Урок по теме "Великая Французская революция"

Разделы: История и обществознание


Цель образовательная: продолжить формирование знаний учащихся о том, что такое революция, познакомить учащихся с причинами, ходом и итогом Великой Французской революции, сформировать знания о деятелях революции, познакомить учащихся с документом “ Декларация прав человека и гражданина”.

Цель воспитательная: продолжить воспитывать у учащихся уважительное отношение к истории других стран и народов.

Цель развивающая: продолжить формирование умение выделять главное, умение анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения, используя аргументы, продолжить формирование коммуникативных навыков учащихся, умение актуализировать ранее полученные знания и умения, составлять сущностные и логические схемы.

Оборудование урока: Карта Европы в XVIII веке, типовые картины Франции в XVIII веке. Таблица в редакции автора.

Ход урока Содержание Примечание
Орг. момент Приветствие. Отмечаю отсутствующих. Учащиеся повторяют д/з §28-29
Фронтальный опрос учащихся и индивидуальная работа на карточках 6 учащихся; 2 учащихся выполняют задание на карточках повышенного уровня. 1. Дайте определение: Колония – это?

2. Дайте определение: Метрополия – это?

3. Что такое “Гербовый сбор”?

4. “Расскажите о Бостонском чаепитии”.

5. Перечислите причины войны за независимость.

6. Расскажите о “Декларации независимости”? (Когда и кем была принята, суть)

7. Расскажите о создании Федерации.

Учащиеся отвечают на вопросы опроса.

Примерные ответы учащихся:

1. Колония - страна или территория, лишенная самостоятельности и находящаяся под властью другого государства.

2. Метрополия – это государство, владеющее колониями.

3. “ Гербовый сбор” это закон, по которому налогом облагались все торговые операции, издательская деятельность и юридические сделки.

4. 1773 г. в Бостонском порту члены законодательного собрания и масонской ложи вместе с горожанами поднялись на борт английских судов и сбросил весь чай в море. Это был бойкот американцев английским товарам и властям.

5. а) политика английских властей;

б) высокие налоги;

в) тяжелые условия труда;

г) содержание английских войск в Америки за счет местного населения;

д) отсутствие самоуправления.

6. 4 июля 1776 г. принята “ Декларации независимости”, провозглашавшая независимость американских колоний от Великобритании.

Ее авторы Т. Джефферсон, Б. Франклин, С. Адамс.

8. В мае 1787 г. в Филадельфии собрался Конституционный конвент из 55 представителей разных штатов. Делегаты решили, что форма политического устройства будет Федерация.

Целепалагание урока на мониторе 1. Причины революции.

2. Ход революции.

3. “Декларация прав человека и гражданина”.

4. Конституционное устройство.

5. Франция становится республикой.

Учащиеся внимательно изучают написанное на мониторе.
Причины революции.

Эвристическая беседа с учащимися

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход революции.

Работа с картой, индивидуальная работа учащихся с атласами на партах “ Декларация прав человека и гражданина”.

Эвристическая беседа с учащимися.

Самостоятельная работа на карточках.

4 человека и повышенного уровня по новой теме 3 человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конституционное устройство.

Индивидуальная работа на листочках каждого ученика.

Беседа с учащимися:

1. Дайте определение.

Революция – это?

2. Как вы думаете, какие могут быть причины революции?

3. Какая страна послужила для Франции примером?

4. Какой документ хотели принять прогрессивные силы во Франции?

5. Какую монархию хотели провозгласить Генеральные

- 13-14 июля 1789 г. восстание в Париже.

- 14 июля 1789 г.

Штурм и взятие Бастилии

- восстания по всей стране

- 26 августа 1789 г.

Учредительное собрание опубликовало “ Декларация прав человека и гражданина”.

Беседа с учащимися по прочитанному:

1. Что было опубликовано Учредительным собранием?

2. Когда она была опубликована?

3. Чьи идеи были отражены в декларации?

4. О чем гласили статьи Декларации?

5. Каковы итоги принятия Декларации для Франции?

6. В течение какого периода Франция менялась?

Задание учащимся, самостоятельно составить схему “Конституционное устройство”.

Примерные ответы учащихся:

1. Революция – это резкий переход от одной общественно- политической системы к другой, который осуществляется в ходе открытого столкновения противостоящих сил

2. а) финансовый кризис;

б) многочисленный войны;

в) недовольство политикой короля Людовика XVI;

г) абсолютизм.

3. Англия.

4. Конституцию.

5. Конституционную монархию.

Работа с картой, рассказ по карте.

После рассказа по карте,

учащиеся списывают в свои тетради с монитора

“Ход революции”.

- Учащиеся читают учебник стр. 267-269,

- отвечают на вопросы по прочитанному;

Примерные ответы учащихся:

1. “ Декларация прав человека и гражданина”

2. 26 августа 1789 г.

3. Просветителей.

4. а) “Люди рождаются свободными и остаются равными в правах

б) источник власти - народ

в) все граждане равны перед законом

г) все люди имеют право занимать любые должности

д) введена свобода совести, слова, печати

г) вводился принцип разделения властей

5.а) Франция - конституционная монархия,

б) проведена избирательная реформа,

в) сословное деление общества уничтожено,

г) привилегии дворянства. ликвидированы,

д) отмена личная зависимость крестьян и барщина,

е) секуляризировали церковную землю,

ж) отмена десятины,

з) католическая церковь Франции – независима от папы римского,

и) подчинение церкви государству,

к) вводилась свобода предпринимательства.

6. 1789-1791 гг.

- Итоги беседы списывают учащиеся с монитора в тетради.

Учащиеся самостоятельно составляют логическую схему “Конституционное устройство”, используя текст учебника стр. 269.

Листочки с выполненным заданием учащиеся сдают через 5 минут.

На мониторе после сдачи учащимися листочков, высвечивается правильный вариант схемы.

Франция становится республикой.

Просмотр фрагмента документальных кадров, посвященных приговору и казни французских монархов.

Работа совместная с учащимися.

Разбор политической ситуации во Франции после 21 июня 1791 года, после неудавшейся попытки Людовика XVI бежать из Франции.

Просмотр кадров документальной хроники.

Беседа с учащимися по просмотренным кадрам.

1. Какой вопрос возник в обществе после 21 июня 1791 г.?

2. Кто был за сохранение жизни короля, кто против?

3. В чем обвинили короля?

4. Когда был пленен король?

5. Кто вынес смертный приговор Людовику XVI?

Учащиеся списывают схему в тетради с монитора, обсуждение схемы.

Учащиеся смотрят кадры хроники и проникаются духом атмосферы, царящей во Франции в 1793 году.

Учащиеся отвечают на вопросы беседы.

Примерные ответы учащихся:

1. Нужна ли Франции монархия.

2. Жирондисты – за, монтаньяры – против.

3. Измене родине и в сговоре с Австрией.

4. Август 1792 года, захвачен дворец Тюильри.

5. Монтаньяры во главе с: Робеспьер, Дантон, Марат, Сен-Жюст.

Итог 21 января 1793 года Людовик XVI казнен, признав его виновным в измене государству.

За казнь выступали за: Робеспьер, Дантон, Марат, Сен-Жюст.

Учащиеся пишут итог с монитора в свои тетради.
Закрепление Что было пройдено сегодня на уроке? Учащиеся отвечают на вопросы.
Обратная связь Вспомним, что у вас на партах лежат цветки трех цветов, символизирующие ваше восприятие сегодняшнего урока. Просьба выйти к доске и разместить цветок на той вазе, к которой он относится, не забыв его подписать с оборотной стороны, а на лепестках разместить с лицевой стороны написать своё мнение. Учащиеся парами выходят к доске, размещая цветы над вазами к которым они относятся.

Все ваше пожелания, спорные моменты, о которых я прочту из ваших посланий, мы обсудим на следующем уроке истории.

Домашнее задание Домашнее задание §30 вопросы с 1-6; доклады. Пишут в дневниках домашнее задание.

Схемы (Приложение)