Литературное чтение «Басни: Эзоп "Ворон и Лисица", И.А. Крылов "Ворона и Лисица"»

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Продолжить ознакомление с баснями Эзопа и баснями И. А. Крылова;
  2. Формировать умение находить мораль в произведениях;
  3. Развивать внимание, память, воспитывать интерес к чтению.

Подготовка к уроку: учащимся предлагается найти и прочитать басни И. А. Крылова (кроме изучаемых на уроках чтения), узнать больше о жизни баснописца; подготовить выразительное чтение или выучить наизусть одну из басен, которая больше всего понравилась, найти в ней мораль, подготовить иллюстрации.

Ход урока

I. Организационный момент.

Готовность к уроку.

II. Речевая разминка. (Слайд 2, Презентация)

Осип орет, Архип не отстает.
Кто кого переорет?
Осип охрип. Архип осип.

  1. Прочитайте медленно. К какому жанру относится эта фраза? (Скороговорка.)
  2. Прочитаем орфографически (как пишем).
  3. Прочитаем орфоэпически (как произносим).
  4. Прочитайте с ускорением.

Вопрос: Что высмеивает народ этой скороговоркой?

III.Выставка рисунков учащихся к басням И.А. Крылова. (Слайд 3–5)

Вопрос: К каким произведениям подготовлены иллюстрации?

IV. Учащиеся рассказывают об И.А.Крылове. (Приложение)

Сообщения учащихся:

1. Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он научился в семье.

2. Когда Ивану Крылову было десять лет, умер его отец. После него ничего не осталось: ни денег, ни других ценных вещей, только сундучок с книгами.

3. И. А. Крылов с детства мечтал стать литератором. Он много читал. Ему удалось выучить французский язык, а позже – итальянский и греческий.

4. Первые басни Крылова в печати появились в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: “Нави Волырк” Но если прочитать это имя справа налево (задом наперед), сразу можно все понять.

5. Иван Андреевич Крылов прожил долгую жизнь, он умер на 76 году и написал более 200 басен.

6. Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались.

7. Почему? Потому что в этих баснях всем есть уроки: и ученому, и неученому, и военному, и купцу, и бедному, и богатому – все они тут видят себя как в зеркале. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их личиною скрываются люди со своими характерами и делами.

V. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают басни:

1. “Мартышка и очки”. (Слайд 6)

2. “Зеркало и Обезьяна”. (Слайд 7)

2. Ролевое чтение наизусть – “Зеркало и Обезьяна”. (Слайд 8)

3. “Обезьяна”. (Слайд 9)

Учитель: Что такое басня? (Ответы учащихся.)

Учитель: Басня – небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы узнаем людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

VI. Изучение новой темы.

Учитель: Обратите внимание на портрет и прочитайте. (Слайд 10; Приложение 1)

Эзоп-баснописец, величайший благодетель (слайд) человечества, по доле своей был раб, а по роду своему – фригиец из самой Фригии. С виду он был уродом: для работы негож, брюхо вспученное, голова что котел, курносый, грязный, кожа темная, увечный, косноязычный, руки короткие, на спине горб, губы толстые – такое чудовище, что и встретиться страшно. А еще того хуже – был он немой и совсем не мог разговаривать.

Учитель: А знаете ли вы что? (Слайд 11)

Учитель: Прочитаем басню, которую написал не сказочный персонаж, а реальный Эзоп.

VII. Чтение басни Эзопа “Ворон и лисица”. (Приложение 2)

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: “Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать”.

Какого испытания не выдержал ворон? Лисица в этой басне хитрая или мудрая? Какой вывод (мораль) можно сформулировать в конце? Эта басня осуждает неразумного неумного человека.

Беседа:

1. Какого испытания не выдержал Ворон?

2. Лисица хитрая или мудрая?

3. Какой вывод (мораль) можно сформулировать в конце? Ответ: Эта басня осуждает неразумного, неумного человека.

VIII. Физкультминутка.

IX. Знакомство с басней И.А. Крылова “Ворона и Лисица”. (Слайд 12)

Учитель: Слушаем и смотрим! (Приложение 3 – Просмотр Басни И.А. Крылова в жанре sand animation.)

Учитель: Кому понравилась басня?

X. Работа над словарем. (Слайд 13)

Лесть – лицемерное, угодливое восхваление.

Льстец – льстивый человек.

Гнусный – вызывающий отвращение, омерзительный; Взгромоздиться – взобраться с усилием на что– то высокое.

Пленил – привлек внимание, привели в восторг.

Вещуньина – принадлежащая вещунье.

Вещунья – несущая весть, известие, предсказательница.

Зоб – у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается пища.

XI. Чтение басни учащимися “Ворона и Лисица”. (Приложение 4)

Беседа:

1. Каждому приятно слышать о себе хорошие слова. Почему И.А. Крылов сказал, что лесть – вредна? Ответ: Лисица хвалила ворону обманчиво.

2. Почему Лиса выбрана на роль льстеца? Ответ: В сказках лисица хитрая, коварная, ловкая.

3. А почему слушательницей выбрана ворона? Ответ: В народе говорят: “Ты почему глупый, как ворона?”

XII. Выборочное чтение.

1. Какими словами автор характеризует Лисицу? (Слайд 14)

[…]Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так сладко, чуть дыша[…]

2. С какими ласковыми словами Лисица обращается к Вороне? (Слайд 14)

[…]“Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И верно ангельский быть должен голосок!

3. Как автор передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы? (Слайд 14)

[…]Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло,—
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

XIII. Выразительное чтение басни по ролям.

XIV. Обобщение и выводы.

Обобщение:

1. Соответствуют ли льстивые слова намерениям Лисицы?

2. Почему эта история случилась с Вороной?

3. Почему Лисице удалось достичь своей цели?

4. Как баснописец относится к Вороне и Лисице?

Вывод:

Сравним басни Эзопа и Крылова. В чем сходство и различия?

Ответ учащихся: басню Крылова можно читать по ролям, а басню Эзопа невозможно.

Вопрос:

Какая басня понравилась больше и почему?

А в басне Крылова присутствует мораль? Где она?

XV. Проверь себя.

Самостоятельная работа по карточке “По страницам басен Крылова”. (Приложение 5)

XVI. Домашнее задание.

Выучить наизусть басню “Ворона и Лисица”. По желанию найти и прочитать басни И.А. Крылова “Ворона” и “Лисица”.

XVII. Итог. Рефлексия.

Какой момент на уроке вам понравился?