Цель образовательная: продолжить формирование знаний учащихся о том, что такое революция, познакомить учащихся с причинами, ходом и итогом Великой Французской революции, сформировать знания о деятелях революции, познакомить учащихся с документом “ Декларация прав человека и гражданина”.
Цель воспитательная: продолжить воспитывать у учащихся уважительное отношение к истории других стран и народов.
Цель развивающая: продолжить формирование умение выделять главное, умение анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения, используя аргументы, продолжить формирование коммуникативных навыков учащихся, умение актуализировать ранее полученные знания и умения, составлять сущностные и логические схемы.
Оборудование урока: Карта Европы в XVIII веке, типовые картины Франции в XVIII веке. Таблица в редакции автора.
Ход урока | Содержание | Примечание |
Орг. момент | Приветствие. Отмечаю отсутствующих. | Учащиеся повторяют д/з §28-29 |
Фронтальный опрос учащихся и индивидуальная работа на карточках 6 учащихся; 2 учащихся выполняют задание на карточках повышенного уровня. | 1. Дайте определение:
Колония – это? 2. Дайте определение: Метрополия – это? 3. Что такое “Гербовый сбор”? 4. “Расскажите о Бостонском чаепитии”. 5. Перечислите причины войны за независимость. 6. Расскажите о “Декларации независимости”? (Когда и кем была принята, суть) 7. Расскажите о создании Федерации. |
Учащиеся отвечают на
вопросы опроса. Примерные ответы учащихся: 1. Колония - страна или территория, лишенная самостоятельности и находящаяся под властью другого государства. 2. Метрополия – это государство, владеющее колониями. 3. “ Гербовый сбор” это закон, по которому налогом облагались все торговые операции, издательская деятельность и юридические сделки. 4. 1773 г. в Бостонском порту члены законодательного собрания и масонской ложи вместе с горожанами поднялись на борт английских судов и сбросил весь чай в море. Это был бойкот американцев английским товарам и властям. 5. а) политика английских властей; б) высокие налоги; в) тяжелые условия труда; г) содержание английских войск в Америки за счет местного населения; д) отсутствие самоуправления. 6. 4 июля 1776 г. принята “ Декларации независимости”, провозглашавшая независимость американских колоний от Великобритании. Ее авторы Т. Джефферсон, Б. Франклин, С. Адамс. 8. В мае 1787 г. в Филадельфии собрался Конституционный конвент из 55 представителей разных штатов. Делегаты решили, что форма политического устройства будет Федерация. |
Целепалагание урока на мониторе | 1. Причины революции. 2. Ход революции. 3. “Декларация прав человека и гражданина”. 4. Конституционное устройство. 5. Франция становится республикой. |
Учащиеся внимательно изучают написанное на мониторе. |
Причины революции. Эвристическая беседа с учащимися
Ход революции. Работа с картой, индивидуальная работа учащихся с атласами на партах “ Декларация прав человека и гражданина”. Эвристическая беседа с учащимися. Самостоятельная работа на карточках. 4 человека и повышенного уровня по новой теме 3 человека.
Конституционное устройство. Индивидуальная работа на листочках каждого ученика. |
Беседа с учащимися: 1. Дайте определение. Революция – это? 2. Как вы думаете, какие могут быть причины революции? 3. Какая страна послужила для Франции примером? 4. Какой документ хотели принять прогрессивные силы во Франции? 5. Какую монархию хотели провозгласить Генеральные - 13-14 июля 1789 г. восстание в Париже. - 14 июля 1789 г. Штурм и взятие Бастилии - восстания по всей стране - 26 августа 1789 г. Учредительное собрание опубликовало “ Декларация прав человека и гражданина”. Беседа с учащимися по прочитанному: 1. Что было опубликовано Учредительным собранием? 2. Когда она была опубликована? 3. Чьи идеи были отражены в декларации? 4. О чем гласили статьи Декларации? 5. Каковы итоги принятия Декларации для Франции? 6. В течение какого периода Франция менялась? Задание учащимся, самостоятельно составить схему “Конституционное устройство”. |
Примерные ответы учащихся: 1. Революция – это резкий переход от одной общественно- политической системы к другой, который осуществляется в ходе открытого столкновения противостоящих сил 2. а) финансовый кризис; б) многочисленный войны; в) недовольство политикой короля Людовика XVI; г) абсолютизм. 3. Англия. 4. Конституцию. 5. Конституционную монархию. Работа с картой, рассказ по карте. После рассказа по карте, учащиеся списывают в свои тетради с монитора “Ход революции”. - Учащиеся читают учебник стр. 267-269, - отвечают на вопросы по прочитанному; Примерные ответы учащихся: 1. “ Декларация прав человека и гражданина” 2. 26 августа 1789 г. 3. Просветителей. 4. а) “Люди рождаются свободными и остаются равными в правах б) источник власти - народ в) все граждане равны перед законом г) все люди имеют право занимать любые должности д) введена свобода совести, слова, печати г) вводился принцип разделения властей 5.а) Франция - конституционная монархия, б) проведена избирательная реформа, в) сословное деление общества уничтожено, г) привилегии дворянства. ликвидированы, д) отмена личная зависимость крестьян и барщина, е) секуляризировали церковную землю, ж) отмена десятины, з) католическая церковь Франции – независима от папы римского, и) подчинение церкви государству, к) вводилась свобода предпринимательства. 6. 1789-1791 гг. - Итоги беседы списывают учащиеся с монитора в тетради. Учащиеся самостоятельно составляют логическую схему “Конституционное устройство”, используя текст учебника стр. 269. Листочки с выполненным заданием учащиеся сдают через 5 минут. На мониторе после сдачи учащимися листочков, высвечивается правильный вариант схемы. |
Франция становится
республикой. Просмотр фрагмента документальных кадров, посвященных приговору и казни французских монархов. |
Работа совместная с
учащимися. Разбор политической ситуации во Франции после 21 июня 1791 года, после неудавшейся попытки Людовика XVI бежать из Франции. Просмотр кадров документальной хроники. Беседа с учащимися по просмотренным кадрам. 1. Какой вопрос возник в обществе после 21 июня 1791 г.? 2. Кто был за сохранение жизни короля, кто против? 3. В чем обвинили короля? 4. Когда был пленен король? 5. Кто вынес смертный приговор Людовику XVI? |
Учащиеся списывают схему в
тетради с монитора, обсуждение схемы. Учащиеся смотрят кадры хроники и проникаются духом атмосферы, царящей во Франции в 1793 году. Учащиеся отвечают на вопросы беседы. Примерные ответы учащихся: 1. Нужна ли Франции монархия. 2. Жирондисты – за, монтаньяры – против. 3. Измене родине и в сговоре с Австрией. 4. Август 1792 года, захвачен дворец Тюильри. 5. Монтаньяры во главе с: Робеспьер, Дантон, Марат, Сен-Жюст. |
Итог | 21 января 1793 года Людовик XVI
казнен, признав его виновным в измене
государству. За казнь выступали за: Робеспьер, Дантон, Марат, Сен-Жюст. |
Учащиеся пишут итог с монитора в свои тетради. |
Закрепление | Что было пройдено сегодня на уроке? | Учащиеся отвечают на вопросы. |
Обратная связь | Вспомним, что у вас на партах лежат цветки трех цветов, символизирующие ваше восприятие сегодняшнего урока. Просьба выйти к доске и разместить цветок на той вазе, к которой он относится, не забыв его подписать с оборотной стороны, а на лепестках разместить с лицевой стороны написать своё мнение. | Учащиеся парами выходят к
доске, размещая цветы над вазами к которым они
относятся. Все ваше пожелания, спорные моменты, о которых я прочту из ваших посланий, мы обсудим на следующем уроке истории. |
Домашнее задание | Домашнее задание §30 вопросы с 1-6; доклады. | Пишут в дневниках домашнее задание. |
Схемы (Приложение)