Единая система работы с одаренными детьми

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа


Модернизация российской системы образовании, требования к уровню подготовки выпускников школы в условиях компетентного подхода, научно-технический прогресс и быстро меняющиеся условия общественной жизни, предъявляемые человеку новые требования, выполнить которое под силу только творческой, способной к самореализации и самосовершенствованию, обусловило необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. Проблема выявления и развития одаренных, креативных, проявляющих способности в той или иной области детей приобретает особую актуальность. Создание условий, обеспечивающих реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современной школы.

Данный социальный заказ направил нашу педагогическую деятельность в русло активной работы с детьми названной категории.

Но, организуя работу с одарёнными детьми, мы выявили противоречия.

Во-первых, в системе образования:

  • традиционная педагогика не ориентирована на работу с одарёнными детьми;
  • условия массовой общеобразовательной школы значительно затрудняют работу со способными детьми;
  • наличие в классе детей с разными социальными и интеллектуальными уровнем, у многих учащихся нет мотивации к учению, познанию и развитию.

Во-вторых, наша школа, находится в «спальном» микрорайоне, далеком от всевозможных центров культуры: музеев, театров, выставочных залов, поэтому – это практически единственное место для духовного поиска учеников, приложения их творческого потенциала и интеллектуального развития.

В-третьих, в последние годы увеличилось число детей из семей – иммигрантов – со своей национальной культурой, своими традициями и обычаями, своим менталитетом и языковым барьером.

Это требует от каждого педагога проявления профессиональных компетентности по выявлению, организации и развитию одарённых учащихся.

Концепция работы с одарёнными детьми

Как отмечают специалисты, одарённость – это системное развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (незаурядных, необычных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми (Рабочая концепция одарённости). Таким образом, одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких предпосылок (задача педагога – увидеть эти предпосылки). Конечно, оценка конкретного ребёнка как одарённого в значительной мере условна.

На наш взгляд, одарённость – стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Таланты рождаются не часто, а гениев за всю историю человечества насчитывается не более 400. Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нём в виде задатков. Поэтому говоря о системе работы с одарёнными детьми, верю: назначение каждого педагога – увидеть и развить эти задатки, превратить их в способности (индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определённой деятельностью) и даже – в талант (выдающиеся способности, высокая степень одарённости в какой-либо деятельности). Работать надо со всеми детьми, максимально развивая их умения, навыки, познавательные способности. Думаю, что именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: «Способности – объяснение вашего успеха».

Оценка конкретного ребёнка как одарённого, на наш взгляд, в значительной мере условна. Самые замечательные способности детей не являются прямым показателем его достижений в будущем. Признаки одарённости, проявляемые в детские годы, могут или постепенно, или весьма быстро исчезнуть. Это очень важно учитывать при организации работы с одарёнными детьми. В связи с этим в практической работе вместо понятия «одарённый» используем понятие «признаки одарённости» или «ребёнок с признаками одарённости»[1].

Процесс выявления способностей детей достаточно сложный. При организации работы с одарёнными детьми в условиях нашей общеобразовательной школы речь идёт о создании такой среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одарённых детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одарённости. Теоретический подход к решению данной проблемы строится на следующих положениях концепции развивающего образования:

  • на смену «субъект-объектной» логике воздействия на ученика приходит логика сотрудничества, содействия, когда учитель и ученик не противостоят друг другу, а выступают как партнёры совместного развития;
  • ученик становится субъектом своего собственного развития, рассматривается как самоценная личность, а учитель ценится за то, что он может организовать процесс саморазвития и ученика, и самого себя;
  • стереотипное воспроизведение учениками стандартного минимума готовых истин меняется на проектирование и организацию образовательной среды, способствующих раскрытию природных данных учащихся, саморазвитию их познавательных, эмоциональных, эмоциональных и духовных способностей;
  • требование соответствия образовательных технологий природным закономерностям развития личности ученика.

Встреча с одарёнными учениками является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личностном отношениях, что даёт возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления. Поэтому работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога: желание работать нестандартно, наличие поисковой активности, любознательности; знание психологии одарённых, способных детей.

Многогранность и сложность феномена одарённости определила целесообразность существования в нашей школе разнообразных направлений, форм и методов работы с одарёнными детьми: деятельность научно-исследовательских общества «Поиск»;различных творческих объединений (студий «Краевед» и «Литературовед», театра, пресс-центра, гостиных «В мире прекрасного» и т.п.).

Цель программы: создание условий для оптимального развития детей, обеспечить возможность творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

I этап – при выявлении одарённых детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности;

II этап – диагностический – индивидуальная оценка творческих способностей детей;

III этап – формирование, углубление и развитие неординарных способностей ребёнка и его профильная направленность.

Приоритетные направления образовательного процесса в работе с одарёнными детьми:

  • развитие у одаренных детей качественно высокого уровня мировоззренческих убеждений, позволяющих им ориентироваться в сложном мире социальных отношений;
  • формирование духовного потенциала личности, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
  • утверждение здорового образа жизни школьника;
  • развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.

Методы и средства обучения

Мудрые изречения Декарта: «Для того, чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» и Луи Паскаля: «Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают больше, чем те, которые пришли в голову другим»– побудительный мотив наших поисков. Используем технологии, методы, формы и приёмы, способствующие формированию инициативности, самостоятельности мышления, умения анализировать, делать выводы и обобщения: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Они эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

Основная задача учителя как наставника-тьютера на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способностей к самоопределению и самореализации на основе индивидуализации и дифференциации (обучение по индивидуальным программам, использование индивидуальных заданий и т.п.).

Ведущим принципом наших взаимоотношений с учениками является доверие, что позволяет увлечь ребят новыми технологиями, методами и формами организации учебной деятельности, помогает каждому школьнику поверить в свои силы, свои возможности и развить свои творческие способности. Это возможно, на наш взгляд, если каждый ученик будет чувствовать себя комфортно среди одноклассников и учителей, если на каждом уроке будет создана ситуация успеха. Поскольку все учащиеся в ситуации успеха испытывают чувство радости, эмоционального подъёма, удовлетворение выполненной работой, то мотивируем их дальнейшую деятельность, способствуя проявлению активной позиции в учении. Тогда и возникнет мотивация к обучению, к познанию, самосовершенствованию не только у одарённого в той или иной области школьника, но и у не проявившего пока никаких способностей. Поэтому в основе нашей педагогической деятельности – личностно ориентированный и системно-деятельностный подходы, которые способствуют раскрытию в каждом школьнике творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей.

Стараемся создать благоприятные условия для развития личностного потенциала учащихся, учитывая индивидуальные особенности характера, восприятия, мотивации к учению, осуществляя межпредметные связи, дифференциацию, системно-деятельностный подход.

Один из путей формирования одарённой, творческой, мотивированной на развитие личности – системная исследовательская работа при изучении литературного произведения в урочное и внеурочное время.

Инновационный опыт имеет практическую основу и базируется на мнении, чтоисследовательская деятельность – это «творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (двух личностей) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения»[2]. Учитель в данном случае выступает носителем опыта организации деятельности.

Опыт познавательной деятельности на каждом уроке и во внеурочной деятельности усваивается моими учениками посредством исследовательской работы, в ходе которой решаются и проблемы дискуссионные, нуждающиеся в исследовании.

Этапы исследования на уроках и во внеурочной деятельности:

  • Определение области исследования. Определение целей и задач работы. 
  • Сбор информации. Текстуальные исследования. Подбор иллюстративных материалов. 
  • Систематизация материалов, определение структуры отчётной работы. 
  • Оформление результатов исследования.

Как справедливо заметили В.Франкл, «Смысл нельзя дать, его нужно найти» и А.Сент-Дьердьи, «Исследовать – значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто».

Поэтому делаю всё, чтобына моих урокахсамые обычные, традиционные приемы работы приобретали поисковый характер: сопоставление художественного произведения с теми источниками, от которых отталкивается писатель; работа над вариантами произведения; сопоставление разных точек зрения на ту или иную проблему; наблюдения над языковыми явлениями.

Сравнение лирики Есенина с фольклором, работа над вариантами текста стихотворения Пушкина «Во глубине сибирских руд», наблюдения над языковыми явлениями рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет», сопоставление разных точек зрения на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», работа над темой «Проблема взаимовлияния. А.А. Блок и Б.М. Кустодиев» превращает поиски учащихся в решение посильных для них научных проблем.

Разработанный мною цикл лабораторных работ по литературе, также включает самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся с текстами художественных произведений: «Сравнительная характеристика философской лирики Ф. И. Тютчева и А. А. Фета», «Эволюция темы родины в лирике С.А. Есенина», «Философские мотивы в лирике Н.М. Рубцова» и другие. К каждой лабораторной работе даются домашние задания, среди которых ученик вправе выбрать тот вариант, который покажется ему наиболее интересным.

Предоставляю ребятам возможность раскрыть своё «Я» и на занятиях по краеведению. Учащиеся с интересом открывают новые имена в литературном процессе нашего края. Цель таких исследований ‑ не только дать ученикам дополнительные сведения, но и вызвать у них стремление к самостоятельным выводам. А организация самостоятельной творческой деятельности и реализация полученных знаний содействует эффективному решению учебно-воспитательных задач. Так ребятами был найден материал о замечательной поэтессе Самарской области Диане Кан, проживающей в Новокуйбышевске. Заинтересовавшись её поэзией, дети захотели как можно больше узнать о поэтессе. Так начались первые шаги в исследовании «Художественные особенности лирики Дианы Кан». Экспертами-литературоведами Самары и Москвы отмечены также достоинства исследовательских работ моих учеников о художественных особенностях поэзии А.В.Ширяевца и Л.М.Голодяевской, бывшей малолетней узнице фашистских концлагерей; о «Знакомых незнакомцах» В.Н.Бондаренко, Регины Лациновой о судьбе главного героя первого романа о становлении крепости Самара «Степан Бердыш» В.И.Плотникова; о «Строках, опалённых войной» И.Г.Булкина и многих других. А нефтегорский поэт В.В.Шумейко сам нашёл нас, прочитав работы учеников-лауреатов городского литературоведческого конкурса в сборнике «Писатели Самарского края», и попросил написать отзыв о его поэзии. Так родились ещё одно исследование, страницы интернет-проекта «Самара творческая» и … союз единомышленников.

Конечно, больших открытий на уроках или занятиях кружка, или факультатива не сделаешь. Но желание ребят исследовать те или иные проблемы, решать посильные и интересные им задачи помогает нам, педагогам, воспитать в детях грамотного и вдумчивого читателя. Жажда исследования обращает школьников к научным источникам, справочникам, требует самостоятельности в подборе и анализе разнообразных материалов. Таким образом, создаются благоприятные условия для формирования познавательной активности личности.

Главное заключается в том, что на поставленные вопросы ученик отвечает сам, осуществляя основные этапы исследования:

  • наблюдение и изучение фактов;
  • выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию;
  • выдвижение гипотез;
  •  установление связей изучаемого явления с другими;
  •  формирование решения;
  •  проверка; определение значения полученных знаний, их возможного и необходимого применения.

Школьники учатся планировать свою учебную деятельность, оценивать, корректировать её.

Такая форма обучения позволяет одарённым детям, продолжая учиться вместе с одноклассниками, качественно углублять свои знания, выявлять свои ресурсы в области, соответствующей содержанию своей одарённости.

Вся учебная работа на занятиях организуется так, чтобы школьники осознавали, что они учатся сами, а учитель лишь помогает им в этом. Главная цель заключается в развитии познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Приложение

Литература

  1. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Холодная М.А. и др. Рабочая концепция одарённости. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. – 234 с.
  2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Веренбум, 2001. – 48 с.
  3. Матюшкин А.М. Концепция творческой одарённости – Вопросы психологии. –1980,№6. – 29-33 с.
  4. Степанов М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильной школе: учебно-методическое пособие для учителей. – СПб.: КАРО, 2005. – 92 с.