Подходы к системе объективного контроля качества образования по русскому языку в выпускных классах

Разделы: Русский язык


К числу важнейших вопросов современной государственной политики в области образования относится обеспечение государственных гарантий реализации конституционных прав граждан на качественное образование, прежде всего обеспечение равного доступа выпускников различных учебных заведений Российской Федерации к полноценному профессиональному образованию.

С 2008 года на территории Омской области введен единый государственный экзамен (ЕГЭ) по русскому языку, с 2009 года данная форма аттестации по предмету в соответствии с законодательством является обязательной. Эта новая форма государственной итоговой аттестации выпускников средней (полной) общей школы, результаты которой засчитываются ВУЗами, требует от учителя-предметника изменения не только методики организации и проведения учебных занятий, но и формирования новой системы контроля качества образования в 10-11 классах. Ведь практически от того, как «сработает» педагог, в конечном счете, зависит будущее ребенка, потому что выпускник школы может получить документ об образовании только в том случае, если успешно сдаст два обязательных экзамена, одним из которых является экзамен по русскому языку.

Учитель сегодня хорошо понимает, что формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно не только для подготовки к экзамену, но и для дальнейшей социализации выпускников, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка. Цель занятий по предмету в 10-11 классах сводится к тому, чтобы закрепить и углубить лингвистические компетенции, совершенствовать умения применять их в практической деятельности, особенно в нестандартной ситуации, подготовить школьников к успешной сдаче экзамена.

Подразумевается, что обучающиеся средней (полной) общей школы хорошо знакомы с основным курсом русского языка, поэтому в соответствии с программой времени на повторение изученного в 5-9 классах обычно выделяется очень мало. Однако практика показывает, что именно этот материал (особенно теоретический, позволяющий успешно справиться с заданиями частей «А» и «В») является камнем преткновения для выпускников. В течение всего учебного периода приходится неоднократно обращаться к одному и тому же материалу, а учителю русского языка общеобразовательной школы хорошо понятно, что в рамках 1 часа, предусмотренного на преподавание предмета в Базисном учебном плане и отсутствия элективных курсов по предмету по банальной причине нехватки часов в Учебном плане, ему нужно не только повторить с детьми все, что они «успешно забыли», но и выполнить свою основную миссию – подготовить обучающихся к экзамену, акцентируя внимание на каких-либо сложных случаях (исключениях), сформировать представление об особенностях всех типов заданий, использующихся на ЕГЭ, а также познакомить с инструкцией по заполнению бланков ответов, довести до автоматизма работу детей с КИМами и бланками ответов, да еще при этом не забыть выполнить в полном объеме программу курса. Вторая проблема, с которой сталкивается учитель старших классов, - это система опроса по предмету и объективность оценивания обучающихся. Поэтому особое внимание на уроках уделяется системе контроля качества знаний на различных этапах реализации программы по предмету.

Педагогическая практика показывает, что получить достаточно объективную информацию об уровне подготовленности обучающихся 10-11 классов можно только путем сочетания традиционных форм контроля по предмету и использования методики тестовой диагностики. Остается лишь один вопрос, как вместить все в рамки 45-минутного урока.

Многие предметники применяют контрольно-измерительные материалы (КИМы) на этапе обобщения изученного материала и его повторения для выявления уровня готовности обучающихся к итоговой аттестации. Мой собственный опыт подготовки обучающихся старших классов к ЕГЭ показывает, что мини-тесты должны присутствовать на каждом учебном занятии, причем оценка выполнения задания должна иметь балловую характеристику и ее аналог в традиционной школьной пятибалльной системе. Как правило, это тесты, имеющие 9 заданий по определенной теме. Время выполнения такого задания составляет 10 минут, если это задания части «А», и 15 минут, если это задания части «В». Обучающимся дается вариант теста и бланк ответов, соответствующий по своему содержанию бланку ответов № 1. В бланке присутствуют поля для записи ответов с выбором из предложенных вариантов (часть «А») и поля для записи результатов выполнения заданий типа «В» с ответом в краткой форме, а также 2 поля для замены ошибочных ответов. Все рекомендации по выполнению заданий теста, заполнению бланков необходимо повторять несколько раз в течение года, так как значительная часть ошибок происходит именно из-за неправильного или небрежного их заполнения. Тест считается выполненным, если обучающиеся справились с 6 из 9 заданий. Оценка выставляется следующим образом: 6-7 баллов (6-7 правильно выполненных заданий) соответствуют традиционной удовлетворительной отметке, то есть «3», 8 баллов (8 выполненных заданий) – отметке «4», 9 баллов (все задания теста выполнены)– «5».

Для более качественной организации процесса повторения проблемных тем использую «обратную» программу курса, то есть в 10 классе, когда в соответствии с программой особое внимание уделяется орфографической зоркости, использую тестовые материалы по пунктуации, стилистике и анализу текста, а в 11 классе, наоборот, особое внимание в тестах уделяю орфографическим навыкам и совершенствованию практических умений, связанных с анализом различных языковых явлений.

Подготовка к тесту осуществляется в рамках домашнего задания, когда конкретно дается тема, по которой будет проводиться тест на следующем уроке. При этом акцентируется внимание школьников на аналогичные задания КИМа, например, дается задание повторить правописание гласных в корне слова и обращается внимание старшеклассников, что они будут работать с заданиями А 2, А 15. Это делается целенаправленно, чтобы обучающиеся были в будущем уверены в правильности выполнения задания. Обязательным условием является осуществление процесса обратной связи сразу же после того, как были сданы бланки ответов. Даются не только правильные варианты ответов, но и разрешаются проблемные для школьников вопросы.

Подобная работа ведется по анализу предложенного и созданию собственного текста. Целесообразно начинать работу с заданием части «С» в 4 четверти 10 класса, когда технология работы с первыми двумя типами заданий будет освоена большинством. Для проведения уроков развития речи использую тексты КИМов по предмету, причем постепенно усложняю задачу. Сначала это выполнение заданий типа А7 – А12, а потом уже переход к заданиям А29 –А31 и заданиям В1 – В8. Потом знакомлю обучающихся с Критериями проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом, напоминая им, что задания по созданию текста требуют выбора одного из жанров: рецензия, отзыв, эссе. Каждому ученику дается также алгоритм работы по данному типу задания, где указываются основные требования к содержанию сочинения, его речевому оформлению и грамотности. Как правило, первые 2-3 работы вызывают трудности у обучающихся, поэтому в качестве коррекции планирую уроки с подробным анализом работ обучающихся и исправлением распространенных ошибок.

Контроль качества образования по предмету можно проводить и в другой форме. Чаще всего это групповое домашнее задание по составлению теста, содержащего различные вопросы по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии и т.п. (вопросов не должно быть больше 5). Выбирать отвечающих лучше самим ученикам – авторам вопросов: это внесет в урок элемент игры и соревновательности, повысит учебную мотивацию. Учителю необходимо поддерживать довольно быстрый темп этой части урока, в то же время ученики должны успевать следить за ответами и вносить необходимые записи в тетради.

Не следует отказываться и от традиционных форм контроля, таких как диктант, сочинение, изложение, контрольная работа, потому что подготовка к сдаче ЕГЭ не исключает необходимого обобщения и систематизации изученного в школе. Но промежуточную и итоговую диагностику по предмету все же наиболее эффективно проводить в формате ЕГЭ по типовым вариантам реальных заданий предыдущего и демоверсии текущего года.

Титанические усилия необходимо приложить учителю при подготовке к уроку. Это касается не только создания теста по определенной теме, но и выбора технологии организации учебной деятельности на уроке. Конечно же, педагог должен хорошо ориентироваться в содержании КИМов по русскому языку, знать сложные случаи исключений, встречающиеся в тестах, научить обучающихся видеть подобные «крючки». При составлении тестов к уроку использую экзаменационные задания по предмету из Федерального банка экзаменационных материалов (открытый сегмент), разработанные Федеральным институтом педагогических измерений (официальным разработчиком КИМов), группируя их по экзаменационным темам, соответствующим кодификатору ЕГЭ по русскому языку.

Все это в совокупности помогает решить важную задачу по совершенствованию орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся, практических умений школьников, связанных с тем или иным видом анализа, необходимых для успешной сдачи экзамена в формате ЕГЭ и усвоения школьного курса русского языка.