Цель: ознакомление с единицами времени: год, месяц, неделя, сутки.
Задачи:
- Формировать у детей представление о годе, месяце, неделе, сутках, познакомить с табелем-календарём.
- Совершенствовать умение решать задачи.
- Воспитывать культуру и интерес к эталонам времени.
Материалы к уроку.
- Компьютер, экран, мультимедиа-проект.
- Настенный и карманный календари.
- Макет часов.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Учитель. Время движется вперёд, у нас продолжается учебный год.
II. Сообщение темы и цели урока.
З а г а д к а. Растёт дуб, у него 12 суков (месяцы) , 52 ветки (недели). На каждой ветке по 7 листьев (дни недели).
Ответ детей: (год).
Учитель. Мы сегодня будем говорить о единицах времени. Что же такое время? Да, это форма последовательной смены явлений или состояний материи. Время тесно связано с пространством. И все события происходят во времени и пространстве. Время многолико. Любому человеку жизненно необходимо ориентироваться во времени и пространстве.
III. Сообщение нового.
Учитель. Слово «время» происходит от древнерусского «время», что означает вращение . Какие единицы измерения вам знакомы? (секунды, минуты, часы, сутки, недели, месяцы, год, век, эпоха).
А когда начинается новый день? (В 0 часов 0 минут - полночь).
Сообщение, заранее подготовленное учеником.
- Куранты на Кремлёвской башне в Москве на Красной площади бьют 12 раз - день закончен, и секундная стрелка с первым шагом вперёд по циферблату начинает отсчёт нового дня. Через 12 часов куранты снова бьют 12 раз-это полдень - прошла половина суток и через 12 часов – полночь – сутки прошли. Часовая стрелка сделала два оборота по циферблату.
IV. Графический диктант.
Учитель. Верно ли моё утверждение:
Если да. ___ Если нет
- Учебный год длится 10 месяцев?
- 1 час 18 мин. = 118 мин.?
- 1 мин. 30с. = 90сек.?
- 10 сут. 12 ч. = 212ч.?
- 24мес. = 2г.?
- Столетие - это век?
- 40мес. = 4г.?
Выстраивается цепочка. ____ ____ ____
Самопроверка.
V. Тренировочные упражнения с табелем – календарём.
- Что записано в календаре с левой стороны?
- Как распределены числа?
- Что расположено горизонтально?
- Назовите месяцы 30 дней…31…
- Начало года - это какой день недели?
- Почему одни цифры чёрные, а другие красные?
- Назовите число, месяц, день недели по этому календарю вашего дня рождения.
- Сколько дней, недель, месяцев длится самая любимая пора детей - летние каникулы?
- Какой месяц год кончает, зиму начинает?
- Сколько дней в самом коротком месяце?
- Сколько в неделе дней?
VI. Физминутка.
Вышла мышка как - то раз
Поглядеть, который час.
Час, два, три, четыре…
Мышка дёрнула за гири.
Вдруг раздался страшный звон,
Убежала мышка вон.
VII. Работа по закреплению материала.
1) №2, стр. 92. Выполняется с использованием макета часов и с комментированием.
Вывод: в сутках 24 часа
2) Сравни и поставь знаки.
5сут. 10 ч. * 130ч.
6ч. 15 мин. * 615 мин.
3мес. * 100сут.
3 мин. 4сек. * 34 сек.
Взаимопроверка в парах
3) Игра «Давай пофантазируем».
Учитель объясняет: Год состоит из 4-х сезонов: лето, осень, зима, весна. Сутки состоят из 4-х частей: ночь, утро, день, вечер. Если весну назвать утром года, то чем будет: лето, осень, зима? Играющие по очереди придумывают маленькие рассказы на темы: «Чем похожи осень и вечер ?», «Зима и ночь?», «Лето и день?», «Весна и утро?»
4) Заполни пропуски (с комментированием)
2 ч. 18мин. = … мин.
800 сек. = … мин. … сек.
300мин. = …ч.
4 мин. 15 сек. = … сек.
5 сут. 4ч. = … ч.
96 ч. = … сут.
VIII. Самостоятельная работа.
№ 6, стр. 92 с последующей проверкой.
IX. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Как вы думаете, пригодится ли новое знание в дальнейшей работе? В каких видах работы?