Цели и задачи: Обобщить знания учащихся о водах Земли; закрепить умения находить, показывать водные бассейны на карте; проверить знание каждого ученика, оценить деятельность учащихся на уроке и при подготовке к нему.
Оборудование: физические карты полушарий и России, технические средства обучения.
Тип урока: обобщение и закрепление знаний и умений по теме
Форма урока: Урок - соревнование
Подготовительный этап. Класс заранее делится на 2команды. Каждая команда выбирает капитана.Придумывает название команды, соответствующее теме, эмблему и девиз. Получает домашнее задание и выполняет его.
Организация урока. Ведущий - учитель, он же и строгий судья. За каждый правильный ответ 1 балл (за нарушения – подсказки,шум в классе баллы снимаются).
Эпиграф к уроку: « Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета ни запаха; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!.. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете».
Ход урока
1-й конкурс – приветствие.
Команды сочиняют и готовят его заранее. Приветствие это визитная карточка команды, в которой в которой отражается название команды, эмблема и девиз команды.
Например, название команды: «Капелька», эмблема – капля, в восторге летящая в облако из воды; девиз команды – «Я – самое большое богатство на свете».
2-й конкурс – разминка
- Водная оболочка земли.
- Как называется место, где начинается река?
- Место, где река впадает в другую реку, море или озеро.
- Самая длинная река мира.
- Самое глубокое озеро мира.
- Морские волны большой длины, возникающие при подводных землетрясениях.
- Многолетнее скопление льда на суше.
- Подземные воды, характеризующиеся повышенным содержанием солей. Обладающие лечебным действием на организм человека как они называются?
- Почему айсберг не является ледником?
- Назовите “цветные” моря.
- Почему пресная вода на Земле не иссекает?
- В каком состоянии вода на земле больше всего?
- Какие виды движения вод в океане вы знаете?
- Что называется соленостью воды? В каких единицах она измеряется?
- Почему возникают приливы и отливы?
- Где наблюдаются самые высокие приливы и отливы?
- Можно ли изобразить течения на карте и как?
- Отличаются ли внутренние моря от окраинного и чем?
- Что такое айсберг?
- Что такое озеро?
- Какие типы озерных котловин вы знаете?
- Какое озеро самое большое по площади?
- Какое озеро в мире самое глубокое?
- В Средней Азии есть озеро, в одной части которого вода соленая, а в другой пресная.
- Какое море самое соленое?
- Назовите “цветные” моря.
3-й конкурс – Географическая эстафета
Каждая команда получает указку- эстафетную палочку. Представители команды по очереди подходят к карте и показывают географические объекты гидросферы, которые изучали. Должна называть по очереди каждая команда, названия не должны повторятся.
Эстафетная палочка передается в команде друг другу. За каждый правильный ответ 1 балл. Если объект показан не верно, то балл не засчитывается, если объект буден показан 2 раз, то за невнимательность снижается 1 балл.
4-й конкурс – Пантомима
Представители от каждой команды изображают водный объект: реку, волны, ледник, цунами и т.д. Соперники должны угадывать.
5-й конкурс – Ты – мне, я – тебе
Вопросы готовят ученики команд и задают друг другу.
6-й конкурс – Конкурс капитанов
Каждый капитан получает по три вопроса:
- Как по карте определить какой приток реки - левый или правый?
- В старинной казачьей песне поется: « Ой, ты, наш батюшка, тихий Дон!». Почему Дон называют тихой рекой?
- Определите по музыкальному фрагменту характер течения реки ( звучит музыка. Песня «Вниз по матушке по Волге». Слова и музыка народные.
- Почему сточные озера ,как правило, пресные, а бессточные – соленые?
- Какая вода чище грунтовая или межпластовая?
- Определите по музыкальному фрагменту характер течения реки(звучит музыка. Песня «Ревет и стонет Днепр широкий». Слова Тараса Шевченко, музыка Даниила Крыжановского).
7-й конкурс – Веселая география
Этот конкурс – домашнее задание. Каждая команда задает соперникам вопросы в виде загадок и ребусов.
Я начинаюсь с ручейка,
дорогу к морю находя.
Ты знаешь, что такое я?
(река)Я - сибирская река,
Широка и глубока.
Букву «е» на «у» смени-
Стану спутником земли.
(Лена – Луна)Ты меня, наверно знаешь
Я сказки Пушкина герой.
Но если «л» на «н» сменяешь
Сибирской стану я рекой.
(Елисей-Енисей)Я - часть тебя.
Ты ложку держишь мною,
Но стоит только букву заменить,
И стану я бурливою рекою
Крутые берега играя мыть.
(рука-река)Я – бассейн, я дар природы
Берега мои прекрасны.
Голубые мои воды
Люди любят не напрасно.
(озеро)Я, в общем-то, всегда беда,
Но если букву поменяешь-
привольно разольюсь тогда,
И ты с восторгом поныряешь.
(горе-море)
Заключительный этап.
Подсчет баллов. Подведение итогов.