Цель – закрепить основные знания и практические навыки по теме «Реки и озера мира», активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать интерес к предмету.
Задачи:
1. Закрепить:
А) основные понятия главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе развития, значения охраны вод и рационального природопользования;
Б) основные понятия по теме, что называется истоком, устьем, бассейном, падение, уклон, годовой сток и т. д.;
В) практические навыки по месту нахождению рек России по контурной и физической картам;
Г) основные умения по выявлению причинно – следственных связей: зависимость режима рек от климатических условий, причины неравномерного размещения водных ресурсов по территории России и т. д.
2. Развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, индивидуальные интеллектуальные и творческие способности учащихся через использование современных технологий: личностно – ориентированных, здоровьесберегающих, ИКТ и т. д.
3. Воспитывать бережное отношение к природе и ее ресурсам (водным).
4. Формировать навыки и умения безопасного и экологически безопасного поведения в окружающей среде.
Приложение 1. Презентация
ХОД УРОКА |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА |
РЕЗУЛЬТАТЫ |
|||
1. Организационный момент |
||||||
- Приветствие - Тема - Постановка цели - Изучение принципов игры. Принципы игры:
Формирование двух команд Вступительное слово учителя (проблемное объяснение): Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 суток! Именно на 8 дней имеют в запасе воды горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров во время обвалов в шахте или при других длительных мероприятиях по спасению. Поэтому наша игра и называется «8 дней незабываемого путешествия по водной стихии» |
Фронтальная работа: Зачитывают правила Сформировали 2 команды: команду девочек и мальчиков |
Делают выводы по игре. Обсуждение и присвоение названия команд: команда «Стихия» (девочки); команда «Смайлики» (мальчики) |
||||
2. Игра «Брейн-ринг» |
||||||
Разминка. (Цель – адаптация учащихся к игре, создание ситуации успеха): Задание. Дать определения следующим понятиям (фронтальный опрос)
|
Фронтальная работа: По очереди отвечают на вопросы |
Дают полные ответы, закрепляют знания по основным понятиям темы |
||||
1 день. Блиц – опрос для капитанов «Речные шедевры» (макс. Количество баллов – 3 б.) Задание. Капитанам команд за 1 минуту необходимо ответить на 3 вопроса
|
Индивидуальные ответы капитанов |
Победил тот, кто правильно ответил на все 3 вопроса |
||||
2 день. «Бег по кругу» (максимальное количество баллов – 12) Задание. Каждый участник команды имеет право дать только один ответ, предназначенный ему по кругу. - Время на обдумывание – 1 мин. - Разрешается пользоваться картами. - Инструктивная карточка выдается каждой команде. Инструктивная карточка: Дать характеристику реке-
|
Коллективная форма работы:
|
Сформированный навык работы с картами, статистическими данными (табличные данные длин рек) |
||||
3 день. «Пять подсказок» (макс. количество баллов–5, при использовании подсказок количество баллов уменьшается) Задание. По пяти подсказкам определить, о каком географическом объекте идет речь. № 1.
№ 2.
|
Работа в группах |
Показывают знания, выходящие за рамки программы. |
||||
4 день. «Немая карта» (максимальное количество баллов – 10) Задание. За одну минуту необходимо как можно больше нанести названия водных объектов на контурную карту. |
Коллективная работа |
Показывают прочные знания и навыки работы с картой |
||||
5 день. «Занимательные метаграммы» (максимальное количество баллов – 5) Задание. Каждой команде даются одинаковые задания на листочке, ответ засчитывается той команде, которая быстрее ответит
|
Работа в группах |
Развитие логического мышления, мотивация к изучению предмета |
||||
6 день. «Черный ящик» (максимальное количество баллов – 5) Ответ засчитывается той команде, которая быстрее ответит. Молчанов-Сибирский:
(Ангара – фото) |
Работа в группах |
Умение делать умозаключение |
||||
7 день. «Экологической тропой» (максимальное количество баллов – 5) Задание. Создать яркую рекламу (коллаж) по проблемам:
|
Творческая работа в группах |
Осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности |
||||
8 день. «Попасть в десятку» Контрольный компьютерный тест (Приложение 2) |
Самопроверка по компьютеру |
Определяют уровень усвоения знаний и умений. |
||||
3. Подведение итогов. |
||||||
Самооценка учащихся. Вознаграждение. |