Урок-игра "Конференция по Пермскому краю". Тема: "Народы Прикамья – одна семья"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Тип урока: интегрированный урок закрепления.

Форма урока: урок-игра “Конференция по Пермскому краю” с элементами исследовательской деятельности.

Цель урока: обобщить материал по теме “Пермский край”.

Задачи.

  1. Познакомить с основными национальностями Прикамья.
  2. Определить сходства и различия орнаментов на одежде и предметах быта у народов Пермского края: русских, коми-пермяков, татар.
  3. Оформить праздничную открытку по мотивам орнаментов народов Прикамья.
  4. Воспитывать любовь к своему родному краю.

Оборудование: презентация, карта Пермского края, национальные костюмы для участников конференции, национальные блюда (пельмени, блины, чак-чак), карандаши, открытки для рисования.

Последовательность и продолжительность этапов урока:

  1. Орг.момент – 2 мин.
  2. Сообщение темы и цели урока – 1 мин.
  3. Актуализация знаний учащихся – 7 мин.
  4. Объяснение нового материала – 27 мин.
  5. Подведение итогов – 3 мин.
Деятельность учителя Деятельность учащихся, планируемые ответы, действия
Подготовка к началу урока
(30 секунд до начала урока)
Учитель встречает детей у своего рабочего места, приглашая их занять свои места, которые объединены в одну группу. Дети входят в класс. У участников конференции на груди бейджики. Все проходят на свои места, приветствуют учителя.
Пояснение учителя к этапу урока.

Предварительное оборудование кабинета, перераспределение рабочих мест в классе, столы расположены полукругом. На экране тема конференции. Cпособствует настрою детей на урок, сосредоточенности на предполагаемом материале.

I. Организационный момент
(2 минуты)

Сегодня у нас необычный урок. Урок-конференция

Конференция - как вы понимаете это слово?

- К нам прибыли иностранные гости. Цель нашей конференции рассказать о Пермском крае.

- Вторая часть нашей конференции практическая, где мы готовим открытку по мотивам народов Прикамья.

- Так же в нашей работе примут участники из регионов Прикамья и научный сотрудник по культуре народов Прикамья

Слайд 1

Дети дают разные ответы по определению.

Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение

Конференция большое собрание, совещание представителей каких-нибудь государств, организаций, групп

Слайд 2

Учитель представляет гостей урока как иностранных гостей, которые хотят больше узнать о Пермском крае, затем представляет участников из региона (учащиеся класса одетые в национальные костюмы.) и научный сотрудник (учитель рисования)

Пояснение учителя к этапу урока.

Этот этап позволит учителю сосредоточить внимание учащихся на предстоящей работе, заинтриговав их внимание, вызвав желание оказаться в условиях исследовательской деятельности, проявить свои способности в наблюдениях, формулировке их результатов.

II. Актуализация знаний, повторение ранее изученного
( 15 минут)

Обращается к детям.

 

- Назовите страну, в которой мы живём

- На каком материке она находится?

- А где мы с вами живём?

- Где расположен Пермский край?

- Как называются горы которые протянулись с севера на юг нашего края?

- Что они разделяют?

- Пермский край богат лесами7

- Каких растений и животных можно встретить в лесу?

 

- А ещё чем богат наш край?

 

 

 

- Какая самая крупная река протекает на территории нашей области?

- В нашем крае более тридцати тысяч рек. Самая крупная – Кама. В переводе с коми-пермяцкого языка “Кама” - большая вода. В неё впадает тысячи рек и речушек. У каждой своё имя. Например “Ва”- вода, Чусовая – большая вода, Сылва – талая вода и т.д.

Каждая из рек по своему красива, но человеку обычно дорога та, с которой связаны его жизнь детство, приятные воспоминания.

- Много в Прикамье прекрасных мест. Чтобы сберечь природные богатства создаются… (заповедники).

- Какие заповедники есть в Пермском крае? (Вишерский и Басеги)

Наш край многонациональный.

В Прикамье живёт более 80-ти народов. У каждого народа свой язык, своя история и своя культура.

Самый многочисленный народ – русские…

На втором месте – татары…

На третьем месте коми-пермяки …

- Какой народ важней, большой или маленький?

Наш край силён и славен не только своими природными богатствами, но и дружбой народов живущих на этой земле. Русские и коми-пермяки, татары и башкиры щедро делятся друг с другом тем, что умеют делать хорошего.

Начинает урок учитель-логопед обобщая знания учащихся по теме “Пермский край”

(Россия).

 

(Евразия)

 

В Пермском крае.

Уральские горы.

Слайд 3

?(Европу и Азию)

Слайд 4

 

 

(Полезными ископаемыми – нефть, алмазы, соли, золото, каменный голь, железная руда и т.д.)

Слайд 5

Слайд 6

Крупные реки: Кама, Чусовая, Вишера, Сылва

Слайд 7

 

 

Хохловка, г. Усолье,

 

 

Кунгурская пещера

 

 

Слайд 8

Пояснение учителя к этапу урока.

На данном этапе осуществляется выявление основных понятий, которые должны быть актуализированы на уроке, посредством использования вопросов проводятся аналогии, позволяющие организовать на следующем этапе исследовательскую деятельность.

III. Выступлениеучастников конференции
(27 минут)

Сообщение о коми-пермяцком народе.

- Коми-пермяки коренное население Прикамья. Коми-пермяками называют себя потомками тех, кто поселился когда-то в тайге в бассейне реки Иньвы. Они имеют свою территорию.

Это самостоятельная часть России - Коми-Пермяцкий автономный округ. Столица округа – город Кудымкар. Одно из древних преданий гласит, что здесь жил когда-то богатырь по имени Кудым. Он построил укреплённое городище – “Кар”. Так поселение и получило название Кудымкар – городище Кудыма. Коми-пермяцкие мастерские славятся своим ткачеством и вязанием.

Одежда коми-пермяков во многом походила на одежду русского народа. Одежду расшивали по вороту , на манжетах, по низу. Особенно любили украшать пояса. Люди верили что это обереги, которые защитят от злых духов, болезней.

Коми-пермяки называют себя лесным народом, поэтому многие знаки орнамента изображения оленя, зубов хищных животных, головы медведя – связаны с лесом. Народ умел не только охотиться, но и пахать землю, выращивать хлеб. Многие знаки земля, засеянное поле, снопы – отражают крестьянский труд.

Физминутка с использыванием коми-пермяцких слов.

Сообщение о русском народе.

На пермской земле первые русские люди появились очень давно. Пермские земли ХV веке присоединяются к России. В 1558 году царь Иван IV приказал своим людям Строгоновым освоить эти земли.

Строгановы селили здесь русских крестьян, которые занимались соляными и рыболовными промыслами, пахали землю и выращивали хлеб, строили новые городки. Центром Строгановских земель стал Орёл – городок на Каме.

За 600 лет проживания на пермской земле русские построили немало городов и посёлков, создали заводы художественные промыслы.

Селились русские люди поближе к воде. Вода кормила, поила и служила дорогой. Избы ставили на севере Прикамья из ели, на юге – из сосны.

У древних существовали разные способы украшать свой дом. Но не столько для того, чтобы он стал красивым, сколько из желания уберечь семью от злых духов. Люди верили, что символы в украшениях защищают. Украшали в первую очередь крышу, окна, двери, ворота, печные трубы, изображая на них солнце, животных, птиц, и растения.

Сообщение о татарском и башкирском народе.

Татары и башкиры населяют города Барда, Орда, Куеда. В Прикамье живёт более двухсот тысяч татар и башкир. Татары и башкиры издавна сеяли хлеб, добывали руду, разводили скот, охотились и ловили рыбу, шили одежду и обувь, строили дома. В лесных местах они строили жилища из дерева, а в безлесных – из самана (это необожженный кирпич из глины с примесью соломы). Сто с лишним лет тому назад вместо стекла вместо стекла окна затягивали бычьим пузырем. У башкир дольше ,чем у татар, сохранялась юрта – переносное жилище. Мебель заменяли нары, пуховики и подушки. Дом украшали полотенцами и коврами.

Есть у татарского и башкирского народов добрые заповеди: “Украсить дом – это всё равно, что на человека надеть нарядное платье”.

Любимый цвет у татар – красно синий. Полоски разных цветов чередуются между собой, образуя как будто сеточку. Такой рисунок называют “сетчатым орнаментом”.

У татар есть свои праздники. В ледоход ходили с гармошкой смотреть на вскрытие реки, в марте гадали, праздновали “грачиную кашу” - прилёт грачей. Но самый любимый праздник – Сабантуй, праздник плуга. Его отмечают до сенокоса. В этот день бывают и ярмарка, и состязания борцов, и конные скачки, и народные игры.

Работа над открыткой.

Внутри открытки подписывают пожелания для своих мам на трех языках (русском, татарском, коми-пермяцком).

Дальше ведет конференцию научный сотрудник (учитель по рисованию, она представляет первого участника)

Выходит первый участник в национальном костюме и рассказывает о своем народе. (Коми-пермяки)

Слайд 9

Слайд 10

- Дети рассматривают растительные и животные орнаменты, используемые этим народом.

Учитель показывает, а дети повторяют:

(ки - руки,

чунёк - пальчики,

кырым - ладошки),

подобно игре “Камень, ножницы, бумага”.

- Выходит второй участник конференции (в национальном костюме) и рассказывает о русском народе.

Дети выделяют основной орнамент рисунка (геометрический, растительный) у русского народа – и сравнивают с коми-пермяцким. Находя общие элементы.

 

 

 

Выходит третий участник конференции (в национальном костюме) и рассказывает о татарском и башкирском народе.

 

 

Рассматривают орнамент используемый у этих народов и сравнивают с предыдущими

 

 

 

Дети внимательно рассматривают орнаменты, обсуждают материалы своих наблюдений, потом дают ответы. Описывают отличительные особенности

- Учащиеся выбирают орнамент, какой бы они нарисовали на своей открытке. Давая объяснения, почему они выбрали тот или иной узор. Используя знания с урока изобразительной деятельности.

- После наблюдений и совместной деятельности дети начинают выполнять работу по составлению геометрического орнамента в полосе.

(У детей заготовки, полоска в клеточку, где они выполняют орнамент цветными карандашами по образцам, или придумывает свой собственный )

Затем выполненная работа в полосе приклеивается на открытку.

Пояснение учителя к этапу урока.

На этом этапе в процессе исследовательской деятельности организованы наблюдения, стимулирована инициатива, организована детская деятельность через привлечение участников конференции с рассказами о народах Прикамья.

V. Итог урока
(3 минуты)

Затем всех участников конференции угостили национальными блюдами:

Участник в русском костюме: пельмени;

Коми-пермяцком костюме: блины;

Татарском костюме: чак-чак

Дети высказываются о своих впечатлениях. (ребятам конференция понравилась, предложили чаще проводить такие уроки).
Пояснение учителя к этапу урока.

Учителю необходимо внимательно наблюдать за выражением лица, высказываниями, эмоциональными проявлениями учащихся для того, чтобы сделать вывод об эффективности используемых приёмов, результативности работы для общего развития учащихся.