Цель: Обобщить знания детей о дымковских игрушках, закрепить умение украшать их дымковским узором.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, учить рассматривать их, называя детали узора.
- Учить рассматривать дымковских барышень и выделять части игрушки: шляпа, кофта, юбка.
- Продолжать учить составлять узор из знакомых элементов (кругов, колец, точек, прямых и волнистых линий) на юбке барышни, используя образец или придумывая свой.
- Продолжать учить детей самостоятельно выбирать цвета для узора.
- Упражнять в рисовании всем ворсом кисти и её концом.
Коррекционно-развивающие: развивать зрительно-пространственное восприятие, умение отображать в речи свои действия.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать у детей интерес и эстетическое отношение к изделиям народных мастеров, желание создавать подобные игрушки, воспитывать у детей любовь к своей родине.
Предварительная работа:
-
Рассматривание дымковских глиняных игрушек. (Рисунок 1);
- Дидактические игры: «Дымковское лото», «Собери узор», «Впиши круги в кольца»;
- Прорисовка элементов дымковской росписи. (Рисунок 11)
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, в какой стране мы живем?
Дети: В России.
Воспитатель: Да, ребята, Россия – наша Родина. Она очень большая. В ней есть много городов и сёл, где живут и работают замечательные люди.
В одном из сёл нашей России работают мастера, которые превращают простые
некрашеные глиняные игрушки в чудо-красоту.
А вот какие это мастера, вы сами догадаетесь, отгадав загадку:
Игрушки эти не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор!
Дети: Это дымковские игрушки!
Воспитатель: Правильно! Эти игрушки делают дымковские мастера.
Вот, ребята, к нам в группу принесли письмо из села Дымково. Смотрите, что прислали нам дымковские мастера. ( рассматриваем иллюстрации)
Стихи:
1. Вот индюк нарядный,
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите: пышный хвост
У него совсем не прост. (Рисунок 2)
2. Кофточки цветные
Юбки расписные
Шляпы трёхэтажные
Статные и важные. (Рисунок 3)
3. Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил. (Рисунок 4)
4. За студеною водицей
Водоноска – молодица
Как лебедушка плывет,
Вёдра яркие несет. (Рисунок 5)
(Воспитатель выставляет на мольберт картинки) (Рисунок 6)
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим эти игрушки. Какие краски используют дымковские мастера?
Дети: Красную, зеленую, синюю, черную, жёлтую, оранжевую.
Воспитатель: Да, и краски эти яркие, праздничные. А какие элементы дымковского узора вы знаете?
Дети: Полоски, линии, кружочки, кольца, точки, клеточки, волнистые линии.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришло письмо из села Дымково. Воспитатель читает письмо: «Ребята, у нас много работы, и мы не успели раскрасить этих барышень, но мы знаем, что вы уже научились украшать дымковским узором фигурки и сможете сами их раскрасить.
Воспитатель обращает внимание на нераскрашенные фигурки дымковских барышень.
Воспитатель: Дети, давайте сегодня мы с вами поработаем как дымковские мастера и раскрасим этих барышень. (Дети соглашаются).
Воспитатель: Прежде чем перейти в нашу мастерскую давайте сделаем гимнастику для рук.
Физкультминутка (пальчиковая гимнастика)
Привезли мы глину с дальнего бугра Взялись за руки, идут по кругу Ну-ка за работу, чудо-мастера! Вытягивают руки вперёд, в стороны Слепим, высушим – и в печь! Лепят ладошками А потом распишем. Пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии Будем мы игрушки «печь», «Лепят» ладошками Печка жаром пышет. Кулачки сжимают и разжимают А в печи – не калачи, Машут указательным пальцем А в печи – игрушки! Вытягивают руки вперёд
Воспитатель: Вам в помощь прислали несколько образцов. (Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9) Давайте ещё раз рассмотрим барышню. Во что одета барышня?
Дети: На голове у барышни шляпа, она одета в яркую кофту, а юбка украшена дымковским узором.
Воспитатель: Ребята, вы можете выбрать один из этих образцов, чтобы расписать юбку. Но можно придумать и свой узор из колечек, кружочков, точек и линий.
Напоминаю, что начинаем украшать барышню сверху: сначала раскрашиваем шляпу, затем кофту, потом рисуем узор на юбке. (Воспитатель показывает алгоритм. Рисунок 10)
Воспитатель напоминает технику рисования: как держать кисточку, как рисовать тонкие прямые линии (концом кисти), толстые линии (всем ворсом), волнистые линии (кисточку плавно то вверх , то вниз), кольца (одним круговым движением концом кисти), круги (всем ворсом кисти безотрывными линиями).
Воспитатель напоминает, как нужно пользоваться краской, задавая детям
наводящие вопросы.
Дети рисуют под негромкую русскую мелодию. Воспитатель помогает детям по мере
необходимости.
В конце занятия всех барышень выкладывают на маленький стол.
Дети рассматривают все рисунки, рассказывают, из каких элементов они составляли
узор и какими красками пользовались.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня работали как настоящие дымковские мастера, и у вас получился прекрасный хоровод барышень. Давайте и мы с вами заведём хоровод под красивую русскую мелодию. (Звучит песня «Во поле берёза стояла».)
Дети проходят хороводом с несколькими плясовыми движениями.