Географическая игра "Брейн-ринг". 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Цель – закрепить основные знания и практические навыки по теме «Реки и озера мира», активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать интерес к предмету.

Задачи:

1. Закрепить:

А) основные понятия главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе развития, значения охраны вод и рационального природопользования;

Б) основные понятия по теме, что называется истоком, устьем, бассейном, падение, уклон, годовой сток и т. д.;

В) практические навыки по месту нахождению рек России по контурной и физической картам;

Г) основные умения по выявлению причинно – следственных связей: зависимость режима рек от климатических условий, причины неравномерного размещения водных ресурсов по территории России и т. д.

2. Развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, индивидуальные интеллектуальные и творческие способности учащихся через использование современных технологий: личностно – ориентированных, здоровьесберегающих, ИКТ и т. д.

3. Воспитывать бережное отношение к природе и ее ресурсам (водным).

4. Формировать навыки и умения безопасного и экологически безопасного поведения в окружающей среде.

Приложение 1. Презентация

ХОД УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

РЕЗУЛЬТАТЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Организационный момент

Слайд
№ 1

Слайд
№ 2

- Приветствие

- Тема

- Постановка цели

- Изучение принципов игры.

Принципы игры:

  • Воля и труд дивные всходы дают.
  • Всякий человек по делу познается.
  • Доброе исполняем, а худое искореняем.
  • Мы стараемся, чтобы каждому было приятно и интересно с нами работать.
  • По мере трудов и награда.

Формирование двух команд

Вступительное слово учителя (проблемное объяснение): Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 суток! Именно на 8 дней имеют в запасе воды горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров во время обвалов в шахте или при других длительных мероприятиях по спасению.

Поэтому наша игра и называется «8 дней незабываемого путешествия по водной стихии»

Фронтальная работа: Зачитывают правила

Сформировали 2 команды: команду девочек и мальчиков

Делают выводы по игре.

Обсуждение и присвоение названия команд: команда «Стихия» (девочки); команда «Смайлики» (мальчики)

2. Игра «Брейн-ринг»

Слайд № 3

Разминка.

(Цель – адаптация учащихся к игре, создание ситуации успеха):

Задание. Дать определения следующим понятиям (фронтальный опрос)

  • Внутренние воды – это …
  • Воды суши состоят из …, …, …
  • Наибольшее значение для жизни человека имеют – …
  • Основной запас пресной воды содержится – …
  • Какая сегодня наиболее остро стоит экологическая проблема по обеспечению водой населения…

Фронтальная работа:

По очереди отвечают на вопросы

Дают полные ответы, закрепляют знания по основным понятиям темы

Слайд № 3

1 день. Блиц – опрос для капитанов «Речные шедевры» (макс. Количество баллов – 3 б.)

Задание. Капитанам команд за 1 минуту необходимо ответить на 3 вопроса

  1. Самая длинная река России…
  2. Самая многоводная река Росси…
  3. Самая красивая река России, река – матушка…

 

  1. Самая молодая река России…
  2. Самая полноводная река России …
  3. самая суровая река России

Индивидуальные ответы капитанов

Победил тот, кто правильно ответил на все 3 вопроса

Слайд № 4

2 день. «Бег по кругу» (максимальное количество баллов – 12)

Задание. Каждый участник команды имеет право дать только один ответ, предназначенный ему по кругу.

- Время на обдумывание – 1 мин.

- Разрешается пользоваться картами.

- Инструктивная карточка выдается каждой команде.

Инструктивная карточка:

Дать характеристику реке-

  • 1 команда: река Волга
  • 2 команда: река Обь
  1. Бассейн реки
  2. Исток
  3. Устье
  4. Направление течения
  5. Характер течения
  6. Притоки:
    А. правые ________
    Б. левые__________
  7. Падение реки
  8. Уклон реки
  9. Годовой сток
  10. Ледостав
  11. Вскрытие ото льда
  12. Значение рек

Коллективная форма работы:

  1. Обсуждение 1 мин.
  2. Ответы дают те учащиеся, которых назначил капитан.

Сформированный навык работы с картами, статистическими данными (табличные данные длин рек)

Слайд
№ 5

3 день. «Пять подсказок» (макс. количество баллов–5, при использовании подсказок количество баллов уменьшается)

Задание. По пяти подсказкам определить, о каком географическом объекте идет речь.

№ 1.

  1. Расположен на северо–западе России
  2. Имеет ледниково – тектоническое происхождение.
  3. В годы ВОВ во время блокады Ленинграда была дорогой жизни.
  4. Здесь расположен Валаамский монастырь.
  5. В народе ласково называется Ладогой.

№ 2.

  1. Самое древнее озеро.
  2. Его воды изучал сам Жак Ив Кусто
  3. Содержит 20% мировых запасов поверхностных вод.
  4. Самое глубокое озеро.
  5. Местные народы называли его «Байгал-далай»

Работа в группах

Показывают знания, выходящие за рамки программы.

Слайд
№ 6

4 день. «Немая карта» (максимальное количество баллов – 10)

Задание. За одну минуту необходимо как можно больше нанести названия водных объектов на контурную карту.

Коллективная работа

Показывают прочные знания и навыки работы с картой

Слайд
№ 7

5 день. «Занимательные метаграммы» (максимальное количество баллов – 5)

Задание. Каждой команде даются одинаковые задания на листочке, ответ засчитывается той команде, которая быстрее ответит

Ты меня, наверно, знаешь
Я сказки Пушкина герой,
Но если «л» на «н» сменяешь,
Сибирской стану я рекой
(Елисей – Енисей)

Я – сибирская река,
Широка и глубока.
Букву «е» на «у» смени,
Стану спутником Земли
(Лена – Луна)

Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной,
А впереди союз прибавишь
И стану птицей я лесной
(И – Волга)

Я укрываю самолеты,
Когда кончаются полеты,
Но ты поставь союз за мной,
И стану бурной я рекой
(Ангар – а)

Первый слог мой – нота,
Буква – слог второй,
Целое – широко разлилось рекой
(ДО- Н)

Работа в группах

Развитие логического мышления, мотивация к изучению предмета

Слайд
№ 8

6 день. «Черный ящик» (максимальное количество баллов – 5)

Ответ засчитывается той команде, которая быстрее ответит.

Молчанов-Сибирский:

«Коварная, лихая, сумасбродная,
Родная дочь Байкала – старика,
Ты по тайге меж гор течешь, свободная,
Могучая сибирская река»

(Ангара – фото)

Работа в группах

Умение делать умозаключение

Слайд
№ 6

7 день. «Экологической тропой» (максимальное количество баллов – 5)

Задание. Создать яркую рекламу (коллаж) по проблемам:

  1. «Основные проблемы загрязнения рек»
  2. «Красота водных просторов России»
  3. «Великие реки – экономическая мощь России»
  4. «Чистую воду рекам»;
  5. «Сохраним малые реки!»;
  6. «Озера тоже плачут»
  7. Свой вариант

Творческая работа в группах

Осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности

Слайд
№ 6

8 день. «Попасть в десятку»

Контрольный компьютерный тест (Приложение 2)

Самопроверка по компьютеру

Определяют уровень усвоения знаний и умений.

3. Подведение итогов.

Самооценка учащихся. Вознаграждение.

 Приложение 3