В настоящее время интенсивно происходит модернизация образования. Новые нормативные требования к определению структуры, условий реализации общеобразовательной программы дошкольного образования оказывают непосредственное влияние на работу с педагогическими кадрами, призванными реализовать воспитательно-образовательный процесс в изменяющихся условиях. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "Образование для всех, образование через всю жизнь».
Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Именно от воспитателей в значительной мере зависит, насколько те новации, которые вносятся в содержание, организацию и технологии воспитательно-образовательного процесса будут осознаны и внедрены в практику работы с детьми, включены в повседневную деятельность дошкольных групп. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Проблема повышения мастерства педагога отличается исключительной сложностью и многоплановостью. Это обусловлено специфическими особенностями его профессиональной деятельности, сложностью объектов педагогического воздействия и разнообразием условий их преобразования. Кроме того, поиск путей совершенствования труда педагога часто ведётся без надёжных ориентиров, необходимых научных знаний о сущности педагогического творчества, о его социально-педагогических функциях, принципах организации. Одна из причин этого – низкий уровень культуры профессионального самообразования педагога. Постоянное самосовершенствование, важнейший аспект труда каждого педагога. «Учитель живёт, пока учится, учитель учится, пока живёт» – эта давняя истина отнюдь не утратила своего значения».
Эффективность работы образовательного учреждения напрямую зависит от уровня профессиональной культуры работающих в нём педагогов, от умения руководителя создать условия, обеспечивающие гармоничное развитие каждого сотрудника. Для этого с одной стороны необходимо постоянное повышение профессионального самообразования педагога, а с другой – постоянное самосовершенствование управленческой культуры руководителя, являющейся гарантом создания благоприятных условий для творческой работы коллектива. Идея непрерывного образования и самообразования для современного педагога является актуальной. Личная инициатива, творчество, самостоятельность всегда присущи деятельности хорошего воспитателя. Однако многие воспитатели, понимая смысл и назначение профессионального педагогического самообразования, самосовершенствования, не владеют методикой этой деятельности или не испытывают в ней потребности. Это и обусловило актуальность темы. Корней Чуковский писал: «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».
Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога. Как процесс овладения знаниями оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Обратимся к определению понятий «самовоспитание» и «самообразование». В научной литературе существует свыше десятка определений данных терминов.
Самообразование – это образование, приобретаемое в процессе самостоятельной работы, без систематического курса обучения в образовательном учреждении (Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей образовательных учреждений. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 1998. – 544)
Самовоспитание – это процесс намеренного изменения, возведения человеком себя самого на более высокую ступень физического, духовно – нравственного, социального и творческого развития. (Г.К. Селевко). Под самовоспитанием и самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком деятельность, которая:
- осуществляется добровольно (то ест по доброй воле самого человека);
- управляется самим человеком;
- необходима для совершенствования каких – либо качеств человека, и сам человек это осознаёт.
В европейской культуре есть понятие «сам себя сделавший», то есть человек, своими усилиями поднявший себя на высшие уровни развития. Самовоспитание и самообразование и есть управляемое личностью саморазвитие. Но саморазвитие – это процесс объективный, не зависящий от разума и воли человека, самообразование и самовоспитание – это процесс изменения человеком самого себя под влиянием собственного сознания и воли. Самовоспитание и самообразование являются высшей формой саморазвития.
Самообразование рассматривалось учёными-педагогами Е.Н.Волковым, С.Т.Шацким, М.М.Рубинштейном, В.А.Сластёниным, Г.М.Коджаспировой, Т.П.Колодяжной и другими. Результаты многочисленных исследований доказывают, что ни учебники, ни учебные средства не оказывают такого влияния на ученика, как личность и мастерство педагога.
Важной стороной управленческой культуры руководителя образовательного учреждения является выбор форм и методов воздействия на педагогический коллектив, обеспечивающие высокую активность педагогов. В этом случае и приходит на помощь специально организованная в ДОУ система методической работы, выступающая необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности педагогической деятельности, создания в детском саду определенной инновационной среды.
Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы педагогов по совершенствованию научно-методической подготовки при условии принципов индивидуализации и дифференциации. Организация методической работы на дифференцированной основе обусловлена рядом объективных и субъективных предпосылок. Прежде всего, необходимостью учета жизненных и профессиональных установок, ценностных ориентаций, опыта и уровня профессионализма воспитателей. Необходим также учет особенностей мотивации педагогов в работе по совершенствованию научно-методической подготовки, т.е. выявление мотивов, оценок, отношения к своему профессиональному росту.
Управление методической работой в ДОУ может протекать эффективно, если ее задачи, содержание, организационные основы четко и ясно представляют себе не только заведующий ДОУ и методист, но и все педагоги.
Задачи методической работы в ДОУ можно сформулировать следующим образом:
- формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки;
- повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки педагогов;
- организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в образовательных государственных стандартах;
- обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания;
- организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов;
- оказание научно-методической помощи воспитателям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе (начинающим педагогам; воспитателям, испытывающим определенные затруднения в педагогической работе; педагогам, имеющим разный педагогический стаж; педагогам, не имеющим педагогического образования, и др.;
- оказание консультативной помощи педагогам в организации педагогического самообразования;
- повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры.
Практика инноваций требует перевода методической работы в её новое состояние – инновационную методическую работу. Инновационная методическая работа – это часть профессионально-педагогической деятельности, ориентированной на создание или освоение новых (инновационных) способов профессионально-педагогической деятельности. Трактуя инновационную методическую работу как часть профессионально-педагогической, управленческой деятельности, следует опираться на следующие её отличительные особенности (В.П. Дуброва, Е.П. Милашевич):
- обеспечение работы учреждения в режиме развития;
- отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие ребёнка дошкольного возраста, его самораскрытие.
- обеспечение информированности педагогов об инновационных фактах и явлениях и организации их экспертизы;
- обеспечение дополнительных образовательных услуг в плане развёртывания содержания дошкольного образования по направлениям инновационной деятельности;
- обеспечение непрерывности инновационной поисковой, исследовательской деятельности педагогов;
- обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов к каждому педагогу в зависимости от его профессиональной компетентности;
- оснащение педагогов способами профессионально-педагогической деятельности, обеспечивающими эффективное воздействие на личностное развитие ребёнка.
Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс ДОУ.
Признаки, характеризующие процесс самообразования:
- осознаёт свой образ жизни, свои достоинства и недостатки, имеет адекватную самооценку;
- требователен к себе, недоволен собой, стремится стать лучше, осознаёт необходимость самообразования;
- умеет самостоятельно ставить перед собой определённые цели и задачи;
- имеет идеалы;
- имеет определённую программу или план достижения поставленных перед собой целей и задач;
- знает методику самообразования, средства и способы над собой, владеет ими;
- конкретно действует в одном или несколько направлениях своего развития;
- имеет результаты в самообразовании.
Выделяют две формы самообразования педагогов
- индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня;
- коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе ДОУ.
Обучение начинается с формирования мотивации на самообразование. Среди мотивов формирования мотивации профессионального самосовершенствования можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.
При организации обучения учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие методисту отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения (например, 1 группа – это педагоги, требующие усиленного внимания, 2 группа – педагоги со сложившейся системой работы, 3 группа – педагоги, работающие творчески, в инновационном режиме).
Участие воспитателей в методической, инновационной деятельности способствует, в конечном итоге, формированию личной педагогической системы, индивидуального стиля педагогической деятельности. Методическая работа в ДОУ позволяет разрешать проблемы по отношению к конкретной личности педагога, его профессиональному росту, способствует утверждению педагогических ценностей, важных как для педагогического коллектива детского сада, так и для педагогического сообщества в целом, воспитанников и педагогов.
Методическая работа должна быть максимально гибкой, способствовать развитию творчества, инициативы, повышать качество образовательного процесса.
К наиболее эффективным формам и методам относятся: участие педагогов в методических объединениях (Республики, города), организация и проведение теоретических и научно-практических конференций, педагогические фестивали (в рамках проведения фестиваля можно организовывать просмотр открытых занятий, воспитательных мероприятий, обсуждение передового педагогического опыта и рекомендации по его использованию), наставничество, создание методических центров, кабинетов, моделирование и анализ методических ситуаций (данный метод является одним из наиболее эффективных в педагогическом процессе, он помогает найти обоснованное решение возникающим проблемам, благодаря множеству вариантов их решения, предложенных педагогами в ходе работы по их анализу), педагогические клубы, семинары-практикумы, деловые игры, конкурсы, разнообразные выставки (пособий, дидактических материалов, продуктов детского творчества), отчеты по самообразованию, творческие группы, «Школа мастерства».
С.Г. Молчанов выделяет следующие формы методической работы:
- репродуктивные (практикумы, научно-практические семинары, педагогические мастерские, семинары-практикумы, тренинги).
- репродуктивно-эвристические (педагогические чтения, научно-практические конференции),
- эвристические (проблемные и проблемно-проектные семинары, организационно-деятельностные игры),
- эвристико-продуктивные (фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, конкурсы методических разработок),
- продуктивные (научные конференции, теоретические семинары, научные стажировки, участие в работе временных научно-исследовательских коллективов, временных творческих групп).
Наиболее эффективными в условиях инновационной деятельности являются эвристико-продуктивные и продуктивные формы методической работы.
Для того чтобы сделать правильный выбор для своего конкретного коллектива структуры, содержания, форм и методов методической работы необходимо помнить, что он определяется:
- целями и задачами, поставленными перед ДОУ;
- количественным и качественным составом данного коллектива;
- качественным анализом результатов диагностического изучения личности и деятельности педагогов;
- содержанием методической работы и уровнем развития её основных направлений;
- сравнительной эффективностью форм и методов работы;
- особенностями образовательного процесса;
- материальными, морально-психологическими условиями в коллективе;
- реальными возможностями руководителей;
- передовым опытом и научными рекомендациями по организации методической работы.
Одна из особенностей работы с коллективом – уйти от опеки, предоставить право каждому решать основные вопросы, связанные с его профессиональной деятельностью.
Руководителю дошкольного образовательного учреждения необходимо так организовывать работу, чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью. Самообразование — это первая ступенька к совершенствованию профессионального мастерства.
Результативность
Результатом методической работы в ДОУ должно явиться становление индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог овладеет умением осуществлять проблемный анализ (видеть не только свои достижения, но и недостатки в своей работе) и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.
Алгоритм деятельности педагога по самообразованию
Этапы | Содержание работы воспитателя | Содержание работы зам. зав. по В и МР | Форма представления результатов |
I. Диагностический Первый год работы над темой. |
Формирование потребности в самообразовании,
самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях,
постановка целей и задач. Анализ затруднений.
Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. |
Педагогическая диагностика и всесторонний анализ
деятельности педагога. Выявление желания педагога работать над той или иной проблемой: индивидуальные беседы, анкетирование. |
Собеседование с руководителем, заместителем заведующей по В и МР, руководителем творч. группы |
II. Прогностический Первый год работы над темой |
Планирование работы по самообразованию. Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. |
Консультирование и методические рекомендации по
разработке темы:
|
Выступление на заседании творческой группы |
III.
Практический Второй год работы над темой |
Выборочное изучение, анализ и самооценка
результатов.Внедрение передового педагогического опыта; системы мер,
направленных на решение проблемы.
Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. Корректировка работы. |
Создание условий для работы воспитателя по
самообразованию:
|
Открытые занятия, выступления на заседании творческой группы. |
IV. Обобщающий Третий год работы над темой |
Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми). Подведение итогов. | Оценка работы педагога по самообразованию при посещении занятий и других форм воспитательно-образовательного процесса, изучение практических материалов. | Выступления на заседании методического совета, на заседании педагогического совета. |
V. Внедренческий В ходе дальнейшей педагогической деятельности |
1. Использование опыта самим педагогом в процессе
дальнейшей работы.
2. Распространение опыта. |
Привлечение к проведению консультации; выступлению
на заседании совета педагогов; проведению открытого просмотра. Помощь в оформлении результатов самообразования:
|
Реферат, индивидуальный творческий проект и др. |
План работы по самообразованию
Воспитатель ____________________________ группы ________________________
Тема: __________________________________________________________________
Цель, задачи: ___________________________________________________________
Литература:
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) |
Выводы: |