Цель: Закрепление знаний о временных формах глагола.
Задачи.
- Развивать умение распознавать временные формы глаголов.
- Воспитывать любовь к природе, учить беречь ее и заботиться о ней.
- Развитие коммуникабельности.
- Способствовать расширению кругозора, развитию орфографической зоркости, каллиграфии.
Оборудование:
- мультимедийная презентация в формате Power Point;
- запись музыкального произведения “Голоса природы” в формате MP3.
Раздаточный материал:
- карточка №1 заданием для парной работы;
- карточка №2 с индивидуальным заданием;
- учебник “Русский язык ” 3 класс УМК “Школа России” Т.Г.Рамзаева;
- смайлики (весёлый, улыбающийся, грустный).
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Покажите с каким настроением вы пришли сегодня на урок. (Дети показывают свое настроение смайликами)
- Тему нашего урока вы определите сами, если внимательно послушаете стихотворение Е.Карганова. (Читает учитель)
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.
- Да, весна. Сегодня у нас в гостях весна. (На доску вывешивается рисунок с изображением девушки – Весны). Она принесла нам свои задания, за каждое правильно выполненное задание на дереве будут распускаться цветы.
- Любите ли вы весну?
- Почему? (Ответы детей).
- Что ж, мы вернемся к этому вопросу еще раз в конце урока.
2. Проверка д/з.
- Давайте проверим задание, которое было задано на дом. (Дети зачитывают составленные предложения о весне).
На нашем дереве распускается первый цветок.
3. Минутка чистописания.
- Представьте, что мы находимся в весеннем лесу. Светит солнце, поют птицы, на деревьях появляются первые листочки.(Слайд №2)
- Откройте тетради. Запишите число и классная работа. (Звучит музыка с пением птиц.)
- Что вы видите на строчке?
- Знакомо? (Орфограмма ЧК)
- Придумайте слова с этим буквосочитанием.
- Буквосочетание -оло-, -оро- где чаще всего встречается? (В словаре)
- Какой следующий этап работы у нас будет?
- Обратите внимание на соединение букв. (Верхнее и нижнее)
(Дети прописывают буквосочитание). - И на нашем дереве распускается первый цветок.
4. Словарная работа.
- Сейчас мы с вами напишем небольшой словарный диктант. (Один ученик выполняет работу у доски)
Сирень, соловей, бабочка, береза, сорока, соловей.
(Дети записывают словарные слова под диктовку, выделяют орфограммы).
- Поменяйтесь с соседом тетрадями. Оцените баллами работу своего соседа.
- Давайте проверим, правильно ли записаны слова на доске?
- Встаньте, кто допустил 1 ошибку, 2 ошибки,3 ошибки?
- Что общего в этих словах? (Они являются именами существительными и все относятся к весне)
- А что вы знаете о имени существительном? (Ответы детей)
- Посмотрите на ребус, и вы узнаете, с каким новым словарным словом мы сегодня познакомимся. (Слайд №3)
Высоко под облаками,
Над полями и лугами,
Словно выпорхнув спросонок,
Песнь заводит…(Жаворонок)
- Кто такой жаворонок? Давайте посмотрим значение этого слова в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова. (Слайд №4)
- Давайте произнесём это слово по слогам.
- Запишите слово на новой строчке с маленькой буквы.
-Разделим на слоги, поставим ударение, подчеркните опасное место.
- Составим предложение со словом жаворонок. (Жаворонок звонко поет.)
- Разберите это предложение по членам предложения.
- Назовите подлежащее.
- Дайте характеристику подлежащему.
- Назовите сказуемое?
- Дайте характеристику сказуемому.
- И на нашем дереве распускается второй цветок.
- Мы продолжаем работать над большой темой “Глагол”.
- Какова же цель нашего урока? Чему мы будем учиться?
- Давайте вспомним то, что уже знаем о глаголе?
- Итак: Глагол это - часть речи... (Предложение заканчивают дети).
- Каким членом предложения чаще всего является глагол?
- Как изменяется? (По числам)
- На прошлом уроке мы узнали, как еще изменяется глагол? (По временам)
- Поставьте глагол “поет” в прошедшее и будущее время. Прочитайте эти предложения.
- Какие времена глагола вы знаете?
- Назовите вопросы, на которые отвечают глаголы настоящего времени? Приведите примеры. (Слайд №5 )
- Назовите вопросы, на которые отвечают глаголы прошедшего времени? Приведите примеры.
(Слайд №6 )
- Назовите вопросы, на которые отвечают глаголы будущего времени? Приведите примеры. (Слайд №7 )
5. Работа с текстом.
- Посмотрите на текст. (Слайд №8)
- Прочитайте. Выпишите глаголы и определите времена глагола.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою! (А. Плещеев)
- Какие слова вы выписали? (Слайд №9)
- В каких временах глаголы употребляются в стихотворении?
- И на нашем дереве распускается еще один цветок.
Физминутка. (Слайд №10 )
Скачет зайка в чистом поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке, непоседе, шалунишке,
Но закончилась игра
И учиться нам пора.
6. Самостоятельная работа по группам. (Карточки №1 с разным уровнем сложности)
- Как определить время глагола?
- Возьмите конверты. Откройте их. Карточка №1 (карточки №1с разным уровнем заданий). Списывать текст не нужно. Выполняйте задание в карточке и подготовьте свой ответ, используя алгоритм:
1. Прочитать задание.
2. Выразительно прочитать отрывок.
3. Ответить на поставленный вопрос.
1 группа.
Выпишите глаголы к вопросам:
Что сделают?. . .
Что сделали?. . .
Что сделает?. . .
Вот скоро птички запоют,
В лесу кусты зазеленели;
И стадо выгонит пастух
И заиграет на свирели. (И.Суриков)
2 группа.
Выписать глаголы, поставить вопрос, определить время глагола.
И вот опять пришла весна,
И снова зеленеет поле,
Давно уж верба расцвела…
Весной мир божий расцветает!
Как солнце весело глядит
И в поле травку пригревает! (И.Суриков)
3 группа.
Выписать глаголы и определить время глагола.
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник. (С.Маршак)
- Замечательно справились с заданием. На нашем дереве еще распустился один цветок.
7. Работа с учебником. (Страница 86, упражнение № 562).
- Но весной бывает не все так хорошо, как нам кажется. К сожалению, многие реки разливаются и от этого страдают не только животные, но и люди. По телевидению передавали, что наводнение начинается в нескольких областях России. Многие из вас выезжают весной на дачу, которая находится на берегу реки. Можно ли без сопровождения взрослых ходить на реку, пруды и озера? Почему?
- Откройте учебник и прочитайте название текста.
- Прочитаете про себя текст, и объясните, что же такое наводнение. (Слайд №11)
- Давайте посмотрим значение этого слова в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова. (Слайд №12 )
- Назовите причину наводнений?
- Прочитайте первую часть текста. (Река Нева вышла из берегов. Она разлилась по улицам, затопила нижние этажи домов)
- Почему произошло наводнение?
- Прочитайте вторую часть текста. (Река с…единяет Ладожское озеро с Балтийским морем. Вот с моря дует сильный шт…рмовой ветер. Он гонит морскую воду в реку. Река не может сдержать напора морских волн. Она поднимается и выступает из берегов)
- Определите вид текста.
- О чем говорится в первой части? Найдите глаголы. На какой вопрос отвечают глаголы? Определите время глаголов.
- Что объясняется во второй части? На какой вопрос отвечают глаголы? В каком времени стоят глаголы в этой части?
- Как вы определяли времена глаголов?
- Спишите ту часть, в которой описывается разлив Невы. (Один ученик у доски.)
Проверка индивидуальной работы на доске.
- Еще распустился цветок на нашем дереве.
8. Индивидуальная работа. (Карточка с заданием №2)
- Подберите и запишите к каждому из глаголов антоним.
- Что такое антонимы?
- Какие антонимы вы записали?
- Замечательно справились с заданием. На нашем дереве еще распустился 1 цветок.
9. Домашнее задание.
Найти и записать 5 пословиц о весне. Объяснить их значение. Определить время глагола.
10. Итог урока. Рефлексия.
- Как вы думаете, весной, всегда ли бывает все хорошо? (Слайд №13)
- Весна - это хорошо, но иногда она может принести много бед.
- Посмотрите, сколько цветов у нас распустилось на дереве. Возьмите смайлики и оцените ваше настроение в конце урока. (Используются смайлики)
- Какое из заданий на уроке вам показалось самым трудным?
- Мне очень было приятно сегодня с вами работать. Я увидела много умных и заинтересованных детей. (Выставление оценок за работу на уроке). (Слайд №14)
- Если у кого-то что-то не получилось не беда. У вас в будущем все получится, только надо постараться.