классу) 2. Анализ образца Рассмотрите внимательно. – Подумайте, что можно рассказать о данном изделии? 3. Анализ условий работы (наличие материалов, заготовок, приспособлений, инструментов: спилы разных диаметров и разной формы, желуди, столярный клей, кисточки, пластилин, семена подсолнечника). Самостоятельный анализ образца (1 гр.) или с помощью наводящих вопросов учителя (2 гр.). Проверка организации рабочего места.

IV. Планирование работы

(обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самост.работы)

1. Вопросы учителя – Как вы думаете, с чего лучше начать работу? – Я предлагаю рассказать последовательность изготовления изделия по предметно-операционному плану. (Выставляю карточку и предлагаю учащимся рассказать по ней последовательность изготовления каждой операции).

<Рисунок>

а) Соединим голову и туловище с помощью клея, плотно сожмем спилы и подождем, пока клей высохнет.
б) Примерим фигурку к полянке и приклеим. Прижимая рукой, подождем, пока клей высохнет.
в) Для изготовления лапок мы используем жёлуди без шапочки. Вынем ядро и разделим на 2 половинки. На гладкую поверхность нанесем клей и приклеим на подставку: одна лапка — после головы, вторая — на уровне туловища.
г) Уши зайчика изготовим из бумаги и приклеим на голове.
д) Хвостик зайца изготовим из бумаги. Для этого сомнем бумагу руками — в виде шарика и наклеим на место хвоста.
е) Оформим мордочку: на голову приклеим глаза из семян подсолнечника, для носа скатаем шарик из пластилина. Фигурка зайца готова.

Ответы детей.
   
2. Гимнастика для кистей рук “Лесная история” – Выбежали зайцы на поляну. Прыг-скок. Прыг-скок. – Пришла лиса. Она шла очень тихо и осторожно. – Лиса шла не только тихо, но и незаметно. Своим хвостом она заметала следы. – Зайцы увидели ее и бросились врассыпную. 3. Критерии оценивания готовых изделий (на доске справа): правильность изготовления,
аккуратность выполнения,
степень приложенных стараний,
Дети барабанят подушечками пальцев по парте. Дети мягко нажимают на подушечки пальцев. Покачивания кистями рук из стороны в сторону. Ударами сразу всех пальцев рук имитируют заячьи прыжки.

V. Практическая работа

(обеспечить совершенство вание умений и навыков работы с природным материалом и формирование умений самостоятельно применять их.)

1.Правила техники безопасности с клеем. (таблица на стенде справа от доски) 2. Практическая работа. В ходе работы рекомендую обращать внимание на образец и план работы для срвнения изделий. Индивидуальная помощь детям 2 и 3 группы. Советы, рекомендации, поощрения, помощь. Самостоятельное выполнение работы
3. Физкультминутка. Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал -
Зайка прыг — и ускакал.
Сопровождается движениями детей.

VI. Отчет о проделанной работе

(выявление уровня усвоения знаний и способов действий)

1. Словесный отчет учащихся о проделанной работе. – Какое изделие изготовили на уроке? – Расскажите последовательность изготовления по плану. Сначала отчет учащихся 1 группы, затем 2 группы, опрос учащихся, которые в ходе работы не соблюдали план.

VII. Оценка качества выполненной работы

(проверка глубины осознанности, самоконтроля, развитие у учащихся способности к оценочным действиям)

1. Критерии оценки: сравнение готовых изделий с образцом: правильность изготовления,
аккуратность выполнения,
степень приложенных стараний. 2. Выставление оценок. 3. Поселили готовые фигурки зайцев на композиции. 4.Заключительная беседа. – Как вы думаете, о чем могут беседовать зайцы, собравшись на лесной поляне? 5. Чему учились на уроке труда? (таблица “Чему будем учиться на уроке?” на доске слева)
Оценивание работ учащимися, отмечая достоинства и недостатки изделий своих и одноклассников. Ответы детей. Ответы по таблице (обсуждали готовые работы, наблюдали за работой одноклассников, догадывались получится ли фигурка зайца у каждого из вас, работали руками, делали выводы о получали удовольствие от работы)

VIII. Итог урока

(дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся)

1. Отмечаю работу класса, хорошо потрудившихся детей. Благодарю за сотрудничество. 2. Рефлексия.
– Кому из вас было интересно на уроке?
– Чья работа понравилась больше всего? 3. У нас получилась очень красивая зимняя композиция. Хочется, чтобы эту красоту увидели и другие дети. Оставим на выставку детского творчества. 3. Порядок на рабочем месте.
Выставка работ учащихся

Литература

  1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.:Просвещение, 1991, стр.131.
  2. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе. – М.:Айрис пресс, 2004, стр.15
  3. Жидкова
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный класс, 1-4 классы.. Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2009, 192 с.
  5. Белозеров Т. -Подснежники. – Омское издательство, 1984, стр.110
  6. Самые любимые сказки. – Минск: Харвест, 2007, стр 76.
  7. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки. Учебник для 1 класса. – Самара: корпорация “Федоров”, изд “Учебная литература”, 2005, стр.70.
  8. Геронимус Т.М. Я все умею делать сам: учебник по трудовому обучению для 1 класса. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001, 128с.
  9. Геронимус Т.М. Я все умею делать сам: учебник-тетрадь по трудовому обучению для 3 класса. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2003, 144с.
  10. Павлова Н.П. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1992, 188с.
  11. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы: пособие для учителя. Под редакцией В.Г. Петровой. – М.: Просвещение, 1983, 208 с.