Обобщающий урок по теме "Гидросфера". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цели и задачи: Обобщить знания учащихся о водах Земли; закрепить умения находить, показывать водные бассейны на карте; проверить знание каждого ученика, оценить деятельность учащихся на уроке и при подготовке к нему.

Оборудование: физические карты полушарий и России, технические средства обучения.

Тип урока: обобщение и закрепление знаний и умений по теме

Форма урока: Урок - соревнование

Подготовительный этап. Класс заранее делится на 2команды. Каждая команда выбирает капитана.Придумывает название команды, соответствующее теме, эмблему и девиз. Получает домашнее задание и выполняет его.

Организация урока. Ведущий - учитель, он же и строгий судья. За каждый правильный ответ 1 балл (за нарушения – подсказки,шум в классе баллы снимаются).

Эпиграф к уроку: « Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета ни запаха; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!.. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете».

Ход урока

1-й конкурс – приветствие.

Команды сочиняют и готовят его заранее. Приветствие это визитная карточка команды, в которой в которой отражается название команды, эмблема и девиз команды.

Например, название команды: «Капелька», эмблема – капля, в восторге летящая в облако из воды; девиз команды – «Я – самое большое богатство на свете».

2-й конкурс – разминка

  1. Водная оболочка земли.
  2. Как называется место, где начинается река?
  3. Место, где река впадает в другую реку, море или озеро.
  4. Самая длинная река мира.
  5. Самое глубокое озеро мира.
  6. Морские волны большой длины, возникающие при подводных землетрясениях.
  7. Многолетнее скопление льда на суше.
  8. Подземные воды, характеризующиеся повышенным содержанием солей. Обладающие лечебным действием на организм человека как они называются?
  9. Почему айсберг не является ледником?
  10. Назовите “цветные” моря.
  11. Почему пресная вода на Земле не иссекает?
  12. В каком состоянии вода на земле больше всего?
  13. Какие виды движения вод в океане вы знаете?
  14. Что называется соленостью воды? В каких единицах она измеряется?
  15. Почему возникают приливы и отливы?
  16. Где наблюдаются самые высокие приливы и отливы?
  17. Можно ли изобразить течения на карте и как?
  18. Отличаются ли внутренние моря от окраинного и чем?
  19. Что такое айсберг?
  20. Что такое озеро?
  21. Какие типы озерных котловин вы знаете?
  22. Какое озеро самое большое по площади?
  23. Какое озеро в мире самое глубокое?
  24. В Средней Азии есть озеро, в одной части которого вода соленая, а в другой пресная.
  25. Какое море самое соленое?
  26. Назовите “цветные” моря.

3-й конкурс – Географическая эстафета

Каждая команда получает указку- эстафетную палочку. Представители команды по очереди подходят к карте и показывают географические объекты гидросферы, которые изучали. Должна называть по очереди каждая команда, названия не должны повторятся.

Эстафетная палочка передается в команде друг другу. За каждый правильный ответ 1 балл. Если объект показан не верно, то балл не засчитывается, если объект буден показан 2 раз, то за невнимательность снижается 1 балл.

4-й конкурс – Пантомима

Представители от каждой команды изображают водный объект: реку, волны, ледник, цунами и т.д. Соперники должны угадывать.

5-й конкурс – Ты – мне, я – тебе

Вопросы готовят ученики команд и задают друг другу.

6-й конкурс – Конкурс капитанов

Каждый капитан получает по три вопроса:

  1. Как по карте определить какой приток реки - левый или правый?
  2. В старинной казачьей песне поется: « Ой, ты, наш батюшка, тихий Дон!». Почему Дон называют тихой рекой?
  3. Определите по музыкальному фрагменту характер течения реки ( звучит музыка. Песня «Вниз по матушке по Волге». Слова и музыка народные.
  1. Почему сточные озера ,как правило, пресные, а бессточные – соленые?
  2. Какая вода чище грунтовая или межпластовая?
  3. Определите по музыкальному фрагменту характер течения реки(звучит музыка. Песня «Ревет и стонет Днепр широкий». Слова Тараса Шевченко, музыка Даниила Крыжановского).

7-й конкурс – Веселая география

Этот конкурс – домашнее задание. Каждая команда задает соперникам вопросы в виде загадок и ребусов.

Я начинаюсь с ручейка,
дорогу к морю находя.                           
Ты знаешь, что такое я?                
(река)

Я - сибирская река,
Широка и глубока.
Букву «е» на «у» смени-
Стану спутником земли.
(Лена – Луна)

Ты меня, наверно знаешь              
Я сказки Пушкина герой.     
Но если «л» на «н» сменяешь       
Сибирской стану я рекой.             
(Елисей-Енисей)

Я - часть тебя.
Ты ложку держишь мною,
Но стоит только букву заменить,
И стану я бурливою рекою
Крутые берега играя мыть.
(рука-река)

Я – бассейн, я дар природы          
Берега мои прекрасны.                           
Голубые мои воды                                  
Люди любят не напрасно.             
(озеро)                                                               

Я, в общем-то, всегда беда,
Но если букву поменяешь-
привольно разольюсь тогда,
И ты с восторгом поныряешь.
(горе-море)

Заключительный этап.

Подсчет баллов. Подведение итогов.