Математическая статистика по состоянию физического здоровья учащихся средней школы № 69

Разделы: Математика


Приложение. Презентация

1. Введение

Как только человеку в его деятельности потребовались количественные характеристики, то есть числа, то тут же появилась статистика. Конечно, она так не называлась, но самые первые статистические исследования можно обнаружить и в древних египетских папирусах, и на вавилонских глиняных табличках. В древних государствах вели учет населения, способного платить налоги. С развитием общества потребовались научные методы обработки и анализа самых разнообразных сведений.

Окружающий нас мир насыщен информацией – разнообразные потоки данных окружают нас, захватывая в поле своего действия, лишая правильного восприятия действительности. Не будет преувеличением сказать, что информация становится частью действительности и нашего сознания.

Без адекватных технологий анализа информации (данных) человек оказывается беспомощным в жестокой информационной среде. Статистика позволяет компактно описать данные, понять их структуру, провести классификацию, увидеть закономерности в хаосе случайных явлений.

Математическая статистика – раздел математики, посвященный математическим методам систематизации, обработки и использования статистических данных для научных и практических выводов.

В моей исследовательской работе собраны и проанализированы статистические данные о состоянии здоровья учащихся МОУ СОШ №69 с 2006 по 2011 учебный год. Наглядно представлена информация в виде таблиц, диаграмм, гистограмм, подсчитаны статистические характеристики, сделаны выводы.

2. Статистика

Слово «статистика» происходит от латинского STATUS - состояние, положение вещей. Первоначально оно употреблялось в значении «политическое состояние». В научный обиход слово «статистика» ввел в XVIII веке немецкий ученый Г. Ахенваль. К тому же времени относится начало преподавания статистики в университетах Германии.

Сначала возникли демографическая статистика, медицинская статистика, экономическая статистика, потом – метеорологическая, биологическая, финансовая, налоговая и т.д.

Математическая статистика – это раздел в математике, изучающий методы сбора, систематизации и обработки результатов наблюдений массовых случайных явлений с целью выявления существующих закономерностей.

Основные характеристики:

  • Среднее арифметическое ряда чисел - это частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых.
  • Размах ряда чисел - это разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел.
  • Модой ряда чисел - число, наиболее часто встречающееся в данном ряду.

Для изучения различных общественных и социально-экономических явлений, а также некоторых процессов, происходящих в природе, проводятся статистические исследования. Всякое статистическое исследование начинается с целенаправленного сбора информации об изучаемом явлении или процессе. Этот этап называется этапом статистического наблюдения.

Для обобщения и систематизации данных, полученных в результате статистического наблюдения, их по какому-либо признаку разбивают на группы, и результаты группировки сводятся в таблицы.

3. Практическая часть

Сегодняшняя статистика здоровья школьников неутешительна. Наиболее значимое ухудшение состояния здоровья детей происходит от 7 до 17 лет, т.е. в период обучения в различных образовательных учреждениях. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.

Я изучила состояние здоровья учащихся нашей школы с 2006 по 2011 год и получила следующий результат:

Полученные данные о здоровье учащихся с 2006 - 2011гг.

Год

Всего обучаются

Здоровые

С различными заболеваниями

2006-2007

865

62

803

2007-2008

728

50

678

2008-2009

728

31

697

2009-2010

793

26

787

2010-2011

828

47

781

Классификация заболеваний

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Болезни нервной системы и органов чувств

221

280

260

359

230

Болезни органов дыхания

67

82

82

86

86

Болезни органов пищеварения

136

156

161

81

81

Болезни органов кровообращения

234

256

201

138

138

Болезни костно-мышечной системы

507

330

303

540

540

Болезни мочеполовой системы

25

36

34

33

33

Болезни кожи и подкожной клетчатки

18

36

39

16

16

Внутренние аномалии

10

15

15

12

12

Заболевания эндокринной системы

89

94

82

65

54

Ведущее место занимают болезни костно-мышечной системы, органов пищеварения, нервной системы и психическая сфера.

За последние 10 лет повысилась распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний среди учащихся младшей и средней школы.

Классификация заболеваний

Среди учащихся начальной школы

Хронические

Первые классы

Хронические

Болезни нервной системы и органов чувств

91

1

26

1

Болезни органов дыхания

2

1

2

1

Психические заболевания

5

1

1

1

Болезни органов пищеварения

32

10

5

3

Болезни органов кровообращения

9

9

Болезни костно-мышечной системы

117

24

21

1

Болезни мочеполовой системы

11

6

5

4

Болезни кожи и подкожной клетчатки

8

1

1

1

Внутренние аномалии

6

2

4

1

Заболевания эндокринной системы

24

2

По словам детского врача Леонида Рошаля, «так плохо со здоровьем у российских школьников было разве что после революции и войны».

Согласно врачебной статистики, по окончании школы число детей с хроническими заболеваниями возрастает в три раза, с нарушениями зрения в пять раз а с различной патологией опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие) – более чем в пять раз. Одной из самых распространенных болезней школьника является искривление позвоночника –сколиоз. В наши дни им страдают в среднем три ребенка в классе, Приобрести этот ненужный подарок можно только в школьные годы, пока не закончился рост скелета, Наиболее опасные для этого возрастные периоды 6-7 и 12-15 лет. А наличие плоскостопия, косоглазия и близорукости из –за которых ребенок вынужден принимать неправильную позу, является дополнительными факторами риска.

Я исследовала состояние здоровья своего 9В класса и получила следующую картину:

Классификация заболеваний учащихся 9в класса

Ученики, страдающие серьезными заболеваниями

Нарушение осанки

15

Болезни органов пищеварения

10

Болезни глаз (миопия)

3

Я решила выявить причины и провела анкетирование в классе, задав следующие вопросы:

  1. Сколько времени проводишь за компьютером?
  2. Сколько времени делаешь домашнее задание?
  3. Сколько времени уделяешь активному образу жизни?
  4. Питаешься ли в школьной столовой?

Получила следующие ответы:

Ответы на 1 вопрос: 20, 240, 180, 180, 90, 180, 240, 240, 240,0, 180, 60, 240, 0, 60, 120, 360, 60, 240 (минут)

Ранжированный ряд: 0, 0, 20, 60, 60, 60, 90, 120, 180, 180, 180, 180, 240, 240, 240, 240, 240, 360

Среднее арифметическое =

Мода = 240 минут

Размах = 360-20=340 минут

Ответы на 2 вопрос: 60, 30, 10, 120, 120, 60, 150, 180, 120, 420, 360, 180, 120, 300, 150, 360, 120, 120, 120 (минут)

Ранжированный ряд: 10, 30, 60, 60, 120, 120, 120, 120, 120, 120, 120, 150, 150, 180, 180, 300, 360, 360, 420

Среднее арифметическое =

Мода = 120 минут

Размах = 410 минут

Ответы на 3 вопрос: 180, 30, 180, 60, 60, 120, 20, 30, 120, 120, 90, 90, 60, 300, 300, 180, 0, 90, 20

Ранжированный ряд: 0, 20, 20, 30, 30, 60, 60, 60, 90, 90, 90, 120, 120, 120, 180, 180, 180, 300, 300

Среднее арифметическое =

Мода = 60,90,120,180 минут (мультимодально или многомодально)

Размах = 300-20 = 280 минут

Из 19 учащихся 9В класса питаются в школьной столовой 3 ученика, а остальные не питаются.

После обработки результатов анкетирования стало понятно, почему 90% детей за школьные годы успевают приобрести целый набор типичных для школьников болезней – искривление позвоночника, гастрит, но в первую очередь болезни, связанные со зрением. Это и понятно. Ведь если раньше после школы дети бегали во дворе или посещали какие-нибудь спортивные секции, то теперь все больше времени они проводят перед компьютером. Сложные учебные программы, низкая двигательная активность, нарушение режима дня, уменьшение продолжительности сна. Одним из факторов формирования здоровья ребенка является также правильно организованное и рациональное питание.

Одним из самых распространенных болезней школьника является искривление позвоночника – сколиоз. В наши дни им страдают в среднем три ребенка в классе. Приобрести этот ненужный подарок можно только в школьные годы, пока не закончился рост скелета. Наиболее опасны для этого возрастные периоды 6-7 и 12-15 лет. А наличие плоскостопия, косоглазия или близорукости из-за которых ребенок вынужден принимать неправильную позу, является дополнительными факторами риска.

 «Сломать» ребенка очень просто, причем менее выносливыми оказываются мальчики. По данным статистики, соотношение школьниц и школьников с проблемами физического и психического здоровья примерно один к четырем.

Вывод: Для обобщения и систематизации данных, полученных в результате статистического наблюдения, их по какому-либо признаку разбивают на группы, и результаты группировки сводятся в таблицы.

Собрав данные и проведя анализ, я еще раз убедилась в том, как удобен, прост и необходим статистический метод обработки материала. Наглядное представление данных дает повод для глубокого размышления над изучаемыми вопросами.

Рецензия

На исследовательскую работу по теме: «Математическая статистика состояния здоровья учащихся СОШ №69» автора:

Тимофеева Дарья Витальевна 9 «В» кл. МОУ СОШ №69

Тема здоровья детей в последние годы из разряда узкоспециальных переходит в категорию общезначимых, давая ученым пищу для исследований, а медикам повседневную работу. По данным статистики констатируется, что только 10% детей школьного возраста могут считать здоровыми. Причину детских болезней и психических недугов следует искать не только в социально экономических бедствиях, но прежде всего в школе. Это проблема не обходит стороной и нашу школу.

В работе мы рассмотрели понятия и методы описательной статистики, которая занимается первичной обработкой информации и вычислением наиболее показательных числовых характеристик. По словам английского статистика Р. Фишера: «Статистика может быть охарактеризована как наука о сокращении и анализе материала, полученного в наблюдениях».

Список литературы

  1. Энциклопедия «Аванта»; Математика, 2 том; Москва, 2003 г.
  2. Е.А. Бунимович, В. А. Булычев; «Вероятность и статистика в курсе математики общеобразовательной школы»; Москва, 2005 г.
  3. Г.А.Соколов, «Математическая статистика», Москва, 2007 г.
  4. А.Д. Манита; «Теория вероятностей и математическая статистика»; Москва, 1995 г.
  5. А.Г.Мордкович, П.В.Семенов «События. Вероятности. Статистическая обработка данных». Москва, 2005г.
  6. Книга здоровья учащихся МОУ СОШ №69