Цель урока:
- Закрепить умение применять теорему Пифагора при решении задач;
- Развивать логическое мышление;
- Воспитание культуры математической речи, уважительного отношения к мнению окружающих.
Тип урока: урок обобщения и закрепления изученного материала.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку (рабочих тетрадей, учебников, письменных принадлежностей).
2. Основная часть урока.
2.1 Математический диктант
Слайд 1. Закончите предложение.– Сторона прямоугольного треугольника, прилежащая к прямому углу, называется…
– Один из углов прямоугольного треугольника, прилежащий к гипотенузе, равен 30.
Чему равен второй угол, прилежащий к гипотенузе?...
– В треугольнике АВС угол А – прямой. Чем является в этом треугольнике отрезок
ВС, катетом или гипотенузой?...
– Квадрат гипотенузы в прямоугольном треугольнике равен …
– В прямоугольном треугольнике катет, лежащий напротив угла в 30 равен…
2.2 Решение задач по готовым чертежам.
Слайд 2–3. Найти неизвестную сторону треугольника.
- Слайд 4 . Определить , какой треугольник является прямоугольным:
1) 13 м; 5 м; 12 м;
2) 0,6 дм; 0,8 дм; 1,2 дм.
3) 3см; 4см; 5см.
2.3 Решение задач.
- Слайд 5. Задача на нахождение периметра ромба с использованием теоремы Пифагора.
Дано: ABCD – ромб,
АС = 12 см, BD = 16 см.
Найти: PABCD
Решение.
АО=ОС =6см, ВО=ОД=8см. АОВ – прямоугольный, тогда
S = (6•8):2=24 (см2 ), а площадь всего ромба S= 24•4=96см2 .
Ответ. 96см2.
- Слайд 6. Задача на нахождения площади трапеции.
Дано: АВСД – прямоуг. трапеция
АД = 22см; ВС = 6см.
СД = 20см
Найти: S – ?
Решение.
Из СОД находим СО2 = СД2 –ОД2 , ОД = АД – ВС =22-6 =16, тогда СО2 = 400-256 =144. Получаем , что СО = 12.
S = (6 +22) : 2 • 12 =168 (см2 )
Ответ 168 см2.
3. Тестирование с взаимоконтролем.
Учащимся предлагается тест с выбором верного ответа (Приложение 1). Фамилию и ответы учащиеся записывают на самих тестах. Выполнив тестирование, ребята попарно обмениваются работами, проверяют их и по проверочной таблице (Слайд 7) выставляют оценки.
4.Самостоятельная работа. (Приложение2)
5. Итог урока.
6. Домашнее задание. Слайд 8. № 490, 491(а) (для желающих № 524 – вывод формулы Герона).
7. Рефлексия. Слайд 9.