Цели урока:
- Продолжить ознакомление с баснями Эзопа и баснями И. А. Крылова;
- Формировать умение находить мораль в произведениях;
- Развивать внимание, память, воспитывать интерес к чтению.
Подготовка к уроку: учащимся предлагается найти и прочитать басни И. А. Крылова (кроме изучаемых на уроках чтения), узнать больше о жизни баснописца; подготовить выразительное чтение или выучить наизусть одну из басен, которая больше всего понравилась, найти в ней мораль, подготовить иллюстрации.
Ход урока
I. Организационный момент.
Готовность к уроку.
II. Речевая разминка. (Слайд 2, Презентация)
Осип орет, Архип не отстает.
Кто кого переорет?
Осип охрип. Архип осип.
- Прочитайте медленно. К какому жанру относится эта фраза? (Скороговорка.)
- Прочитаем орфографически (как пишем).
- Прочитаем орфоэпически (как произносим).
- Прочитайте с ускорением.
Вопрос: Что высмеивает народ этой скороговоркой?
III.Выставка рисунков учащихся к басням И.А. Крылова. (Слайд 3–5)
Вопрос: К каким произведениям подготовлены иллюстрации?
IV. Учащиеся рассказывают об И.А.Крылове. (Приложение)
Сообщения учащихся:
1. Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он научился в семье.
2. Когда Ивану Крылову было десять лет, умер его отец. После него ничего не осталось: ни денег, ни других ценных вещей, только сундучок с книгами.
3. И. А. Крылов с детства мечтал стать литератором. Он много читал. Ему удалось выучить французский язык, а позже – итальянский и греческий.
4. Первые басни Крылова в печати появились в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: “Нави Волырк” Но если прочитать это имя справа налево (задом наперед), сразу можно все понять.
5. Иван Андреевич Крылов прожил долгую жизнь, он умер на 76 году и написал более 200 басен.
6. Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались.
7. Почему? Потому что в этих баснях всем есть уроки: и ученому, и неученому, и военному, и купцу, и бедному, и богатому – все они тут видят себя как в зеркале. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их личиною скрываются люди со своими характерами и делами.
V. Проверка домашнего задания.
Учащиеся читают басни:
1. “Мартышка и очки”. (Слайд 6)
2. “Зеркало и Обезьяна”. (Слайд 7)
2. Ролевое чтение наизусть – “Зеркало и Обезьяна”. (Слайд 8)
3. “Обезьяна”. (Слайд 9)
Учитель: Что такое басня? (Ответы учащихся.)
Учитель: Басня – небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы узнаем людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.
VI. Изучение новой темы.
Учитель: Обратите внимание на портрет и прочитайте. (Слайд 10; Приложение 1)
Эзоп-баснописец, величайший благодетель (слайд) человечества, по доле своей был раб, а по роду своему – фригиец из самой Фригии. С виду он был уродом: для работы негож, брюхо вспученное, голова что котел, курносый, грязный, кожа темная, увечный, косноязычный, руки короткие, на спине горб, губы толстые – такое чудовище, что и встретиться страшно. А еще того хуже – был он немой и совсем не мог разговаривать.
Учитель: А знаете ли вы что? (Слайд 11)
Учитель: Прочитаем басню, которую написал не сказочный персонаж, а реальный Эзоп.
VII. Чтение басни Эзопа “Ворон и лисица”. (Приложение 2)
Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: “Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать”.
Какого испытания не выдержал ворон? Лисица в этой басне хитрая или мудрая? Какой вывод (мораль) можно сформулировать в конце? Эта басня осуждает неразумного неумного человека.
Беседа:
1. Какого испытания не выдержал Ворон?
2. Лисица хитрая или мудрая?
3. Какой вывод (мораль) можно сформулировать в конце? Ответ: Эта басня осуждает неразумного, неумного человека.
VIII. Физкультминутка.
IX. Знакомство с басней И.А. Крылова “Ворона и Лисица”. (Слайд 12)
Учитель: Слушаем и смотрим! (Приложение 3 – Просмотр Басни И.А. Крылова в жанре sand animation.)
Учитель: Кому понравилась басня?
X. Работа над словарем. (Слайд 13)
Лесть – лицемерное, угодливое восхваление.
Льстец – льстивый человек.
Гнусный – вызывающий отвращение, омерзительный; Взгромоздиться – взобраться с усилием на что– то высокое.
Пленил – привлек внимание, привели в восторг.
Вещуньина – принадлежащая вещунье.
Вещунья – несущая весть, известие, предсказательница.
Зоб – у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается пища.
XI. Чтение басни учащимися “Ворона и Лисица”. (Приложение 4)
Беседа:
1. Каждому приятно слышать о себе хорошие слова. Почему И.А. Крылов сказал, что лесть – вредна? Ответ: Лисица хвалила ворону обманчиво.
2. Почему Лиса выбрана на роль льстеца? Ответ: В сказках лисица хитрая, коварная, ловкая.
3. А почему слушательницей выбрана ворона? Ответ: В народе говорят: “Ты почему глупый, как ворона?”
XII. Выборочное чтение.
1. Какими словами автор характеризует Лисицу? (Слайд 14)
[…]Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так сладко, чуть дыша[…]
2. С какими ласковыми словами Лисица обращается к Вороне? (Слайд 14)
[…]“Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И верно ангельский быть должен голосок!
3. Как автор передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы? (Слайд 14)
[…]Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло,—
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
XIII. Выразительное чтение басни по ролям.
XIV. Обобщение и выводы.
Обобщение:
1. Соответствуют ли льстивые слова намерениям Лисицы?
2. Почему эта история случилась с Вороной?
3. Почему Лисице удалось достичь своей цели?
4. Как баснописец относится к Вороне и Лисице?
Вывод:
Сравним басни Эзопа и Крылова. В чем сходство и различия?
Ответ учащихся: басню Крылова можно читать по ролям, а басню Эзопа невозможно.
Вопрос:
Какая басня понравилась больше и почему?
А в басне Крылова присутствует мораль? Где она?
XV. Проверь себя.
Самостоятельная работа по карточке “По страницам басен Крылова”. (Приложение 5)
XVI. Домашнее задание.
Выучить наизусть басню “Ворона и Лисица”. По желанию найти и прочитать басни И.А. Крылова “Ворона” и “Лисица”.
XVII. Итог. Рефлексия.
Какой момент на уроке вам понравился?