Цели урока:
- Обучающая: познакомить учащихся с новыми понятиями: “координатная плоскость”, “система координат”, “прямоугольная система координат”, их использование в практических целях и в жизни человека, научить учащихся ориентироваться на координатной плоскости, находить координаты заданных точек, и по заданным координатам точки определять ее положение на координатной плоскости;
- Развивающая: развивать познавательную активность, творческие способности учащихся;
- Воспитательная: воспитание интереса к предмету с привлечением мультимедийных возможностей компьютера.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Каждый новый день, тем
более весенний - повод для радости, интересных
встреч и удивительных открытий. Вы знаете, у меня
сегодня чудесное настроение, такое же яркое,
доброе, как солнышко на небе и на ваших партах,
потому что мне приятно видеть вас таких умных,
любопытных, старательных, в общем -
замечательных.
Девизом нашего урока сегодня пусть будут такие
слова, прочитаем их хором… «Математику мы любим.
Обещаем не болтать, а серьезно думать, мыслить и
всё правильно решать!»
2. Ребята, как вы думаете, можно ли представить себе математику без чисел? Конечно же, нет. Но ведь числа, как и слова, бывают разные: одни веселые « заблудился в трех соснах», другие- сказочные «33 богатыря», а еще -исторические, очень важные, памятные. В 6 классе вы познакомились с положительными и отрицательными числами, научились выполнять различные действия с ними. Нучились? (Дети хором: «ДА») Вот мы сейчас это и проверим.
Вычислить устно. (Слайд – фейерверк)
Молодцы! Карточки: Какой знак получится?
Запишем в тетради число, классная работа и ещё немного посчитаем.
3. Опрос – введение в новую тему (слайд)
4. Объяснение нового материала
– Общаясь друг с другом, люди часто говорят:
"Оставьте свои координаты". Для чего?..Чтобы
человека было легко найти. Это могут быть: номер
телефона, домашний адрес, место работы, Е-mail.
Главное здесь в том, что по этим данным человека
можно будет найти.
Именно в этом и состоит суть координат или, как
обычно говорят, системы координат: это правило,
по которому определяется положение того или
иного объекта.
Кроме почтовых адресов и номеров телефонов
системы координат пронизывают всю практическую
жизнь человека.
Кто из вас хотя бы раз не был в кинотеатре? Таких
нет.
Чтобы найти свое место в зале, сначала мы ищем
свой ряд, затем своё место.
А кто из вас хоть раз не ездил на поезде? Таких
тоже нет.
Чтобы найти свое место в поезде сначала мы ищем
свой вагон, затем номер своего места.
Более чем за 100 лет до н.э. греческий ученый
Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар
параллелями и меридианами и ввести теперь хорошо
известные географические координаты: широту и
долготу и обозначить их числами. Чтобы
определить местонахождение объекта по карте
нужно знать его координаты.
Также систему координат можно проследить при
игре в шахматы и морской бой.
В игру “Морской бой” играют на 100-клеточной
доске или на бумаге в клеточку, рисуя таблицу 10 х
10. Каждая клетка на игровом поле определяется
буквой и цифрой. Буквами помечены горизонтали
игрового поля, а цифрами – вертикали.
Аналогичная система координат используется и в
шахматах, только горизонтали на шахматной доске
всегда обозначают латинскими буквами.
Такого рода “клеточные координаты” обычно
используются на военных, морских, геологических
картах. Применяются они и на туристических
схемах городов для облегчения поиска нужной
улицы или какой-либо достопримечательности.
Идея координат зародилась ещё в древности.
Первоначальное их применение связано с
астрономией и географией, с потребностью
определить положение светил на небе и объектов
на поверхности Земли.
Уже во II в. древнегреческий астроном Клавдий Птоломей пользовался широтой и долготой в качестве координат.
Общематематическое значение метода координат открыли французские математики XVII в. Пьер Ферма и Рене Декарт. В 1637 году Рене Декарт впервые опубликовал изложение метода координат, поэтому прямоугольную систему координат называют также — «Декартова система координат».
Термины «абсцисса» и «ордината» (образованные от латинских слов «отсекаемый» и «упорядоченный») были введены в 70-80 гг. XVII в. немецким математиком Вильгельмом Лейбницем.
Итак, вы уже, наверное, догадались, что для того,
чтобы определить положение какой-либо точки на
плоскости необходимо знать две ее координаты.
Возникает вопрос: “А как же все-таки определить
положение точки на плоскости?”
Для этого на плоскости строят две
перпендикулярные прямые (обычно одну из них
располагают горизонтально, а другую –
вертикально) и вводят на каждой из них обычные
координаты. Эти координаты согласованны между
собой. Точка пересечения прямых О называется началом
координат. Эта буква выбрана не случайно, а по
сходству написания с цифрой 0 или как первая
буква латинского слова origo – начало. Сами
координатные прямые называют осями координат.
Горизонтальную ось называют осью абсцисс
(или осью Х), вертикальную ось называют осью
ординат (или осью Y). Плоскость, на которой
задана система координат, называется координатной
плоскостью, которая разделяется осями абсцисс
и ординат на четверти.
Посмотрим, как определяется положение точки на
координатной плоскости.
5. Устно решим задание из учебника № 1394, № 1395.
6. Физкультминутка
Быстро встали, улыбнулись.
Выше-выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали
И на месте дружно все потанцевали.
Посмотрим, как построить точки на координатной плоскости.
7. Решим на доске и в тетрадях: № 1393, № 1399
8. Обучающая самостоятельная работа
9. Демонстрация творческих работ учащихся прошлых лет
10. Домашнее задание: П45 № 1417; 1418, 1419
Приложения к уроку – Приложения