Урок математики в 9-м классе на тему "Арифметическая и геометрическая прогрессии"

Разделы: Математика


Цель:

  • Систематизировать знания по теме "Арифметические и геометрические прогрессии"; применять теоретические знания и формулы при решении задач; формировать умение выбирать наиболее рациональный способ решения; подготовка к контрольной работе.
  • Развивать логическое мышление, умение анализировать, продолжить работу по развитию математической речи.
  • формировать у учащихся самостоятельное мышление, интерес к изучению предмета.

Презентация

Ход урока

Организационный момент

Сегодня на уроке мы рассмотрим различные виды задач по теме "Арифметические и геометрические прогрессии".

Запишите домашнее задание.

Задачник: №23.53, 24.10; итоговая аттестация: 7.18(2), 7.25(2).

Помните - важно определять вид прогрессии и применять необходимые формулы.

Будьте внимательны, в конце урока будет самостоятельная работа, в которую войдут многие вопросы, изученные на уроке.

Повторение ранее изученного. Проверка домашней работы.

Приложение 1

Устная работа с классом.

1. Одна из двух данных последовательностей является арифметической прогрессией, другая – геометрической:

  • -15; -12; -9;                            -6; -3; 0;… d=3
  • 32; 16; 8;                                4; 2; 1;… q=1/2

Продолжите каждую из этих прогрессий и назовите следующие три её члена.

2. Какое из следующих чисел является членом арифметической прогрессии

6; 12; 18; 24; … ?

А. 303. Б.109. В.106. Г.96.

3.Является ли число 72 членом арифметической прогрессии  ?

4. Последовательность задана несколькими первыми членами. Одна из них геометрическая прогрессия.

Укажите её:

А. 1; ; ;; ...

Б. 1; 3; 5; 7; …

В. 1; 2; 4; 8; …

Г. 1; 2; 3; 5; …

Тест на обратной стороне доски.

Приложение 2

4. Фигуры составлены из квадратов, как показано на рисунке 1:

а) Сколько квадратов в 15-й строке на рисунке 1а?

А. 29 Б.32 В. 31 Г. 15

a15 = а1+14d

a15 = 3+14*2=31

б) Сколько квадратов в 11-ом столбце рисунка 1б?

А.512 Б. 256 В. 1024 Г. 128

b11=b1*q10

b11=1*210=1024

5. (аn) – арифметическая прогрессия

а10=8, а12= -2. Найдите а11.

Согласно характеристическому свойству арифметической прогрессии:

an=(an+1+an-1)/2; a11=(8-2)/2=3

6. Зная, что а16= -10, найдите а15+а17.

а15 + а17 = 2а16; а15 + а17 = - 20

7. Найдите неизвестные члены арифметической прогрессии:

…12; аn-1; an; an+1; 26; …

…12; 15,5; 19; 22,5; 26; … d=3,5

Закрепление.

Найдите сумму всех натуральных чисел, не превосходящих 150, которые не делятся на 5.

Самостоятельная работа.

Приложение 3

Сегодня на уроке мы рассмотрели различные задачи на тему "Арифметические и геометрические прогрессии". На следующих уроках у нас пройдут зачеты по теме и контрольная работа. Оценки за урок.