Внешнее строение, среда и места обитания пресмыкающися

Разделы: Биология


Цель урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме “ Класс пресмыкающиеся”.

Задачи:

  • Образовательные: обеспечить формирование понятия взаимосвязи внешнего строения и образа жизни от среды обитания животных; установить признаки более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными. Сформировать знания о многообразии современных пресмыкающихся и отличительных признаков отрядов. Показать многообразие древних пресмыкающихся и причины их вымирания, раскрыть происхождение пресмыкающихся; показать многообразие современных пресмыкающихся, определить значение пресмыкающихся в природе, жизни человека и необходимости их охраны.
  • Развивающие: развитие познавательного интереса, навыков работы с учебником и дополнительной литературой, умений сравнивать, выделять главное и делать обобщающие выводы. Продолжение работы по формированию умения применять теоретические знания для объяснения поведения животных.
  • Воспитательные: воспитание самостоятельности и инициативы у учащихся, необходимости охраны животных; формирование навыков общения и совместной коллективной деятельности.

Тип урока: урок-мозаика.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: таблица “Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся”, схема "Отрядов Пресмыкающихся", дидактический материал, набор открыток “Рептилии”, книги с рассказами о пресмыкающихся, влажные препараты ящерицы, змеи.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка знаний учащихся.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление изученного.
  5. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Вступительное слово учителя.

– Ребята, сегодня мы с вами поговорим о пресмыкающихся.

Знаете ли вы, что…

  • Змея не слышит музыки и других звуков.
  • Сытая змея не нападает.
  • Бросок змеи длится 0,4 секунды, бросок мангуста – 0,35 секунды.
  • В городе Порт-Элизабет на юге Африки жила ядовитая песчаная змея с двумя головами. Чтобы головы не ссорились, смотрители питомника кормили лягушками одновременно обе головы. Но однажды утром смотрители обнаружили, что одна змеиная голова проглотила другую.
  • Ящерица – сцинковый геккон, благодаря имеющимся “щеточкам” на пальцах ног, может ползать не только вертикальному стеклу, но и по потолку.
  • Зеленая (суповая) черепаха получила свое название из-за зеленого жира под верхней крышкой панциря. Из нее готовят знаменитый черепаховый суп.

II. Проверка знаний учащихся.

Учитель: Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте проверим, что вы знаете о земноводных.

Индивидуальный опрос:

Тестирование.

Класс земноводные, или амфибии.

1. Выберите правильное утверждение:

  1. Амфибии обитают исключительно на суше.
  2. Предками земноводных были двоякодышащие рыбы.
  3. Стегацифалы – это древние амфибии.
  4. Поверхность кожи земноводных покрыта слизью.
  5. Скелет земноводных в связи с переходом к наземному образу жизни имеет более сложное строение, чем у рыб.
  6. Передний мозг земноводных больших размеров по сравнению с рыбами.
  7. У амфибий исключительно легочное дыхание.
  8. Земноводные – всеядные животные.
  9. У амфибий ярко выражен половой диморфизм.
  10. Земноводные приносят пользу, уничтожая сельскохозяйственных вредителей.

2. Вставьте пропущенное слово.

Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.

А. В течение жизни у земноводных можно наблюдать метаморфозы –

Это превращение из … стадии во … особью.

Б. Некоторые хвостатые земноводные – …, ведут исключительно водный образ жизни.

В. Класс земноводных объединяется в три отряда: …, …, …

Г. Тело земноводных разделено на: …, …, …, а также имеются …

Д. Мышечная система у земноводных, по сравнению с рыбами … и … организована … конечностей.

Е. Глаза у земноводных защищены …, имеется … перепонка.

Ж. Орган слуха состоит из …, …, …

З. Ноздри у амфибий служат для восприятия … и …

И. Наличие у личинок земноводных боковой линии свидетельствует об их … с …

К. Сердце у земноводных – …

Л. Земноводные помимо легочного имеют … дыхание.

М. По способу питания все земноводные – …

Н. Проталкиванию пищи в пищевод помогают … …

О. Половой диморфизм у земноводных выражен …

П. Земноводные откладывают яйца в …

Р. Кровообращение земноводных имеет … (один, два, три) …: … и …

С. Конечности земноводных приспособлены к передвижению по … и …

Найдите соответствие.

3. Напишите какие кости, обозначенные буквами, относятся к I – передним конечностям, II – задним конечностям.

А. Малая берцовая.
Б. Плечо.
В. Плюсна.
Г. Большая берцовая.
Д. Предплечье.
Е. Кисть.
Ж. Предплюсна.
З. Бедро.

4. Напишите, к каким системам относятся органы:

Системы органов:

I. Дыхательная.
II. Кровеносная.
III. Пищеварительная.
IV. Мочеполовая.

Органы:

А. Легкие.
Б. Желудочек.
В. Предсердие.
Г. Пищевод.
Д. Желудок.
Е. Кишка.
Ж. Печень.
З. Желчный пузырь.
И. Почки.
К. Поджелудочная железа.
Л. Семенник.
М. Яичник.
Н. Мочеточник.
О. Мочевой пузырь.
П. Вена.
Р. Артерия.

5. Перечисленные стадии развития земноводных поставьте в нужной последовательности.

А. Головастик.
Б. Икра.
В. Яйцеклетка.
Г. Зародыш.
Д. Личинка с наружными жабрами.
Е. Личинка с передними конечностями.
Ж. Личинка с задними конечностями.
З. Выход на сушу.
И. Рассасывание хвоста.

6. Найдите соответствие между отрядом земноводных и его представителем.

I. Бесхвостые земноводные.
II. Хвостатые земноводные.
III. Безногие земноводные.

А. Жаба.
Б. Жерлянка.
В. Протей.
Г. Червяга.
Д. Квакша.
Е. Тритон.
Ж. Амбистома.
З. Чесночница.
И. Саламандра.
К. Аксолотль.

Выберите правильный ответ.

7. Земноводные дышат:

А. Легкими.
Б. Жабрами.
В. Кожей и жабрами.
Г. Легкими и кожей.

8. Земноводные обитают:

А. В морях и на суше.
Б. В пресных водоемах и на суше.
В. Только в водоемах.
Г. Только на суше.

9. Взрослые особи земноводных дышат:

А. Легкими.
Б. Жабрами.
В. Легкими и кожей.
Г. Жабрами и кожей.

10. Сердце земноводных:

А. Утолщенный сосуд.
Б. Двухкамерное.
В. Трехкамерное.
Г. Четырехкамерное.

11. Желудочек относятся к:

А. Пищеварительной системе.
Б. Дыхательной системе.
В. Кровеносной системе.
Г. Выделительной системе.

12. Мозжечок отвечает за:

А. Координацию движений животного.
Б. Восприятие внешней среды.
В. Согласованную работу всех внутренних органов.
Г. Инстинкт размножения.

Учитель: Мы познакомились с первыми наземными животными – земноводными. Однако, сумев освоить сушу, земноводные все же не порвали до конца связь с водой.

Одна группа учащихся работает по карточкам “Класс земноводные”, вспоминая особенности животных, которые помогают им жить в воде и на суше. Остальные учащиеся отвечают на домашние творческие задания, которые должны были приготовить. (Приложение.)

Учитель подводит итог рассказа ребят о земноводных и обращает их внимание к стенду “Эволюция позвоночных животных”.

И мы вновь поднимаемся на ступеньку выше. Что это значит?

Ответы ребят, постановка ими задач урока, и определение темы урока. Знакомство с новой группой животных, которые имеют выше уровень развития.

Записывают тему урока в тетради.

Эпиграф урока: (записан на доске)

Но, кто говорит, что рептилии – уроды,
Он должен, наверное, себе уяснить:
Законы свои у суровой природы
И главная цель у животных – чтоб жить.

Но разве рептилии повинны в том, что многие из них волочат брюхо по земле?

III. Изучение нового материала.

Формирование новых понятий.

Учитель: К пресмыкающимся относят 4 отряда, но самый многочисленный отряд чешуйчатые, куда относятся ящерицы, змеи, хамелеоны, агамы, гекконы. Нам предстоит знакомство с новой группой животных, которые имеют выше уровень организации.

Вопрос учащимся: Как это доказать? Что мы должны знать?

Предположительный ответ: Знать особенности внешнего и внутреннего строения, образа жизни, приспособленность к среде обитания,…

Учитель: Вот изучением этих особенностей вы и должны заняться.

Изучение проводится в форме самостоятельной работы по группам.

Каждой группе ребят (4–5 человек), дается задание на карточке с указанием животного, рисунки, открытки, влажные препараты, книги. Работая с текстом учебника и дополнительным материалом (который у учащихся на столах), необходимо выписать особенности животных в таблицу, которая была заполнена учащимися на прошлом уроке лишь наполовину (класс Земноводные. Лягушка.) Заполняем третью графу таблицы.

Таблица. Сравнение признаков пресмыкающихся и земноводных:

Конечности.
Покровы тела.
Дыхание.
Размножение.
Органы чувств.
Среда обитания.

Ребята в группах обсуждают ответы и заполняют в таблице третью графу 1-я группа – выбирает особенности ящериц, 2-я группа – змей, 3-я группа – хамелеонов…

(Если групп учащихся больше, можно дать одинаковые задания двум группам или добавить других животных.) Затем заслушиваются ответы учащихся каждой группы (1 ученик отвечает, другие могут дополнять). В это время все ученики класса отмечают одинаковые признаки пресмыкающихся в 4 графе таблицы и отвечают на вопрос: Что общего у змей, ящериц, хамелеонов?

Предположительный ответ: сухая кожа, покрытая роговыми чешуйками, дышит легкими, при размножении откладывают яйца, развиты органы чувств, конечности широко расставлены по бокам тела или отсутствуют.

Далее учащиеся отвечают на следующие вопросы:

В связи с чем возникли такие приспособления у животных?

Чем отличаются пресмыкающиеся от земноводных?

Почему пресмыкающихся считают более высокоорганизованными животными?

Учитель: Давайте пополним банк данных об этих животных, работая с учебником. Изучим раздел “Общая характеристика пресмыкающихся”

Ученики работают в парах, обсуждают особенности общей характеристики, (более сложное строение головного мозга, кровеносной системы; непостоянная температура тела…).

Учитель: Но разве рептилии повинны в том что, многие из них волочат брюхо по земле?

Ответы учащихся. Рассуждения. Вывод: Не могут же сразу быть все приспособления к среде совершенны. Формирование их идет постепенно. А ведь это первые по-настоящему наземные позвоночные животные, которые потеряли обязательную связь с водой.

Учитель. А теперь, ребята, давайте поиграем!

Подготовка к игре: класс разбивается на группы по 4-5 человек в каждой. Двое учащихся выбираются в эксперты и счетную комиссию. Их задача – следить за ходом игры, фиксировать результат.

Перед началом игры проводится разминка. Каждой команде задается по одному вопросу. Правда ли, то у пресмыкающихся шейных позвонков всего 2: Атлант и эпистрофей. Это единственные позвонки шейного отдела? (Нет, шейных позвонков 8.) Правда ли, что у змей все ребра прикрепляются к грудине, образуя грудную клетку? (Нет, большая часть ребер располагается свободно.)

Правда ли, что у крокодилов в желудочке сердца нет перегородки? (Нет, в желудочке перегородка полная.)

Правда ли, что слюнные железы выделяют секрет, смачивающий пищу, но не расщепляющий ее? (Да, это правда.)

Правда ли, что хамелеоны относятся к отряду клювоголовые? (Нет, они относятся к отряду чешуйчатые, п/о хамелеоны.) А теперь давайте поиграем. Класс делится на группы.

Ход игры.

Группа проводит самооценку, оценивая каждого члена группы, его активность и вклад в работу.

1. Строение внешнее и внутреннее.

10 баллов – Назовите основные особенности кожного покрова пресмыкающихся. (Кожа сухая, без желез, покрыта роговыми чешуями. Характерна линька.) Показывается фрагмент фильма “Королевская кобра”, демонстрирующий процесс линьки змеи.

20 баллов – Объясните, почему гадюки, обитающие вблизи полярного круга, преимущественно черного цвета, а на юге – светлоокрашенные.(Черный цвет поглощает тепло, темноокрашенные рептилии быстрее нагреваются.)

30 баллов -Благодаря каким особенностям строения змеи могут заглатывать целиком достаточно крупную добычу?(Зубы направлены внутрь, растяжимые связки нижней челюсти, ребра располагаются свободно и стенки тела растяжимы). Показывается фрагмент фильма “Королевская кобра”, демонстрирующий питание змеи.

40 баллов – Что такое “якобсонов орган”, его строение и функции. (Это извитая и слепо заканчивающаяся полость, отходящая от крыши рта. Служит для восприятия запахов пищи, уже находящейся во рту. Ящерицы также ощупывают предметы при помощи выдвигаемого языка, который затем втягивают в ротовую полость, перенося при этом мельчайшие частицы предметов в рот, где их запахи воспринимаются якобсоновым органом.)

50 баллов – Если вы схватите ящерицу за хвост, то часть хвоста останется у вас в руках, а ящерица убежит. Какая особенность в строении скелета позволяет ящерице отбросить хвост? Каково биологическое значение этого явления? (Часть позвонков хвостового отдела не окостеневает, остается хрящевыми. Отбрасывание хвоста – защитное приспособление. Оторванный хвост продолжает извиваться, отвлекая внимание врага, а ящерица убегает.)

2. Особенности образа жизни.

10 баллов – Какая ящерица может плавать в океанских водах? (Игуана, обитатель Галапагосских островов.)

20 баллов – В жаркий летний день пресмыкающиеся пустынь, например ящерицы, взбираются на гребни барханов или залезают на кусты. Зачем они это делают? (Чтобы спастись от перегрева.)

30 баллов – Большинство рептилий впадают в зимнюю спячку. А у среднеазиатской черепахи наблюдается летняя спячка. Объясните, с чем связано это явление. (В летнюю жару высыхает растительность, черепахи лишаются корма, поэтому впадают в спячку, чтобы пережить неблагоприятное время года.)

40 баллов – Некоторые виды современных черепах ведут водный образ жизни. Известно, что их предки были типичными наземными животными. Приведите доказательства того, что эти черепахи вторично приспособились в процессе эволюции к водному образу жизни. (Легочное дыхание, размножение – откладка яиц на суше.) Показывается фрагмент фильма “Сезон дождей”, демонстрирующий откладку яиц крокодилами.

50 баллов – Большинство змей – обитатели суши, однако известно около 50 видов морских змей. Какие приспособления помогают им обитать в водной стихии? (Хвост сплющен с боков, наподобие весла. Ноздри находятся сверху головы. При погружении носовые полости закрываются кожными клапанами.)

3. Отличия пресмыкающихся и земноводных.

10 баллов – Ящерицы в отличие от большинства земноводных могут жить на суше вдали от водоемов. Почему? (Этому способствуют сухая кожа, покрытая чешуями, дыхание атмосферным воздухом.)

20 баллов – Большинство рептилий умеренных широт – дневные животные, а многие земноводные активны в сумеречное и ночное время. Почему суточная активность пресмыкающихся отличается от суточной активности земноводных? (Кожа земноводных гладкая, влажная, покрыта слизью, обеспечивает кожное дыхание. Многие двукрылые – пища земноводных – активны в ночное время. Кожа пресмыкающихся покрыта роговыми чешуями, легкие развиты лучше, чем у земноводных.)

30 баллов – В чем заключаются отличия в процессе размножения земноводных и пресмыкающихся? (У пресмыкающихся – внутреннее оплодотворение, развитие прямое, яйца покрыты оболочками, снабжены желтком.)

40 баллов – У пресмыкающихся, в отличие от земноводных, сильнее развиты передний мозг и мозжечок. В связи с этим какие жизненные функции сильнее проявляются у пресмыкающихся? (Хорошее развитие органов чувств, координация сложных двигательных реакций.)

50 баллов – Назовите признаки отличия и сходства в строении систем кровообращения земноводных и пресмыкающихся. (Сердце трехкамерное, перегородка в желудочке у пресмыкающихся, хотя и неполная у большинства, от желудочка отходят три артериальных ствола, а не один, как у земноводных.)

4. Процессы жизнедеятельности.

10 баллов – Морские черепахи ежегодно или раз в два – три года выбираются на сушу, повинуясь инстинкту. Какому? (Инстинкту размножения.)

20 баллов – Ящерица такырная круглоголовка – обитатель пустынь и полупустынь, и приспособлена к условиям существования в жарком климате. Однако, если привязать ее к колышку и оставить так всего лишь на один день, она погибнет. В чем причина ее гибели? (Перегрев.)

30 баллов – К змее приблизили обернутую черной бумагой холодную электрическую лампочку. Она не обращала на нее никакого внимания, но стоило лампочку включить и начать двигать ею, как змея молниеносно бросилась на нее. Как объяснить это явление? (Змея реагирует на тепловое излучение лампочки и ее передвижение.)

40 баллов – Холодным осенним днем из Вьетнама в адрес Российского зооцентра прибыл живой груз – 24 удава. Специалист – зоолог без опаски осматривал каждое животное. Таможенники решили, что зоолог загипнотизировал змей, так как животные вели себя спокойно. Исправьте ошибку таможенников и дайте правильное объяснение поведения удавов. (Малая активность удавов связана с низкой температурой окружающей среды, поскольку от нее зависит температура тела змей.)

50 баллов – Самец гремучей змеи вторгается во владения другого самца, чтобы оспорить его право на самку и жизненное пространство. Укус был бы самым быстрым и эффективным способом избавиться от соперника, но змеи применяют силовую борьбу, пока одному не удается пригнуть голову второго к земле. Победитель позволяет побежденному спастись бегством. Объясните поведение змей. (Многие змеи чувствительны к действию собственного яда и свою добычу поедают после того, как разложится яд, проникший в тело жертвы. Уничтожение самцов – соперников привело бы уничтожению или сокращению численности вида. Самка остается с более сильным самцом, что ведет к появлению более жизнестойкого потомства.) По теме "Пресмыкающиеся".

III. Оглашение результатов.

Эксперты подсчитывают баллы, называют команду, набравшую большее количество баллов.

Оглашение результатов.

Эксперты подсчитывают баллы, называют команду, набравшую большее количество баллов.

IV. Закрепление знаний по теме урока.

На карточках на каждом столе (или на доске) записаны утверждения.

Задание: Выберите правильные утверждения. Ответы (цифры) запишите в тетради.

Рептилии имеют сухую кожу с роговыми чешуйками.

Рептилии дышат через кожу.

Пресмыкающиеся – позвоночные холоднокровные животные.

У рептилий легочное дыхание.

Пресмыкающиеся размножаются только в воде.

У рептилий внутреннее оплодотворение.

Пресмыкающиеся размножаются вне воды – на суше.

При движении рептилии пресмыкаются – касаются телом земли.

Размножаются путем откладывания яиц.

Внешнее строение рептилий плохо приспособлено к жизни на суше.

Ящерицы и змеи относятся к отряду Чешуйчатые.

Правильные ответы учитель записывает на доске. Самоконтроль. Дети ставят себе оценку.

“5” – все ответы верны.

“4”– если одна ошибка

“3” – если две ошибки.

Учитель подводит итог урока.

V. Домашнее задание.

Выучить новую терминологию, изучить с. 196–201, составить кроссворд.