Цели урока:
- Образовательная – способствовать формированию знаний о химических свойствах алкинов, расширению представлений об непредельных углеводородах и их химических свойствах;
- Развивающая – способствоватьразвитию умений самостоятельно обрабатывать, систематизировать и анализировать теоретические и экспериментальные данные, уметь записывать уравнения реакций
- Воспитательная – развитие коммуникативных умений в ходе парной и коллективной работы, убеждение в необходимости использования новых информационных технологий для привлечения химии к пониманию и описанию процессов происходящих в окружающей среде.
Задачи урока:
- На основании строения предположить химические свойства алкинов;
- Доказать способность алкинов к реакциям присоединения, окисления и полимеризации.
Тип урока – сообщения нового материала
Формы урока – беседа, рассказ
Метод урока – исследовательский
Методы обучения используемые на уроке – словесные (беседа, рассказ), наглядные (видеотерминал), практические (лабораторный опыт), новизны (использование компьютеров), контроля (устный опрос, тестирование), аналитические (анализ событий).
Учебно-методическое обеспечение урока:
- мультимедийный проектор,
- компьютер,
- презентация к уроку в программе Power Point,
- Электронный учебник «Виртуальная лаборатория» или «Уроки химии Кирилла и Мефодия»
- Инструкция по лабораторной работе
Хронометраж урока –
- Организационный этап – 2 мин
- Повторение пройденного материала: устный опрос, работа у доски – 3 мин
- Планирование и мотивация – 3 мин
- Изучение нового материала – 12 мин
- Рефлекция и выполнение тестов – 5 мин
- Завершение урока – 5 мин
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1 этап – организационно-мотивационный.
Начало урока направлено на то, чтобы активизировать внимание учащихся и «погрузить» в учебную работу. На столе разложены клей ПВА, полихлорвиниловая трубка, кусок резины, баночки с надписями «Растворитель», «Парфюмерия»….
Вступительное слово учителя: Здравствуйте, дорогие ребята!
Посмотрите, пожалуйста, на стол! Знакомы ли вам эти предметы? Для каких целей мы ими пользуемся? А что их объединяет? ….
Исходным сырьем для получения этих веществ является - этин, его техническое название ...
Ученики - Ацетилен…. Этин.
Сегодня мы будем говорить про вещество этин, которое относится к классу непредельных соединений - алкинов.
Мотивация, повторение пройденной темы.
Очень часто в старых домах происходит авария отопительной системы. Тогда на помощь приходят сварщики.
Что они приносят с собой (баллон с кислородом и еще… ), для чего? (реактор или два баллона);
Для чего нужен реактор? (для получения ацетилена);
А почему используют для сварки смесь ацетилена с кислородом? (ответы учащихся);
Правильно, для сварки используют ацетиленово- кислородную горелку, так как при горении ацетилена пламя имеет очень высокую температуру (более 3000° С);
Горение - это какое свойство…..(химическое или физическое)? - химическое
Таким образом, сегодня тема нашего урока… «Химические свойства алкинов»
Цель нашего урока - формировать знания о химических свойствах алкинов, расширить представления о непредельных углеводородах и их свойствах
Ребята, давайте сегодня проведем урок-исследование по теме «Химические свойства алкинов». Вы согласны?
Также проведем виртуальные эксперименты, вам обязательно понравится!
Любое исследование включает такие этапы как постановка задач, выдвижение гипотез, экспериментальное подтверждение гипотезы, анализ результатов и выводы.
Задачи исследования:
- На основании строения предположить химические свойства (3 положение теории Бутлерова);
- доказать с помощью опытов способность алкинов к реакциям присоединения и окисления.
На предыдущих уроках вы изучали строение и номенклатуру алкинов и химические свойства алкенов.
- Сейчас мы с вами вспомним строение этена и этина;
- Пожалуйста, напишите структурные формулы этих веществ;
- Какие связи характерны для этена? (двойные, сигма и пи);
- Какие типы реакций характерны для алкенов? (присоединения, окисления, горения);
- А какие связи характерны для алкинов ( тройные, сигма и две пи)
- Как вы думаете, будут ли характерны и для алкинов реакции присоединения и окисления? ( да)
- Тогда выдвигаем гипотезу нашего исследования:
Гипотеза исследования: Для алкинов, как и для алкенов характерны реакции присоединения и окисления.
2 этап – операционно-исполнительский.
А сейчас приступаем к экспериментальной части нашего исследования.
Проведем виртуальные лабораторные опыты с ацетиленом. Почему виртуальные:
- ацетилен- газ со специфическим неприятным запахом;
- образует взрывоопасную смесь с воздухом;
- обладает слабым наркотическим действием. Мы проведем опыты на экране.
На столах у вас лежат инструкции к лабораторным опытам:
Напишите свою фамилию и класс (см. приложение 1)
По мере выполнения опытов, записывайте наблюдаемые явления, уравнения реакций и выводы по каждому опыту.
Демонстрация экспериментов на экране через мультимедийный проектор (электронный учебник «Виртуальная лаборатория» или «Уроки химии Кирилла и Мефодия,10-11 класс».
- Соберем прибор по рисунку.
- Нальем в стаканчики бромную воду, перманганат калия
- Для получения ацетилена возьмем карбид кальция и прильем туда раствор хлорида натрия для спокойной реакции (мальчишки бросают кусочки карбида кальция в воду, при этом он взрывается);
- Бромная вода обесцвечивается - реакция присоединения.
- Раствор перманганата калия также обесцвечивается. Появляются бурые хлопья – это реакция окисления.
- Ацетилен, т.е этин образует с солями меди и серебра взрывоопасные вещества- ацетилениды, а реакция с солями меди является качественной реакцией на содержание в воздухе ацетилена - образуется красный ацетиленид меди.- это реакция присоединения;
- При поджигании ацетилен дает хлопок- это говорит о горючих свойствах газа;
- Этин на воздухе горит коптящим пламенем – так как содержание углерода в его молекуле выше, чем в молекулах этана и этена – реакция горения.
- Напишите уравнения реакций взаимодействия ацетилена с бромной водой, его горение (на доске также пишут)
- Уравнения реакции отражены на слайдах презентации урока (см. приложение 2).
- Проанализируем наши экспериментальные данные - подтвердилась ли наша гипотеза?
- Тогда напишем выводы: Для алкинов характерны:
- реакции присоединения
- окисления
- горения
- Таким образом мы доказали, что для алкинов характерны реакции присоединения, окисления и полимеризации.
3 этап – рефлексивно-оценочный.
А сейчас ребята напишем структурные формулы гомологов этина.
Дайте названия веществам.
Для закрепления знаний проведем небольшое тестирование
На листочках и лабораторными опытами напишем ответы на вопросы тестов, которые вы видите перед собой (12 слайд презентации урока)
А сейчас поменяйтесь тетрадями друг с другом и по ключу проверьте ответ соседа (13 слайд презентации урока)
У кого нет ни одной ошибки- поставьте «5»
У кого одна ошибка - поставьте «4»
У кого две ошибки – поставьте «3»
Поднимите руки у кого «5» и «4» - Молодцы!
У кого «3» - вам придется еще раз проработать тему!
Надеюсь, ни у кого нет двоек?
Подведем итоги сегодняшнего урока:
Что нового узнали ? Чему научились?Что для вас стало открытием?
Домашнее задание: учить конспект, и записать уравнения реакций, характеризующие химические свойства алкинов: § 13, упр.2-5, дополнительно 6-8 задания;
Сегодня активно работали …. Молодцы! Вам будет поставлена оценка «хорошо» или « отлично»
Всем спасибо за урок, до свидания!