Урок окружающего мира на тему "Глобус и карта". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Задачи:

  • Познакомить учащихся с отличительными особенностями глобуса и карты, путем систематизации имеющихся знаний;
  • Формировать умение работать с картой;
  • Развивать информационную грамотность учащихся, познавательные процессы;
  • Расширить кругозор учащихся;
  • Воспитывать любознательность, взаимопомощь, взаимовыручку.

Оборудование:

  • Глобус;
  • Карта полушарий;
  • Атласы;
  • Развертка глобуса (разрезанный мяч – заранее);
  • Презентация к уроку;
  • Задания для работы в группах и парах;
  • «Гора успехов» + фигурки девочек и мальчиков.

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой

Учитель:

Прозвенел звонок веселый.
Вы начать урок готовы?

Дети: Да!

Учитель:

Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!

– Сегодня на уроке мы попробуем вместе подняться на «Гору успехов», а помогут нам в пути знания, сообразительность, любознательность и, конечно, дружба.

2. Актуализация знаний

– Ребята, вы любите играть? Назовите любимые игры. Я предлагаю вам игру «Морской бой» (правила игры).

Самое главное – правильно называть адрес клетки. (Игровое поле: горизонталь – буквы, вертикаль – цифры, адрес – место пересечения буквы и цифры).

Дети называют адрес, отвечают на вопросы, открывается клетка на игровом поле.

Вопросы:

  1. Какую форму имеет Земля? (Форму шара)
  2. Назовите предметы похожие по форме на Землю. (Апельсин, мяч и другие)
  3. Как называется уменьшенная модель Земли? (Глобус)
  4. Что такое план? (Изображение на плоскости небольшого участка Земли)
  5. Что такое карта? (Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости)
  6. Что такое масштаб? (Условная мера, показывающая, во сколько раз расстояние на местности уменьшается при изображении их на карте)
  7. Где на плане и карте находится север? (вверху)
  8. Что значит читать карту? (Значит? понимать ее условные знаки)
  9. Чем карта отличается от плана? (План – небольшой участок земли, карта – вся земная поверхность).

Итог игры: Ребята, во время игры мы вспомнили географические термины, которые помогут нам расширить знания о глобусе и карте.

3. Определение темы и цели урока

– Тема нашего урока: Глобус и карта. Сегодня мы узнаем новое о глобусе и карте, вместе составим таблицу их отличий.

4. Работа над новым материалом

А сейчас закройте глаза и представьте, что мы идем в поход.

– Что мы возьмем с собой? (Ответы детей.)

– Будем брать глобус? Почему?

– Конечно, нет. Хотя достоверную картину Земли может дать только глобус, но его неудобно носить с собой.

– А вы знаете, кто изобрел первый глобус?

– А что нам поможет ориентироваться на местности? (Карта.)

Учением о способах изображения Земли, отдельных стран и местностей на плоскости занимается картография.

А как называют ученого, составляющего карты? (Картограф.)

Я предлагаю побыть картографами и подумать, как глобус превратить в карту? (Ответы детей.)

Могут быть 2 варианта обобщения: 1) сравниваем ответы детей; 2) поможет нам учебник стр.85

– Что такое параллель? (Окружность, условно проведенная параллельно экватору.)

– Что такое меридиан? (Условные линии одинаковой длины, идущие по поверхности от одного полюса до другого.)

Именно апельсин помог прославиться фламандскому картографу Герарду Меркатору, когда он представил земной шар в виде апельсина и вспомнил, как мы его чистим.

А я взяла мяч.(показываю, он разрезан).

Потом дольки апельсина он разложил на листе бумаги так, как они покрывали его. Помогите мне разложить мяч на доске.

– Что-то не так? Почему у вас не получается?

Вывод: мяч выпуклый, а доска плоская.

А чтобы получилась карта, то изображение пришлось растянуть, то есть немного исказить. Следовательно, и географические объекты в этом месте искажены.

Но параллели и меридианы на карте всегда покажут, какому месту на глобусе соответствует место на карте.

Древнейшая из известных нам карт была начерчена на глиняной табличке, около 2250 года до нашей эры.

Посмотрите на древние карты и сравните их современной. (Сравниваем в атласе.)

Прочитайте название современной карты. (Карта полушарий висит на доске.)

Именно с ней мы продолжим работать, сравнивая ее с глобусом.

Задание: Найдите и покажите на глобусе и карте следующие географические объекты: Тихий океан, Атлантический океан, Антарктиду.

Что вы заметили? (Ответы детей.)

Обобщаю: Отдельные участки оказались «разорваны».

А сейчас продолжим работу.

1 .Что такое полюс? (Воображаемая точка на земной поверхности, через которую проходит земная ось.)

– Покажите полюс на глобусе, потом на карте.

2. Какие линии называют меридианами? (Условные линии одинаковой длины, идущие по поверхности от одного полюса до другого.)

По меридианам показывают направления север, юг. Это полудуги одинаковой длины.

Покажите меридианы на глобусе, на карте.

3. Какие линии называют параллелями? (Окружность, условно проведенная параллельно экватору.)

– Как называется самая длинная параллель? (Экватор.)

– Какова ее длина? (40000 км)

– А самая короткая? (Полюс.)

По параллелям показывают направления– запад, восток.

Покажите параллели, экватор, полюс на глобусе, на карте.

Параллели и меридианы образуют градусную сетку.(0-180-меридианы, 0-90-параллели). Именно она позволяет найти адрес любого географического объекта. Находить адреса объектов мы будем на следующем уроке.

4. А что можно сказать о масштабе на глобусе и карте?

Обобщение по составленной таблице.

Вывод: Глобус и карта дополняют друг друга.

Физкультминутка (с движениями)

Дружат птицы в вышине,
Дружат рыбы в глубине.
Дружит с морем океан.
Дружат дети разных стран.

5. Закрепление изученного материала

– А мы с вами дружные?

Вот сейчас дружба, взаимоуважение, помощь друг другу помогут нам работать в группах и в парах.

Правила работы: быть доброжелательными, уважительно относиться к мнению одноклассников. Работать дружно, тихо, чтобы не мешать другим. На работу 5–7 минут.

1 группа – склеиваем западное полушарие;
2 группа – склеиваем восточное полушарие;

Остальные работают в парах на карточках. Презентация работ в группах и парах.

– Какие знания помогли вам получить изображения полушарий? (параллели и меридианы)

Соединим полушария и получим карту.

Оценивание.

6. Обобщение

Что узнали нового на уроке?
Чем глобус отличается от карты?
Что у них общего?

7. Домашнее задание

Рабочая тетрадь с.27-28

8. Рефлексия

– Покажите себя на «Горе успехов». Какой высоты вы достигли?

Все мы разные, но когда мы вместе, то сможем преодолеть любые горы!

– Спасибо всем за активную работу!