Образы и сюжеты Священного Писания в цикле И.С. Баха "Хорошо темперированный клавир" (Рождество Христово)

Разделы: Музыка


Аннотация.

Методическая разработка интегрированного занятия по теме “Образы и сюжеты Священного Писания в цикле И.С. Баха “Хорошо темперированный клавир” (Рождество Христово)”. В данной работе рассматривается возможность раскрытия сакрального содержания двух прелюдий и фуг – С-dur и В-dur (I том), И.С.Баха, которые изучаются в учреждениях дополнительного образования детей (ДШИ, ДМШ) в рамках учебной образовательной программы “Музыкальная литература” и в образовательных учреждениях на уроках музыки и МХК.

Согласно заключениям исследователей творчества И. С. Баха, основанным на анализе стиля композитора и расшифровке значения мотивов-символов, устойчивых мелодических оборотов, повторяющиеся почти во всех его произведениях, “цикл ХТК представляет собой музыкально-этическое толкованием образности и сюжетики христианской мифологии”. В содержании ХТК были установлены такие сюжетно-смысловые циклы как Ветхий Завет, Рождество Христово, Деяния Христа, Страдальческий цикл, Пасхальный цикл, Догматический цикл. Предлагаемые к рассмотрению прелюдии и фуги относятся к циклу “Рождество Христово” С-dur(I том), – “Благовещение” и В-dur (I том) – “Поклонение пастухов”.

Глубокий сакральный смысл этого баховского шедевра не получил широкого распространения. Авторы учебников и учебных пособий до сих пор придерживаются светской трактовки его содержания, поэтому авторами данной разработки был обобщен и адаптирован материал исследований В.Б. Носиной “Символика музыки И.С. Баха” и Е. Терегулова “Забытые правила”, с целью знакомства педагогов и учащихся с этими произведениями в данном ракурсе. Более того, музыкальный материал дополнен иллюстративным сопровождением икон и работ художников эпохи Возрождения.

Данная методическая разработка занятия предназначена для преподавателей музыкальной литературы ДМШ, ДШИ, учителей музыки и МХК. Она также может быть полезна и классным руководителям при проведении классных часов, направленных на раскрытие смысла этого великого события и приобщения детей к мировой духовной культуре.

При проведении мероприятия с детьми, не имеющими музыкального образования, нотный анализ не проводится.

Рекомендуется проводить данное занятие с детьми 12–15 лет.

Продолжительность: два занятия по 45 минут.

Тема занятия:

Образы и сюжеты Священного Писания в цикле И.С. Баха “Хорошо темперированный клавир” (Рождество Христово).

Цель занятия: Приобщение детей к миру духовной культуры через раскрытие сакрального содержания произведений И. С. Баха (цикл “Хорошо темперированный клавир”)

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить обучающихся с прелюдиями и фугами С-dur и B-dur (I том) “Хорошо темперированного клавира” И.С.Баха;
  • Расширить степень информированности обучающихся в области искусства.

Развивающие:

  • Способствовать формированию необходимых умений и навыков в области музыки и искусства;
  • Развивать способности операционной подсистемы, связанные с прослушиванием музыкальных произведений;
  • Развить интерес к прослушиванию классической музыки.

Воспитательные:

  • Сформировать у обучающихся систему мотиваций в области музыки;
  • Приобщить обучающихся к культуре общения, через изучение классической музыки и произведения искусств;

Методическое и материально-техническое обеспечение.

Материалы и оборудование:

  • компьютер;
  • слайдовая презентация;
  • музыкальные записи прелюдий и фуг С-dur и B-dur (I том) “Хорошо темперированный клавир” И.С.Баха;
  • фортепиано;
  • нотный текст прелюдий и фуг С-dur и B-dur (I том) “Хорошо темперированный клавир” И.С.Баха.

Методы ведения занятия:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • прослушивание;
  • слуховой анализ;
  • анализ нотного текста;
  • визуальный;
  • мультимедийный.

Содержание занятия.

Ход занятия

До начала занятия в качестве музыкального фона звучит запись прелюдии C-dur в исполнении трио Жака Лусье (Приложение 1 можно получить у автора статьи).

I. Объявить тему и цель занятия.

II. Основная часть занятия.

Педагог знакомит с Религиозно-философским содержанием цикла И.С. Баха “Хорошо темперированный клавир”.

На экране видеоизображение И.С.Баха, клавесин (Приложение 2, Приложение 3).

Цикл прелюдий и фуг “Хорошо темперированный клавир” И. С. Баха относится к числу бессмертных шедевров музыкальной классики и занимает в ней особое место – по масштабу решенных композитором новаторских задач и глубине содержания созданных им художественных образов – это гениальное творение не имеет себе аналогов.

Создавая прелюдии и фуги I части (1722 год), охватывающих все 24 мажорных и минорных тональностях, многие из которых не были в употреблении в то время, И. С. Бах ставил перед собой важную цель – открыть для музыкантов, преимущества нового темперированного строя и утвердить его в музыкальной практике. Об этом свидетельствует развернутое заглавие цикла, данное на титульном листе автографа I тома: “Хорошо темперированный клавир, или Прелюдии и фуги во всех тонах и полутонах, касающихся как терций минорных, или Ре, Ми, Фа. Для пользы и употребления жадного до учения музыкального юношества, как и для особого времяпрепровождения тех, кто уже преуспел в этом учении, составлено и изготовлено Иоганном Себастьяном Бахом – в настоящее время великокняжеским Ангальт-Кетенским капельмейстером и директором камерной музыки. В году 1722”

Изображение титульной страницы сборника (Приложение 4).

К написанию II тома (1744 год) композитор приступил спустя 20 лет, когда проблема темперации и “хорошо темперированного инструмента была уже решена”. Будучи уже зрелым музыкантом, автором почти трехсот кантат, французских и английских сюит, инвенций и других сочинений, он обратился к переработке уже готовых, созданных в разное время прелюдии и фуги, собрав их в единый цикл и придав им завершенность.

Но “Хорошо темперированный клавир” – это не только первый яркий опыт художественного применения нового строя и баховская “энциклопедия” полифонического письма, но произведение, несущее глубокий сакральный смысл, закодированный в звуках. Будучи глубоко верующим человеком и профессионально связанным с церковью, И. С. Бах, по свидетельству исследователей его творчества, обладая обширными познаниями в богословии и богослужении. Используя язык музыкальной символики, он наполнил содержание произведения музыкальными образами, воплощающими некоторые образы и сюжеты Священного Писания. Восхищаясь красотой баховской музыки, многие из великих музыкантов интуитивно ощущали присутствие Евангельской тематики в “Клавире хорошего строя”. Так, Л. Бетховен, изучавший это произведение с детства, называл его “музыкальной библией”. По признанию Р. Шумана, находившего в тяжелые минуты жизненных сомнений и невзгод “спасения у Баха”, произведение оказывает морально-укрепляющее влияние на человека в целом. “Хорошо темперированный клавир должен стать твоим хлебом насущным”, – такое наставление давал композитор в “Жизненных правилах для музыкантов”. А. Г. Рубинштейн, благоговевший перед гением Баха, говорил, что “Wolhtemperiertes Klavier” должен сделаться евангелием для каждого серьезного и стремящегося к высшему идеалу художника…”. Но наиболее глубокое прочтение, конкретизация и научное обоснование евангельской трактовки содержания музыкальных образов цикла принадлежит русскому музыковеду Б. Л. Яворскому (1877–1942), изучавшему творчество И. С. Баха на протяжении всей жизни.

На основании анализа произведений эпохи барокко, музыкального языка того времени, проведения общекультурных художественных аналогий, а также выявления мотивных связей мелодических оборотов, лежащих в основе прелюдий и фуг цикла с мелодиями протестантских хоралов и другими произведениями И.С. Баха, Б.Л. Яворский расшифровал язык музыкальных символов композитора – характерных повторяющихся мелодических структур с закрепленными устойчивыми семантическими значения. Постижение сакрального смысла большей части этих мотивов-символов, присутствующих во всех сочинениях композитора, привело Б.Л. Яворского к разработке собственного метода, позволяющего прочтение музыкального текста инструментальных произведений И.С. Баха как связного повествования, несущего глубокое религиозное содержание и созданию концепции “Хорошо темперированного клавира” как обобщенного музыкального толкования образов и событий Священного Писания. В содержании 2-х томов ХТК ученым были установлены внутренние сюжетно-смысловые циклы: Ветхий Завет, Рождество Христово, Деяния Христа. Страдальческий цикл, Пасхальный цикл, Догматический цикл.

Педагог: А сейчас мы с вами познакомимся с содержанием прелюдии и фуги С-dur из I тома ХТК.

Звучит Прелюдия С-dur (Приложение 6, часть 1).

После прослушивания педагог задает вопросы детям о характере музыки и ее содержании:

– Какая это музыка по характеру?

– Как вы думаете, о чем рассказывает она?

Ответы детей.

Педагог: Основой содержания этого произведения является Рождество Христово – одно из самых великих и поворотных событий в истории человечества, от которого оно стало вести отсчет новой эры,

Евангелие говорит о Рождестве Христовом как о событии величественном и значительном, которое было предсказано еще древними пророками. Как известно, Архангел Гавриил, был послан Деве Марии, чтобы сообщить ей благую весть, что у нее родится Сын. (Евангелие от Луки (гл. 1 ст. 26–38). О рождении самой Девы Марии (Богоматери) также было возвещено архангелом Гавриилом ее родителям, Иоакиму и Анне, страдавшим от бесплодия. Согласно обету родители Богоматери посвятили 3-х летнюю девочку в Иерусалимский храм для богослужения. Одетую в белое, со свечой в руках, ее встретил первосвященник Захария. В течение 10 лет она неотлучно находилась при храме и ткала завесу из пурпура катапетасму. По достижении совершеннолетия, Марии был избран опекун – “обручник” – благочестивый человек по имени Иосиф, по профессии плотник. А шестой месяц Бог послал к Деве Марии архангела Гавриила.

– Радуйся, благодатная! Благословенна ты меду женами.

Смутилась Мария и не знала, что отвечать.

– Родиться у тебя сын, и назовешь его Иисус. Будет он велик, и звать его станут Сыном Всевышнего.

– Да ведь я еще не замужем! – удивилась Мария.

– Дух Святой найдет на тебя, – ответил ангел, – потому и родиться Сын божий.

– Пусть будет так, как ты говоришь, – молвила Мария.

По одной из версий это событие произошло в Иерусалимском храме у колодца, куда Мария отправилась за водой, поэтому все эти события нашли отражение в изображении сюжета Благовещения в иконописи и живописи различных художников.

Демонстрация слайд-шоу, составленное из работ художников Джовании да Фьезоле (Фра Беато Анджелико), Ботичелли, Рафаэля, Веласкеса, К. Кривелли, Эль Греко, Рогира ван дер Вейдена, Р. Кампена. (Приложение 7).

По замечанию Б. Л. Яворского, звучание этой прелюдии передает “ангельский свет, чистоту и надежду”.

Педагог раздает нотный текст прелюдии С-dur для музыкального анализа произведения (Приложение 11, часть 1).

Педагог: В прелюдии отражено образное восприятие: “земля, небо, эфир, колебания крыльев ангелов в эфире”. Лютнеобразная фактура, отсылающая слушателя к живописным изображениям ангелов с лютнями в руках, выписана композитором дифференцированно: бас – средний голос – арпеджированные фигурации, что соответствует 3-м уровням: земля – человек – небо. Слушать и исполнять эту фактуру надо также дифференцирование, окрашивая каждый фактурный пласт своим тембром. В качестве дирижера выступает средний голос, задающий основную ритмическую пульсацию шестнадцатыми. Речитатив в конце прелюдии может быть истолкован как “слово”, “весть”.

Педагог: Познакомившись с прелюдией перейдем к прослушиванию фуги.

Педагог раздает нотный текст фуги С– dur для музыкального анализа произведения (Приложение 11, часть 2).

Звучит фуга С-dur (Приложение 6, часть 2).

По Б. Л. Яворскому, теме фуги соответствуют слова Евангелия: “Се, раба Господня; да будет Мне по слову Твоему”; (Ев. от Луки, гл. 1, стих 38). В основу темы положена строфа хорала (“Что Господь делает, то во благо”) и его третья строфа, “Он мой Господь, который в нужде моей”.

Многочисленные аналогии темы фуги, встречающиеся в других произведениях композитора, дали основание музыковедам для понимания ее содержания. Начальный постепенно восходящий мотив из 4-х звуков является символом постижения воли Господней. В теме содержится интервал восходящей ч.4, который издавна используется в музыке для выражения бодрости, устойчивости, надежной опоры. Например, в хоралах и кантатах на мотивы с интервалом кварты часто приходятся ключевые слова, говорящие о стойкости в вере. В “Хорошо темперированном клавире” квартовые интонации, встречающиеся в прелюдиях и фугах, посвященных догмату Святой Троицы (тональность Еs-dur, имеющая в ключе три бемоля, семантически ассоциировалась со священным понятием триединства – Троицы), также выражают стойкость и истовость веры.

Нисходящий мотив из трех групп по четыре шестнадцатых соответствует в христианской числовой символике таинству Евхаристии – святого Причастия (444)11. Как известно, в христианстве существовала традиция числовой символики: священные имена, понятия и слова имели свои числовые выражения (по соответствию букв алфавита их порядковому числу – А-1, В -2 и т. д.). В 1-м послании апостола Павла к коринфянам (гл.10, ст.16) содержится священное выражении “плоть и кровь”, соответствующее таинству Евхаристии. Эта традиция распространилась и на музыку, Так, нисходящий мотив групп по четыре шестнадцатых образует число 444 и является музыкальным символом этого важнейшего таинства. Поэтому становится возможным конкретизировать содержание темы фуги С-dur: постижение воли Господней, непоколебимая вера, приобщение Святых тайн (Причастие). Заключающее фугу восхождение (фигура аnabasis) соответствует словам Евангелия: “И отошел от Нее Ангел”.

Педагог объявляет тему второй части занятия: Прелюдия и фуга В-dur, I том – “Поклонение пастухов”.

Для музыкального анализа педагог раздает детям нотный текст прелюдии В-dur (Приложение 12, часть1).

Звучит Прелюдия В-dur (Приложение 8, часть 1).

Педагог: Основой содержания прелюдии и фуги служит эпизод из Евангелия от Луки, рассказывающий о Рождестве Христовом (гл. 2, ст. 815 – к прелюдии, ст. 15–20 к фуге).

“В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям; ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях”. “И внезапно вместе с Ангелом явилось многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение”.

Просмотр слайд-шоу “Рождество” (Приложение 9 можно получить у автора статьи).

Рассказ педагога звучит на фоне слайдов.

Педагог: Сюжет Рождества Христова, пришествия в мир богочеловека, один из самых распространенных в мировом искусстве. Художники отображали это великое событие в мозаиках, фресках, иконах, гравюрах, резьбе, чеканке, литье. При всем многообразии изображений существует общая основа отражения этого знаменательного события. На иконах и картинах изображается пещера, хлев, где в яслях лежит младенец Иисус Христос; вол и осел. Богоматерь покоится на ложе алого цвета. В небе над хлевом, где произошло Рождество, – Вифлеемская звезда, указывающая путь трем волхвам, мудрецам, пришедшим с Востока, чтобы поклониться Христу. В правом углу картины помещался хор поющих ангелов, держащих в руках ленту с надписью “Слава в вышних Богу”. В нижней части композиции представляют пастухов, пришедших первыми поклониться Спасителю, фигуру сидящего Иосифа, своей позой выражающего сомнение (неспособность осознать произошедшее чудо) и старца во власянице, олицетворяющего неверие в факт непорочного зачатия Девой Марией Богомладенца). Иногда композиция “Рождества Христова” может совмещаться с иконографией “Прославление Богоматери”, “Избиения младенцев”, “Бегства в Египет”.

Для музыкального анализа педагог раздает детям нотный текст фуги В-dur (Приложение 12, часть2).

Разбор произведения сопровождается демонстраций на инструменте.

Педагог: Подобно многим живописным изображениям, прелюдия и фуга В-dur “повествуют” об этом великом событии с той разницей, что в музыке возможно отображение процессуальности происходящего во времени и пространстве, например, полет ангелов вниз и вверх – с неба на землю и обратно. Этот звуковой образ, по замечанию Яворского, лежит в основе прелюдии.

Прелюдия состоит из двух частей. I часть прелюдии изображает “игру, хор и полеты ангелов, наполняющих пространство небесной музыкой. В начале прелюдии композитор использует скрипичный прием аккордовой игры на 3-х струнах, несущий изобразительное начало – “полеты ангелов с неба на землю. Такие плавные спуски и подъемы есть в хоральных прелюдиях, повествующих об аналогичных событиях. В низком регистре, отображающем приближение ангелов к земле, в басу проходит хроматизированная линия, соответсвующая словам “и убоялись страхом великим”. Первая часть прелюдии заканчивается разложенным нонаккордом с большим скачком на басовом “ре”, что изображает разверзание небес (фигура pasus duriusculus)

II часть прелюдии – прославление Бога; звучит хорал “Слава в вышних Богу и на земле мир”: Латинский текст вполне подходит под хоральный мотив, даже ударение на слове “Deо” делается как при пени в церкви. Яворский сравнивал эту часть прелюдии с хоральной прелюдией (“В сладостном ликовании”). В 4-м такте от конца (т. 17) звучит символ искупления, данный в обращении. Этот символ крестных страданий несет смысл свершившейся через страдание жертвы во искупление грехов человеческих и указывает на главное еще “не действующее” лицо этой прелюдии – Иисуса Христа, пришедшего в мир, что бы своей крестной мукой принести спасение людям. Кульминация прелюдии приходится на 17–18 такты, затем наступает спад – “Ангелы отошли от них на небо”.

Звучит фуга В-dur (Приложение 8, часть 2).

Педагог: Фуга В-dur продолжает повествование прелюдии: “Когда ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось. О чем возвестил нам Господь. И поспешивши пришли, и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидевши же рассказали о том, что было возвещено о младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем”

I часть состоит из 4-х интонации – риторических жестов приветствия: “символ приветствия – поклон – приветственный жест рукой наверх – снова поклон”, отображая поклонение пастухов. Вторая часть темы, славословие пастухов, передается при помощи изобразительного приема, имитирующего игру на волынке. Второе противосложение передает возгласы несколько удивленной радости. В фуге множество удвоений в терцию и сексту – символов довольства и радостного созерцания. Фуга заканчивается неполным проведением темы с погружением звукового плана в низкий регистр, что может соответствовать удалению пастухов “…и возвратились пастухи, славя и хваля Бога.

III. Заключительная часть:

Подведение итогов.

Педагог: Удивительная, прекрасная, вечная музыка И.С.Баха, наполняющая наши сердца любовью, радостью, добротой. Любого слушателя она не оставляет равнодушным, хотя каждый чувствует и понимает ее по-своему. Сегодня на примере прелюдий и фуг C-dur и B-dur из I тома ХТК, мы узнали о глубоком, сакральном содержании воплощенных в них художественных образах, которое было закодировано композитором при помощи музыкальной символики. Обращаясь к музыкальному анализу нотного текста и оперируя расшифрованными мотивами-символами, мы узнали, что И. С. Бах воплотил сюжеты и образы Священного Писания, а так же познакомились с картинами известных художников на библейские темы.

Просмотр слайд-шоу икон “Благовещенье на фоне прелюдии С-dur (Приложение 10).

Методические рекомендации при подготовке к проведению мероприятия на данную тему.

  1. При проведении мероприятия с детьми, не имеющих музыкального образования возможен более упрощенный вариант подачи материала, не применяя метод музыкального анализа через работу с нотным текстом.
  2. Возможно дополнение музыкального материала рассказом об используемых произведениях изобразительного искусства.
  3. При проведении классных часов педагогу желательно оформление учебной аудитории, способствующее созданию праздничной приподнятой атмосферы Великого праздника Рождества Христова.

Литература:

  1. Аполлон. Терминологический словарь под общ. ред. А. М. Кантора. М., ЭЛЛИС ЛАК, 1997.
  2. Библия. М., 2001.
  3. Библейские легенды. М., Детская литература, 1991.
  4. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.1 М., Музыка, 1985
  5. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., ACADEMIA, 1999.
  6. Internet– ресурсы:
    http://mages.yandex.ru/;
    http://ciassic. chubrik. ru/
  7. Носина В. Б. Символика музыки И. С. Баха. Тамбов, 1993.
  8. Музыкальный энциклопедический словарь под общ. ред. В. Г. Келдыша. М., Советская энциклопедия. 1990.
  9. Терегулов Е. Забытые правила. М., “Композитор”, 1993.