Великие зарубежные композиторы

Разделы: Музыка


Цель урока:  Определение степени усвоения учащимися учебного  материала  по жизни и творчеству зарубежных композиторов, систематизация знаний и приминение их на практике, усиление положительной мотивации обучения.

Задачи:

  • Образовательная – вырабатывать умение систематизировать полученные знания.
  • Воспитательная – воспитывать эмоциональное отношение к классической музыке.
  • Развивающая – развивать логическое мышление, эрудицию, развивать стилистику устной и письменной речи; развивать умение определять стиль композитора, его произведения; расширить словарь детей, пополнить его новыми терминами, оборотами, эпитетами.

Структура урока состоит из четырех  частей:

1 часть – организационная (объяснение учащимся формы работы на уроке, правил игры);
2 часть – музыкальная игра-викторина;
3 часть – итог урока;
4 часть – формулировка домашнего задания.

Класс делится на две равные команды, выбирает себе название. Музыкальная игра-викторина состоит из 3 туров. В каждом туре предложены задания, за каждый правильный ответ команда получает баллы. Команда, набравшая большее количество баллов выигрывает и получает звание «Лучшие знатоки музыки».

ХОД УРОКА

Первый тур

В первом туре каждая команда поочереди  выбирает категорию вопросов:

  • Галерея знакомых незнакомцев. В данной категории необходимо по тексту, содержащему биографические сведения о композиторе,  определить о каком композиторе идет речь.
  • Музыкальные произведения. В данной категории необходимо по тексту, содержащему информацию о истории возникновения произведения, о его характерных особенностях, определить, что это за музыкальное произведение.

После того как прозвучит вопрос, командам дается 30 секунд на размышление. За правильный ответ команда получает 1 балл, если команда дает неправильный ответ, право ответить переходит к другой команде.

1 категория: «Галерея знакомых незнакомцев».

1. Никому из венских учителей не хотелось давать бесплатные уроки маленькому хористу, не имевшему покровителей. Быть может, этому злополучному обстоятельству композитор и обязан своей самобытностью. Музыкант купил у букиниста несколько книг по теории музыки. Работая один, без посторонней помощи, он сделал множество небольших открытий, пригодившихся ему впоследствии. Нищий, дрожа от холода в нетопленном чулане, занимаясь далеко за полночь, борясь с дремотой у разбитого, полуразвалившегося клавесина, он посчитал себя счастливцем. И вот музыкант находит выход: он поступает в аккомпаниаторы, а, в сущности, в лакеи к итальянскому композитору, знаменитому певцу и педагогу Николо Порпора, чтобы хоть изредка пользоваться указаниями своего ворчливого хозяина. В автобиографической заметке 1776 года композитор сообщает, что он «удостоился милости изучить истинные основы искусства сочинения у знаменитого господина Порпоры… При этом не было недостатка в обзывании меня ослом, олухом, плутом, в тычках в бок; но я всё сносил терпеливо, так как извлекал большую выгоду из указаний Порпоры в области пения, композиции и итальянского языка». (Й. Гайдн)

2. Во всем его облике есть что-то крепкое, надежное. Ни тени артистической утонченности, аристократизма. Он – плебей. Да он этого и не скрывает. Наоборот, он этим гордится, даже бравирует. Он знает: все, чего он достиг или достигнет в жизни, сделано его руками, его настойчивостью и волей, его талантом. Недаром одному из своих великосветских покровителей, князю Лихновскому, композитор скажет: "Князь, тем, чем Вы являетесь. Вы обязаны случайности рождения, тем, чем являюсь я, я обязан самому себе. Князей было и будет много, ... – один". И это не пустое тщеславие. Так говорить может лишь человек из низов, осознавший свое достоинство, свою силу, свои права. На это мог отважиться только представитель нового времени. Во Франции гремела революция. Там, за Рейном, были провозглашены высокие идеалы человечества: свобода, равенство, братство всех людей. Ветры, летевшие из Франции, несли эти идеи в Европу. Когда пала Бастилия, композитору было восемнадцать лет. (Л.В. Бетховен)

3. Высокопоставленные господа были падкими на сенсацию. Уже на первом выступлении при дворе детям пришлось задержаться с 3 до 6 часов. Император обращался с юным музыкантом как «с маленьким чародеем»: кроме правильной игры на клавире он потребовал «кунштюков», вроде игры одним пальцем, игры на покрытой клавиатуре. Но маленький человечек уже тогда гордился своими правами художника. Его неподдельная детская искренность располагала окружающих. Эрцгерцогиня Мария Антуанетта, позднее королева Франции, пришлась музыканту особенно по сердцу, потому что она по-дружески помогла ему подняться, когда он поскользнулся на гладком полу и упал. «Вы славная, – сказал он, – я хочу на Вас жениться». Для пояснения он добавил: «Из благодарности, ведь Вы были добры ко мне, тогда как Ваша сестра даже не огорчилась». Он вспрыгнул на колени к Императрице и отважно расцеловал её. (В.А. Моцарт)

4. После долгих лет оседлой жизни композитору страстно хотелось отряхнуть прах привычных мест, увидеть новых людей, набраться свежих впечатлений и полностью ощутить блага той драгоценной свободы, которая пришла к нему только на самом пороге старости. Путешествие в Англию улыбалось музыканту возможностью встретиться с лично не знакомыми, но, как он знал, многочисленными почитателями его искусства. Летом 1791.года композитор посетил Оксфорд, где был 8 июля торжественно возведен в сан доктора музыки. Вечером на концерте он появился в черной шелковой мантии четырехугольной шапочке с кистями. Композитор был горд полученным званием и трезво оценивал преимущества положения в свете, которые это звание ему дало впоследствии. Но с присущим ему юмором он смеялся над забавным и стеснительным обычаем, следуя которому ему пришлось целых три дня ходить по улицам в докторской мантии. (Й. Гайдн)

5. 9 июня 1763 года семья юного музыканта выехала в путешествие. Слава опережала их; молва о чудесных детях распространялась быстро, тем более что открытые концерты сопровождались рекламой. Вот образец одного из таких оповещений о концерте во Франкфурте. "Сегодня, в среду, 30 августа, точно в 6 часов состоится последний концерт: девочка по двенадцатому году и мальчик по седьмому году сыграют концерты на клавесине или клавире, причем первая исполнит труднейшие произведения великих мастеров; кроме того, мальчик исполнит концерт на скрипке, проаккомпанирует на клавире во время исполнения симфонии, сыграет на закрытой платком клавиатуре так же хорошо, как – если бы она была у него перед глазами; потом из отдаления точно назовет все звуки, которые поодиночке или в аккордах будут взяты на инструменте или изданы предметами – стаканами, часами. Под конец он будет импровизировать не только на клавесине, но и на органе так долго, как того захотят слушатели". (В.А. Моцарт)

6. Композитор видит и слышит мир через песню. В теплоте песенных интонаций раскрывает он всё богатство душевного мира человека. Как бы импровизируя, с божественной щедростью он расточает свой мелодический дар. Песенные образы проникают не только в музыку вокальную, но и в инструментальную. Композитор является родоначальником новой струи в широком и многообразном потоке европейского музыкального искусства 19века – песенного симфонизма. Во все жанры, к которым прикоснулся музыкант, он привнёс черты нового и самобытного. Велики его достижения в области песни. Глубоко своеобразны его симфонии и другие инструментальные сочинения. Композитор является также изумительным мастером миниатюры – тех лаконичных и выразительных портретов, которые позже так полно будут представлены в творчестве композиторов-романтиков. Он открывает богатейшие лирические возможности, заложенные в камерно-инструментальной музыке. (Ф. Шуберт)

7. Среди композиторов-романтиков никто, пожалуй, не добился столь безоговорочного признания у широчайших масс слушателей, как этот музыкант. Его произведения в одинаковой мере волнуют и профессионалов-музыкантов, и простых любителей. Примечательно, что почти всё написанное этим композитором звучит и поныне на концертной эстраде. Объясняется это редкой искренностью тона его музыки, словно идущий от сердца к сердцу. Глубоко национальный художник,  во всех своих сочинениях композитор воспевает Родину. Его музыка пронизана народными ритмами и интонациями, героическими преданиями старины, ароматом полей и лугов. Живописуя эти образы, он привносит в них личный, субъективный оттенок. Это объясняется и складом дарования композитора, и некоторыми биографическими моментами. Жизнь его будто раскололась надвое: двадцати лет он покинул родину и более не видел её. Далеко, в Париже, где композитор обосновался, воскрешал он в своей памяти образ любимой родины в творениях героико-эпических и драматических, пылко-восторженных и элегических. (Ф. Шопен)

8. Этот музыкант – исключительно своеобразный пианист. Однако слабость здоровья в результате усилившегося туберкулеза, частые недомогания не способствовали общению композитора с массовой аудиторией. Были и другие причины. Глубокий психологизм произведений музыканта требовал иной манеры исполнения, чем виртуозные пьесы его современников. В музыке композитора нет ни одного пассажа, рассчитанного на внешний эффект. Его пьесы требуют филигранной игры: каждая фраза, мотив, пассаж должны быть спеты выразительно, дабы почувствовалась живая непосредственность музыкальной фразировки. Композитор говорил ученикам: "Чтобы хорошо играть на рояле, полезно послушать итальянских певцов, учитесь у них искусству пения".  И наряду с этим – удивительная свобода исполнения. Лист сравнивал ее с пламенем, колышимым ветром. (Ф. Шопен)

2 Категория: Музыкальные произведения

1. Влюбленный в красоту природы и жизни юноша-подмастерье отправляется в путь. Он проникнут радостным, весенним настроением. Фоном служит пейзаж: лес, дорога. Звучат охотничьи рога, слышен шум мельничных жерновов, журчит ручей, который словно ведет за собой путника. Он встречает молодую девушку. Пробуждается чувство любви. Но у него есть соперник. Прекрасная возлюбленная изменяет ему. Душевные терзания все более усиливаются и под конец приводят к покорному успокоению: юноша ищет забвения в смерти и находит ее в том же ручье. И все же, несмотря на драматический финал, по-весеннему радостное приятие жизни преобладает в этом произведении. (Ф. Шуберт, вокальный цикл «Прекрасная мельничиха»)

2. Это непосредственный отклик композитора на парижские театральные впечатления, на увлечение "турецкой экзотикой", характерное для комической оперы. Восточный колорит в подобных спектаклях столь же условен, как сюжет, и заключается главным образом в обильном применении ударных инструментов и подчеркнутой темпераментности исполнения. Эту веселую шумиху и запечатлел, видимо, композитор в своем грациозном, блестящем и жизнерадостном рондо. (В.А. Моцарт, соната Ля мажор, Турецкое рондо)

3. Во время пребывания в Англии композитор заметил, что англичане, которым очень нравились его инструментальные произведения, написанные в темпе VIVO и Allegro, обычно дремали во время исполнения аndante или adagio, какой бы красотой он их не наделял. Композитор написал аndante, проникнутое мягкостью, нежностью и отличавшееся самой спокойной мелодией; инструменты один за другим словно замирают; вот внезапно среди глубочайшего пианиссимо они вступают все сразу, вдобавок раздается сильный удар в литавры – и задремавшие слушатели подскакивают на месте. (Й.Гайдн, симфония «С тремоло литавр»)

4. В июле 1791 года на квартиру знаменитого в Вене композитора явился таинственный незнакомец и заказал траурную мессу за немалую по тем временам сумму в сто дукатов.
Композитор принял предложение, однако необычные обстоятельства, при которых был сделан заказ, произвели на него сильное впечатление. Больной, томимый в то время недобрыми предчувствиями, он начал писать это сочинение как бы для самого себя. 5 декабря того же года композитор скончался. Позднее стало известно, что тайным посланцем был некий Лейтгеб, слуга графа Вальдегга, который заказывал сочинения самым знаменитым композиторам, а потом выдавал их за свои собственные. (В.А. Моцарт «Реквием»).

5. Работа над  музыкой к трагедии Гёте протекала в годы высшего подъема твор­чества Бетховена. В этом произведении Гёте многое привлекало Бетховена: героические об­разы, трагедийный пафос, массовые народные сцены. Бетховен написал 10 музыкальных но­меров к трагедии: Но наибольшей из­вестностью пользуется именно это произведение к трагедии. В ней концентрируется идея всего произведения ­борьба за свободу и радость достижения.
Темой трагедии Гёте стала борьба народа Нидерландов за независимость в XVI веке про­тив испанского владычества. Герой и вождь фламандцев граф стал жертвой ковар­ных замыслов герцога Альбы – наместника испанского короля. Граф был брошен в тюрь­му и приговорен к смерти. Его возлюбленная Клерхен, девушка из народа, призывает горо­жан к восстанию. Отчаявшись спасти своего возлюбленного, она погибает. (Л.В. Бетховен Увертюра «Эгмонт»)

6. В этом произведение – скорее драматическая сцена, где перед нами выступают три действующих лица: отец, скачущий на коне через лес, больной ребенок, которого он везет с собой, и грозный царь, являющийся мальчику в лихорадочном бреду. Фоном, скрепляющим музыкальные характеристики, является фортепианное сопровождение, изображающее стремительный бег коня. (Ф.Шуберт, баллада «Лесной царь»).

7. В 1829 году композитор  решает завести специальный альбом, в него он по традиции своей эпохи он задумывал собирать автографы друзей. В итоге вышло так, что этот альбом стал ещё и сборником собственных записей композитора. Он после смерти композитора хранился в Варшаве, позже был перевезён захватившими Польшу немцами в библиотеку Красиньских. В 1944 году вместе с другими документами, собранными в этой библиотеке, дневник сгорел. В настоящий момент доступна фотокопия альбома. С 14 по 20 страницы документа включают записи, которые композитор сделал в период его нахождения в немецком Штутгарте в сентябре 1831 года. Записи в настоящее время называются «Штутгартский дневник».
Записи появились в «Штутгартском дневнике» тогда, когда композитор узнал о том, что Польское восстание было подавлено русскими войсками и о взятии Варшавы. В Штутгарте композитор  не знал о судьбе своих близких. Известие о том, что родные и близкие люди не пострадали, композитор получил уже в Париже.
В своём дневнике композитор писал в очень эмоциональном духе, допуская богохульство и желая мести Российской империи. Больше никогда он в подобном духе не писал.
В таком душевном состоянии композитор  создает свой бессмертный шедевр. (Ф.Шопен  Этюд до минор, «Революционный».)

8. Это произведение написано по комедии французского писателя Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Композитора привлекла смелость и острота комедии. В доме графа готовится свадьба двух слуг, но графу самому нравится невеста-служанка, и он всячески пытается отсрочить свадьбу. Слугам удается одурачить своего господина и поставить его в неловкое смешное положение. День, полный тревог, заканчивается веселой свадьбой. (В.А. Моцарт, Опера «Свадьба Фигаро»)

Второй тур: Блиц-опрос

Каждой команда по очереди отвечает на предложенных десять вопросов. За каждый правильный ответ команда зарабатывает балл.

 Вопросы для 1 команды:

1. Назовите композиторов эпохи классицизма. (Гайдн, Моцарт, Бетховен)
2. В каком городе родился Л.В. Бетховен? (Бонн, Германия)
3. Сколько лет прожил В.А. Моцарт? (35)
4. Какая болезнь преследовала Бетховена на протяжении жизни? (Глухота)
5. Сердце, какого композитора хранится в Костеле Святого Креста? (Ф. Шопена)
6. В творчестве, какого композитора впервые появились жанр музыкальный момент и экспромт? (Ф. Шуберта)
7. Какого композитора называют «отцом» симфонии? (Й.Гайдна)
8. Какой композитор родился в г. Зальцбурге? (В.А. Моцарт)
9. Перу, какого композитора принадлежат произведения: Лесной царь, Серенада, Зимний Путь? (Ф. Шуберт)
10. Родина Фридерика Шопена. (Польша)

Вопросы для 2 команды:

1. Какой композитор родился в местечке Рорау? (Й. Гайдн)
2. Реквием – «лебединая песня». (В. А. Моцарт)
3. Назовите фамилию князя, у которого Й.Гайдн прослужил 30 лет. (Эстергази)
4. Находчивый и остроумный герой оперы В.А. Моцарта «Свадьба Фигаро». (Фигаро)
5. Как назывались встречи, на которых собирались друзья Шуберта, знакомились с художественной литературой, поэзией, импровизировали на фортепиано? (Шубертиады)
6. Назовите композиторов эпохи романтизма, (Шуберт, Шопен)
7. Перу, какого композитора принадлежит знаменитый «революционный этюд»? (Шопену)
8. Кто является автором увертюры к трагедии Гёте «Эгмонт»? (Л.В. Бетховен)
9. Ведущий жанр в творчестве Ф.Шуберта. (Песня)
10. Инструмент, воспеты Ф.Шопеном. (Фортепиано)

Третий тур: Музыкальная викторина

В третьем туре учащимся предлагается угадать музыкальные произведения, которые были изучены. В данном туре три категории, каждая команда по очереди выбирает категорию. За каждый правильный ответ команда получает балл. Музыкальная викторина может быть проведена как с подсказками, так и без подсказок.

1 категория: симфонии

Й.Гайдн Симфония Ми бемоль мажор «С тремоло литавр»:

– Эта симфония одна из  «двенадцати Лондонских симфоний» написанная композитором во время пребывания в Англии.
– Начинается симфония с медленного сумрачного вступления.
– Сама симфония имеет светлый, жизнерадостный характер, её темы близки немецко-австрийским и хорватским мелодиям.

В.А. Моцарт Симфония №40 соль минор:

– Эта симфония одна из наиболее известных симфоний композитора, написанных в 1788 году в Вене,
– Эта симфония – образец лирико-психологической драмы.
– Главная партия первой части напоминает высказывание человека, взволнованную человеческую речь.

Л.В. Бетховен Симфония №5:

– В этой симфонии все четыре части объединены одной и той же грозной и повелительной темой, которая звучит вначале как эпиграф «Так судьба стучится в дверь».

Ф.Шуберт Симфония си минор, Неоконченная:

Симфония написана в 1822 году в период наивысшего расцвета таланта композитора. Данная симфония новый тип – лирико-драматической симфонии. Имеет всего две части, отсюда и получила свое название.

2 категория: произведения для фортепиано:

В.А. Моцарт Соната Ля мажор, 3 часть, Турецкое рондо:

Это одно из произведений, написанных композитором в  Париже 1779 году. Произведение имеет светлый, жизнерадостный характер.

Ф.Шопен, Этюд «Революционный»:

Это произведение композитор написал вдали от своей Родины. Здесь слышится яркое выражение гнева и скорби, тревоги за Родину.

Л.В. Бетховен Соната Патетическая:

Произведение написано  в 1798 году. Имеет возвышенное, пафосное настроение. Данное произведение было встречено современниками как необычное, смелое произведение.

Й.Гайдн Соната Ре мажор:

Произведению присущи жизнерадостность, живость и детская непосредственность. Главная партия одной из частей оживленная и задорная.

3 категория: вокальные произведения

Ф.Шуберт Серенада:

Произведение лирического содержания. Первоначально произведения такого рода исполнялись в вечернее или ночное время перед домом почитаемого или любимого человека. Исполнители аккомпанировали себе на гитаре или мандолине.

Ф. Шуберт «Лесной царь»:

Произведение написано на стихи В.Гёте. В этом произведении перед нами выступают четыре  действующих лица: рассказчик, отец, мальчик и грозный царь.

Ф. Шуберт «Прекрасная мельничиха», «В путь»:

Эта первая песня, которая открывает вокальный цикл. Весело журчит вода, вращая жернова мельницы. Юноша отправляется искать свое счастье.

В.А. Моцарт Опера «Свадьба Фигаро», ария Фигаро

Видео

Итог урока:В конце урока команды подсчитывают количество баллов. Та команда, которая набрала большее количество баллов, получает звание «Лучшие знатоки музыки», им вручаются дипломы или медали.

Список используемой литературы:

  1. О.Г. Огнева Музыкальная литература (тесты, задания, занимательные игры), Красноярский краевой науч.-учебный центр кадров культуры. Красноярск, 2003.
  2. М. Шорникова Музыкальная литература – развитие западно-европейской музыки второй год обучения, Феникс 2004 год.