Оборудование: кабинет информатики.
Цель: привлечение внимания учащихся к истории страны.
Задачи:
- воспитание у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину и историю;
- стимулирование познавательной и творческой активности школьников;
- продвижение познавательного чтения в среде детей и подростков.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, книжная выставка “М.В.Ломоносов – великий русский учёный”.
Ход урока
1. Слово учителя. Краткая биография.
Имя Михаила Васильевича Ломоносова мы называем одним из первых в ряду самых замечательных представителей отечественной науки и культуры. Многие идеи Ломоносова опередили науку его времени на столетие (Слайд 1).
Родился М. В. Ломоносов в семье помора Василия Дорофеевича Ломоносова и Елены Ивановны (урождённой Сивковой) 8(19) ноября 1711 г. в деревне Мишанинской, расположенной на острове в устье Северной Двины, против города Холмогоры. Лучшими моментами в детстве М. В. Ломоносова были, по-видимому, его походы с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. М. В. Ломоносов начал помогать отцу с десяти лет. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Он сопровождал отца в его далеких и часто опасных путешествиях. На отцовском галиоте “Чайка” побывал маленький Ломоносов на Двине, в Белом море, в Северном Ледовитом океане. С большим интересом наблюдал он жизнь и природу родного края, обычаи и нравы его обитателей. Все виденное мальчиком вызывало необычную в ребенке его лет жажду знания, так что, возвращаясь из плавания, брался за книги. Грамоте обучил Михайлу Ломоносова дьячок местной Дмитровской церкви С. Н. Сабельников. Михайло Ломоносов, которому не сравнялось ещё и 14 лет (Слайд 2), был уже настолько грамотным, что купцы и посадские люди Архангельска и окрестностей и чиновники таможни доверяли ему подписывание важных документов.
Ломоносов начал учиться по церковным книгам и старообрядческим рукописям. По ним он научился читать и писать, но содержание их никак не связывалось с тем, что довелось ему видеть в плаваниях, над чем он задумывался. В этих книгах было много нелепостей, суеверий, а юноша хотел читать книги, которые непосредственно касались жизни, объясняли непонятное. И такие книги он нашёл у братьев Дудиных. Братья Василий, Егор и Осип хранили книги, купленные ещё их отцом. Среди них были "Арифметика" Л. Магницкого и "Грамматика" М. Смотрицкого (Слайд 3), которые по его собственному выражению для него делаются “Вратами учёности”.
Но заниматься науками в родительском доме становилось всё труднее. Ещё девять лет Михайло потерял мать, которую очень любил. Через короткое время умерла и вторая жена отца. Василий Дорофеевич женился в 1724 году в третий раз. При новой мачехе жить Михайле в отцовском доме стало совсем худо. Позже он напишет: "Имеючи отца хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежественного, и злую и завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу по-пустому за книгами. Для того многократно я принуждён был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах и терпеть стужу и голод". Кроме того, Ломоносов понимал, что, сколько бы он сам ни занимался, настоящее учение могло быть только в школе или каком-нибудь ином учебном заведении.
И вот (Слайд 4), в декабре 1730 года Михайло решается на отчаянный шаг. Ночью, Вопреки воле отца, когда в доме все спали, Ломоносов надел две рубахи, нагольный тулуп, взял с собой подаренные ему “Грамматику” Смотрицкого и “Арифметику” Магницкого и отправился http://museum-old.lomic.ru/img/map.jpghttp://museum-old.lomic.ru/img/zal3_img1.jpg с рыбным обозом в Москву, учиться. Путь растянулся на три морозные недели. Пришлось заложить одолженный полукафтан на пропитание, но с книгами он не расстался. В начале января 1731 года Ломоносов прибыл в Москву, где он никого не знал.
О своём поступлении в “Спасские школы” (Слайд 5), то есть в Московскую славяно-греко-латинскую академию М. В. Ломоносов пишет: “ В Московских Спасских школах записался 1731 года января 15 числа. Жалованья в шести нижних школах по 3 копейки на день, а в седьмой 4 копейки на день”.
Удивительная целеустремлённость была присуща М. В. Ломоносову. В то время как многие его товарищи по Спасским школам свободные от занятий часы проводили беззаботно, в библиотеке Заиконоспасского монастыря он читал летописи, патристику и другие богословские книги, — издания светского содержания и философские, и даже — физические и математические сочинения. По прошествии первого полугодия он был переведён из нижнего класса во второй, и в том же году — в третий. Через год, в достаточной мере овладев латынью, и будучи уже способен на латинском сочинять небольшие стихи, начал учить греческий.
Серьёзное отношение Ломоносова к научным занятиям выделяло его из общей массы воспитанников Спасских школ, прибывших в Петербург. В Академии Наук любознательный и трудолюбивый помор, приобщаясь к новой науке, ознакомился с современным подходом к исследованиям. В кабинетах и мастерских Академии Наук Ломоносов мог видеть новейшие приборы и инструменты для проведения исследований, в академической лавке познакомиться с только что изданными книгами и журналами. Уже тогда Ломоносов начал изучать европейские языки, и делал пометки на полях книг на французском и немецком языках.
В Сибири работала экспедиция из Академии наук, но в ее составе не хватало химика, знающего горное дело. Тогда и было решено послать русских студентов на обучение в Германию.
В марте 1736 года президент Академии Наук Иоганн Корф представил правительству два списка учеников, предлагавшихся для отправки обучаться в Германии горному делу. В первом списке Корф назвал тех, кто знал немецкий и латинский, во втором — только латинский. Во втором списке значился и Ломоносов (“понеже они все те свойства имеют, каких помянутой бергфизикус требует… Хотя Дмитрий Виноградов с Михайлом Ломоносовым немецкого языка и не знают, однако ещё в бытность свою здесь через три месяца столько научиться могут, сколько им надобно…”).
Ломоносов и его товарищи были зачислены в Марбургский университет 6 ноября 1736 года. Они быстро приобщились к занятиям (Слайд 6). С января 1737 года начали слушать курс теоретической химии, механике, гидростатике, аэрометрии, гидравлике, теоретической физике. С мая наряду с изучением немецкого языка Ломоносов стал брать уроки французского, рисования, танцев и фехтования. По собственной инициативе — приступил к занятиям итальянским. К началу 1739 года Ломоносов и его товарищи завершили своё обучение в Марбурге. Вскоре из Петербурга пришло предписание готовиться к отъезду во Фрейбург к Генкелю для изучения металлургии и горного дела (Слайд 7).
После независимой и свободной университетской жизни в Марбурге русские студенты попали в полное подчинение к строгому и педантичному Й. Ф. Генкелю. Преподавание строилось в основном на практических занятиях: посещение рудников и металлургических заводов сопровождалось объяснениями производственных процессов. Здесь Ломоносов познакомился с устройством рудников, способами укрепления шахт, подъёмными машинами. Позднее, в своей книге “Первые основания металлургии, или рудных дел”, Ломоносов широко использовал знания и опыт, приобретённый во Фрейбурге.
Гордостью Генкеля была его химическая лаборатория. По возвращении в Россию Ломоносов упорно добивался постройки химической лаборатории при Академии Наук (Слайд 8).
В Марбурге М. В. Ломоносов женился на Елизавете Цильх, дочери хозяйки дома, в котором он проживал и 8 июня 1741 г., после почти пятилетнего пребывания за границей, Ломоносов прибыл в Россию. Полгода занимается составлением каталога минералов. После выполнения других работ Ломоносов становится адъюнктом физического класса академии.
М. В. Ломоносов пишет диссертацию по металлургии “О светлости металлов”, “Размышления о причине теплоты и холода” и “Попытка теории упругой силы воздуха” Эйлеру, думая получить плохой отзыв. Эйлер прислал восторженный отзыв: “Все сии сочинения не только хороши, но и превосходны, ибо он изъясняет физические и химические материи... с таким основательством, что я совершенно уверен в справедливости его изъяснений”. В июле 1745 г. Ломоносов стал профессором химии (Слайд 10).
Профессорская деятельность Ломоносова с первых шагов отличалась важными для русской науки начинаниями. Первым было строительство в России химической лаборатории. Это была первая научно-исследовательская и учебная лаборатория в России. Вторым — издание Ломоносовского перевода “Экспериментальной Вольфиянской физики” (Слайд 10). Этим переводом русская физика получила первый учебник. Период 1745—1750 гг. характеризуется большими творческими достижениями Ломоносова. Он заложил основы физическую химии, кинетическую теорию теплоты и газов, сформулировал закон сохранения материи и движения. В то же время Ломоносов вел кипучую научно-организационную, педагогическую и литературную деятельность (Слайд 11, 12, 13). К концу этого периода он — знаменитый автор од, трагедий, признанный оратор, его “слова” на торжественных актах пользуются большим успехом.
В следующее пятилетие (1750—1755) Ломоносов работает по двум направлениям: электрические явления и химия. В этот же период Ломоносов много занимается вопросами окрашивания стекла (мозаика) (Слайд 14, 15).
6 сентября 1751 г. Ломоносов произнес свое знаменитое “Слово о пользе химии” (Слайд 16). Он разработал и прочитал в 1752— 1754 гг. совершенно новый и необычный курс физической химии. В своих физико-химических исследованиях Ломоносов далеко опередил свой век: физическая химия как наука появилась только в конце XIX в. Много сил отдавал Ломоносов в этот период созданию Московского университета (Слайд 17); он сам составил проект университета. В апреле 1755 г. Московский университет был открыт. И сегодня, являясь ведущим вузом страны, он по праву носит имя великого ученого. В своей домашней лаборатории М. В. Ломоносов экспериментирует с “громовой машиной”. Вскоре, 25 ноября 1753 г. на публичном заседании Академии произнёс “Речь о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих, с истолкованием многих других свойств натуры”, объясняя атмосферное электричество восходящими и нисходящими воздушными токами по причине “трения частичек паров” (Слайд 18).
В 1753—1754 годах недалеко от Ораниенбаума в деревне Усть-Рудицы Копорского уезда М. В. Ломоносов получает для строительства стекольной фабрики земельный надел, а в 1756 году земли были ему жалованы в вечное пользование (Слайд 19). Усть-Рудицкая фабрика представляла собой новое стекольное промышленное предприятие. Первоначально на фабрике выпускался только бисер, стеклярус и мозаичные составы (смальты). Через год появляются различные “галантерейные изделия”: гранёные камни, подвески, броши и запонки. С 1757 года фабрика начинает выпускать столовые сервизы, туалетные и письменные приборы. Постепенно было налажено производство крупных вещей: дутых фигур, цветников, украшений для садов, литых столовых досок” (Слайд 20). В результате опытов по цветам и краскам Ломоносов создал “Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее”.
В 1757 г. Ломоносов был назначен советником канцелярии, а с марта 1758 г. ему были поручены Историческое и Географическое собрания, гимназия и университет. В связи с географическими занятиями он публикует работы: “Рассуждение о большой точности морского пути” (Слайд 21) – содержащее разбор методов определения долготы и широты, проект международной Мореплавательной академии, мысли о земном магнетизме. В 1763 г. М. В. Ломоносов составляет “Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию”. Он выдвигает проект Великого северного пути и указывает, что, по мнению его, единственный путь для достижения Северного полюса лежит между Шпицбергеном и Новой Землёй. К географическим работам М. В. Ломоносова можно также отнести его “Мысли о происхождении ледяных гор в северных морях”. Высказывает правильное мнение о том, что ледяные горы спускаются с крутых морских берегов, а ледяные поля возникают в устьях больших северных рек.
Патриотические и научные соображения побудили Ломоносова взяться за научные работы по истории (Слайд 22) Результатами этого труда стали: “Замечания на диссертацию Г. Ф. Миллера”, “Происхождение имени и народа российского”, “Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 г.” и ряд других.
26 мая 1761 г. Ломоносов наблюдал редкое астрономическое явление — прохождение Венеры по диску Солнца (Слайд 23, 24). Ломоносов, как глава географического департамента снарядил две экспедиции – в Иркутск и Селингинск. Кроме того, Ломоносов организовал “зрелище” Венеры в самом Петербурге и лично принял в нем участие. Когда черный диск Венеры уже сходил с Солнечного диска он заметил, что тонкая дуга на краю Солнца изогнулась, как бы приподнятая диском Венеры, и образовался яркий выступ – “пупырь”, по выражению Ломоносова. Затем “пупырь” лопнул, и диск Венеры слился с темным фоном неба. В ХХ в это явление получило название “явление Ломоносова”. Ломоносов был единственным из наблюдателей, кто дал “пупырю” верную интерпретацию: эта планета обладает собственной атмосферой.
Здоровье его резко ухудшилось: “лом в костях” все чаше не позволял Ломоносову ходить, приковывая к постели на несколько недель. 4 марта 1765 года Михаил Васильевич простудился. Это вызвало новое обострение болезни. (Слайд 25) 4(15) апреля 1965 года около пяти часов пополудни он скончался. При стечении большого числа народа Ломоносова похоронили на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры.
Викторина (Слайд 26)
- Когда и где родился М.В. Ломоносов? (8 ноября 1711 г., деревня Мишанинская)
- Кто обучал грамоте в своей деревне Михаила Ломоносова? (Ломоносова обучал грамоте дьячок местной Дмитровской церкви С.Н. Сабельников.)
- Где и когда учился в Москве М. В. Ломоносов? (1731 год. В Славяно-греко-латинской академии. Никольская ул.,7.)
- Открытиями и трудами в каких областях знаний известен Ломоносов? (М. В. Ломоносов прославился открытиями и трудами в разных областях знаний, как то: физика, химия, география, геология, астрономия, история, производство цветного стекла, русский язык и литература.)
- Назовите дату открытия Московского университета проект которого составил Ломоносов. (25 января 1755 года – дата открытия Московского университета).
- Какие работы были написаны М. В. Ломоносовым по металлургии. Как они назывались? (“О слоях земных” , “Первые основания металлургии, или рудных дел”, “О светлости металлов”)
- Какой учебник первым переведен на русский язык М. В. Ломоносовым? (“Экспериментальной Вольфиянской физики”)
- В каких исследованиях Ломоносов далеко опередил свой век? (Физическая химия как наука появилась только в конце XIX в.)
- . Какое древнее искусство возродил Ломоносов? (Ломоносов возродил в России древнее искусство мозаики)
- Когда и где в России была построена фабрика цветного стекла? (1753 год – закладка фабрики? (в деревне Усть-Рудицы Копорского уезда недалеко от Ораниенбаума)
- Назовите труд Ломоносова, который говорит о возможности путешествия через Северное море в Индию. (“Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию”)
- Когда Ломоносовым было открыто, что Венера
имеет “воздушную атмосферу”? (1761 год –
Ломоносов единственный из наблюдателей, кто
верно определил, что планета Венера обладает
собственной атмосферой)
Назовите работы Ломоносова по истории. (“Происхождение имени и народа российского”, “Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 г.”)
(Слайд 27) В заключение приведу слова А. Н. Радищева: “Нет, не хладный камень сей повествует, что ты жил на славу имени российского, не может он сказать, что ты был. Творения твои да повествуют нам о том, житие твое да скажет, почто ты славен”.
Литература:
- Школьная энциклопедия “Руссика”. История России XVIII–XIX вв. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. – 736 с., ил.
- Энциклопедия для детей. Т. 14. Техника / Глав. Ред. М. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2004. – 688 с.: ил.
- Энциклопедия для детей. Т. 8. Астрономия. – 2– е изд., испр. / Глав. Ред. М. Аксёнова ; метод. Ред. В. Володин, А. Элиович. – М.: Аванта+, 2004. – 688 с.: ил.
- Ломоносов Михаил Васильевич [Изоматериалы; текст;] / авт.-сост. М. С. Андреева, М. П. Короткова; руководитель проекта Л.Е. Коршунова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2011. – 8 л. Ил. + 24 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 2. Выставка в школьной библиотеке; Вып. 2. 2011). – Изд. 2., доп. – Приложение к журналу “Школьная библиотека”.
- “Наша история 100 великих имен” Еженедельное издание Выпуск №19, 2010.