Тип урока: интегрированный урок закрепления.
Форма урока: урок-игра “Конференция по Пермскому краю” с элементами исследовательской деятельности.
Цель урока: обобщить материал по теме “Пермский край”.
Задачи.
- Познакомить с основными национальностями Прикамья.
- Определить сходства и различия орнаментов на одежде и предметах быта у народов Пермского края: русских, коми-пермяков, татар.
- Оформить праздничную открытку по мотивам орнаментов народов Прикамья.
- Воспитывать любовь к своему родному краю.
Оборудование: презентация, карта Пермского края, национальные костюмы для участников конференции, национальные блюда (пельмени, блины, чак-чак), карандаши, открытки для рисования.
Последовательность и продолжительность этапов урока:
- Орг.момент – 2 мин.
- Сообщение темы и цели урока – 1 мин.
- Актуализация знаний учащихся – 7 мин.
- Объяснение нового материала – 27 мин.
- Подведение итогов – 3 мин.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся, планируемые ответы, действия |
Подготовка к началу
урока (30 секунд до начала урока) |
|
Учитель встречает детей у своего рабочего места, приглашая их занять свои места, которые объединены в одну группу. | Дети входят в класс. У участников конференции на груди бейджики. Все проходят на свои места, приветствуют учителя. |
Пояснение учителя к этапу
урока. Предварительное оборудование кабинета, перераспределение рабочих мест в классе, столы расположены полукругом. На экране тема конференции. Cпособствует настрою детей на урок, сосредоточенности на предполагаемом материале. |
|
I. Организационный
момент |
|
Сегодня у нас необычный урок.
Урок-конференция Конференция - как вы понимаете это слово? - К нам прибыли иностранные гости. Цель нашей конференции рассказать о Пермском крае. - Вторая часть нашей конференции практическая, где мы готовим открытку по мотивам народов Прикамья. - Так же в нашей работе примут участники из регионов Прикамья и научный сотрудник по культуре народов Прикамья |
Слайд 1 Дети дают разные ответы по определению. Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение Конференция большое собрание, совещание представителей каких-нибудь государств, организаций, групп Слайд 2 Учитель представляет гостей урока как иностранных гостей, которые хотят больше узнать о Пермском крае, затем представляет участников из региона (учащиеся класса одетые в национальные костюмы.) и научный сотрудник (учитель рисования) |
Пояснение учителя к этапу
урока. Этот этап позволит учителю сосредоточить внимание учащихся на предстоящей работе, заинтриговав их внимание, вызвав желание оказаться в условиях исследовательской деятельности, проявить свои способности в наблюдениях, формулировке их результатов. |
|
II. Актуализация
знаний, повторение ранее изученного |
|
Обращается к детям.
- Назовите страну, в которой мы живём - На каком материке она находится? - А где мы с вами живём? - Где расположен Пермский край? - Как называются горы которые протянулись с севера на юг нашего края? - Что они разделяют? - Пермский край богат лесами7 - Каких растений и животных можно встретить в лесу?
- А ещё чем богат наш край?
- Какая самая крупная река протекает на территории нашей области? - В нашем крае более тридцати тысяч рек. Самая крупная – Кама. В переводе с коми-пермяцкого языка “Кама” - большая вода. В неё впадает тысячи рек и речушек. У каждой своё имя. Например “Ва”- вода, Чусовая – большая вода, Сылва – талая вода и т.д. Каждая из рек по своему красива, но человеку обычно дорога та, с которой связаны его жизнь детство, приятные воспоминания. - Много в Прикамье прекрасных мест. Чтобы сберечь природные богатства создаются… (заповедники). - Какие заповедники есть в Пермском крае? (Вишерский и Басеги) Наш край многонациональный. В Прикамье живёт более 80-ти народов. У каждого народа свой язык, своя история и своя культура. Самый многочисленный народ – русские… На втором месте – татары… На третьем месте коми-пермяки … - Какой народ важней, большой или маленький? Наш край силён и славен не только своими природными богатствами, но и дружбой народов живущих на этой земле. Русские и коми-пермяки, татары и башкиры щедро делятся друг с другом тем, что умеют делать хорошего. |
Начинает урок учитель-логопед
обобщая знания учащихся по теме “Пермский край” (Россия).
(Евразия)
В Пермском крае. Уральские горы. Слайд 3 ?(Европу и Азию) Слайд 4
(Полезными ископаемыми – нефть, алмазы, соли, золото, каменный голь, железная руда и т.д.) Слайд 5 Слайд 6 Крупные реки: Кама, Чусовая, Вишера, Сылва Слайд 7
Хохловка, г. Усолье,
Кунгурская пещера
Слайд 8 |
Пояснение учителя к этапу
урока. На данном этапе осуществляется выявление основных понятий, которые должны быть актуализированы на уроке, посредством использования вопросов проводятся аналогии, позволяющие организовать на следующем этапе исследовательскую деятельность. |
|
|
|
Сообщение о коми-пермяцком
народе. - Коми-пермяки коренное население Прикамья. Коми-пермяками называют себя потомками тех, кто поселился когда-то в тайге в бассейне реки Иньвы. Они имеют свою территорию. Это самостоятельная часть России - Коми-Пермяцкий автономный округ. Столица округа – город Кудымкар. Одно из древних преданий гласит, что здесь жил когда-то богатырь по имени Кудым. Он построил укреплённое городище – “Кар”. Так поселение и получило название Кудымкар – городище Кудыма. Коми-пермяцкие мастерские славятся своим ткачеством и вязанием. Одежда коми-пермяков во многом походила на одежду русского народа. Одежду расшивали по вороту , на манжетах, по низу. Особенно любили украшать пояса. Люди верили что это обереги, которые защитят от злых духов, болезней. Коми-пермяки называют себя лесным народом, поэтому многие знаки орнамента изображения оленя, зубов хищных животных, головы медведя – связаны с лесом. Народ умел не только охотиться, но и пахать землю, выращивать хлеб. Многие знаки земля, засеянное поле, снопы – отражают крестьянский труд. Физминутка с использыванием коми-пермяцких слов. Сообщение о русском народе. На пермской земле первые русские люди появились очень давно. Пермские земли ХV веке присоединяются к России. В 1558 году царь Иван IV приказал своим людям Строгоновым освоить эти земли. Строгановы селили здесь русских крестьян, которые занимались соляными и рыболовными промыслами, пахали землю и выращивали хлеб, строили новые городки. Центром Строгановских земель стал Орёл – городок на Каме. За 600 лет проживания на пермской земле русские построили немало городов и посёлков, создали заводы художественные промыслы. Селились русские люди поближе к воде. Вода кормила, поила и служила дорогой. Избы ставили на севере Прикамья из ели, на юге – из сосны. У древних существовали разные способы украшать свой дом. Но не столько для того, чтобы он стал красивым, сколько из желания уберечь семью от злых духов. Люди верили, что символы в украшениях защищают. Украшали в первую очередь крышу, окна, двери, ворота, печные трубы, изображая на них солнце, животных, птиц, и растения. Сообщение о татарском и башкирском народе. Татары и башкиры населяют города Барда, Орда, Куеда. В Прикамье живёт более двухсот тысяч татар и башкир. Татары и башкиры издавна сеяли хлеб, добывали руду, разводили скот, охотились и ловили рыбу, шили одежду и обувь, строили дома. В лесных местах они строили жилища из дерева, а в безлесных – из самана (это необожженный кирпич из глины с примесью соломы). Сто с лишним лет тому назад вместо стекла вместо стекла окна затягивали бычьим пузырем. У башкир дольше ,чем у татар, сохранялась юрта – переносное жилище. Мебель заменяли нары, пуховики и подушки. Дом украшали полотенцами и коврами. Есть у татарского и башкирского народов добрые заповеди: “Украсить дом – это всё равно, что на человека надеть нарядное платье”. Любимый цвет у татар – красно синий. Полоски разных цветов чередуются между собой, образуя как будто сеточку. Такой рисунок называют “сетчатым орнаментом”. У татар есть свои праздники. В ледоход ходили с гармошкой смотреть на вскрытие реки, в марте гадали, праздновали “грачиную кашу” - прилёт грачей. Но самый любимый праздник – Сабантуй, праздник плуга. Его отмечают до сенокоса. В этот день бывают и ярмарка, и состязания борцов, и конные скачки, и народные игры. Работа над открыткой. Внутри открытки подписывают пожелания для своих мам на трех языках (русском, татарском, коми-пермяцком). |
Дальше ведет конференцию
научный сотрудник (учитель по рисованию, она
представляет первого участника) Выходит первый участник в национальном костюме и рассказывает о своем народе. (Коми-пермяки) Слайд 9 Слайд 10 - Дети рассматривают растительные и животные орнаменты, используемые этим народом. Учитель показывает, а дети повторяют: (ки - руки, чунёк - пальчики, кырым - ладошки), подобно игре “Камень, ножницы, бумага”. - Выходит второй участник конференции (в национальном костюме) и рассказывает о русском народе. Дети выделяют основной орнамент рисунка (геометрический, растительный) у русского народа – и сравнивают с коми-пермяцким. Находя общие элементы.
Выходит третий участник конференции (в национальном костюме) и рассказывает о татарском и башкирском народе.
Рассматривают орнамент используемый у этих народов и сравнивают с предыдущими
Дети внимательно рассматривают орнаменты, обсуждают материалы своих наблюдений, потом дают ответы. Описывают отличительные особенности - Учащиеся выбирают орнамент, какой бы они нарисовали на своей открытке. Давая объяснения, почему они выбрали тот или иной узор. Используя знания с урока изобразительной деятельности. - После наблюдений и совместной деятельности дети начинают выполнять работу по составлению геометрического орнамента в полосе. (У детей заготовки, полоска в клеточку, где они выполняют орнамент цветными карандашами по образцам, или придумывает свой собственный ) Затем выполненная работа в полосе приклеивается на открытку. |
Пояснение учителя к этапу
урока. На этом этапе в процессе исследовательской деятельности организованы наблюдения, стимулирована инициатива, организована детская деятельность через привлечение участников конференции с рассказами о народах Прикамья. |
|
V. Итог урока |
|
Затем всех участников
конференции угостили национальными блюдами: Участник в русском костюме: пельмени; Коми-пермяцком костюме: блины; Татарском костюме: чак-чак |
Дети высказываются о своих впечатлениях. (ребятам конференция понравилась, предложили чаще проводить такие уроки). |
Пояснение учителя к этапу
урока. Учителю необходимо внимательно наблюдать за выражением лица, высказываниями, эмоциональными проявлениями учащихся для того, чтобы сделать вывод об эффективности используемых приёмов, результативности работы для общего развития учащихся. |