Цели:
- расширение знаний о разнообразии художественных материалов.
- развитие графических умений и навыков;
- восприятие и передача пропорций, оттенков основных и дополнительных цветов в окраске осенних листьев, простых по форме;
- воспитание у детей любви и бережного отношения к родной природе
Оборудование:
- для учителя
Ход урока
I.
Организационный момент– Прозвенел для всех звонок, поскорей начнем урок. Садимся на свои места.
– Давайте подумаем и назовем инструменты, которыми работает художник.
Дети называют (краски, акварель, мелки, карандаши, кисти, бумагу, и т.д.)
II. Вводная беседа
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…
И. Бунин
– О каком времени года говорится в стихотворении? (Об осени.)..
– Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.) Приложение 1, слайд 2.
– С какого праздника и радостного для вас события начинается осень? (1 сентября – день знаний, все дети идут в школу). Слайд 3
– Вспомните и назовите признаки осени. Слайд 4
– Рассмотрите фотографию. Слайд 5 Какое же здесь изображено время года? (Осень.) Что вы видите на деревьях? (Желтые листья.)
– Какие краски нам принесла с собой осень?
Игра «краски осени». А вас на столах лежат конвертики с разноцветными кружочками. Выберите только те цвета, которые приносит осень.
– Сегодня на уроке мы будем рисовать осенние листья клена.
Слайд 6. Инструменты, которые будете использовать вы – отгадайте! Я загадываю загадку, а ваш ответ подскажет, что это:
У Черного Ивашки –
Деревянная рубашка,
Где носом поведет,
Там заметочку кладет. (Карандаш)Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш. (Резинка)Разноцветные сестрицы заскучали без водицы,
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым. (Кисточки и краски)
– А также другие инструменты художника: бумага, линейка, циркуль, палитра, тряпочки для промокания кистей и уборки рабочего места.
– Что еще надо знать?
Краски бывают разные, но для юного художника достаточно иметь акварель и гуашь. Кисти должны быть из натурального волоса животных они подразделяются на круглые и плоские. Резинка должна быть мягкая, упругая, белого цвета.
III. Физкультминутка (пальчиковая гимнастика)
(Учащиеся последовательно выполняют инструкцию учителя.)
Я вышел в сад, осенний сад. (Ходьба пальцами по столу.)
На ветках яблоки висят, (руки сжимаем в кулачки и разжимаем)
Качает ветер ветки.
Я в руки яблоки беру – (ладони складываем лодочкой)
Веселые, как лето…
Закаты на одном боку, (растираем ладонь об ладонь)
А на другом – рассветы. (хлопаем в ладоши.)
IV.
Актуализация знаний– Рассмотрим лист клена. Слайд 7, 8. Какого он цвета? Что на листе вы видите?
– Начнем его рисовать Слайд 9. Легкими линиями карандаша намечаем центральные прожилки, высоту и ширину фигурных вырезов, определяем характер зубчиков. Отмечаем пропорциональные отношения листочка к черенку. Уточняем симметричную форму листка с помощью осевой линии. Прорисовываем форму листа. Легкой линией наносим очертания левой и правой сторон листа, зубчики по краям, жилки, форму и толщину черенка.
V. Физкультминутка
Слайд 10
Листья все опали, (приседают)
Птицы улетели, (машут руками)
И в окно стучатся (движения кулачками)
Холод и метели.
Скоро в белых шубах (круговые вращения туловищем)
Будет весь наш сад.
Заметет качели (покачивание корпусом влево – вправо)
И прибрежный пляж. (Садятся на места).
VI. Гимнастика для глаз
Слайд 11 и 12.
VII. Подготовка к работе с акварелью
– Прежде чем мы приступим к раскрашиванию кленовых листьев, давайте подготовим краски и инструменты к работе. Прочитаем что написано Слайд 13
V
III. Самостоятельная работа учащихся, работа с акварелью– Обратите внимание, какое у кого расположение листа. (Вертикальное, горизонтальное.)
– Вспомните прием работы по-сырому, растяжение цвета.
– Закрашиваем свой листик, не торопимся. Цвет можно создавать на палитре.
IX.
РефлексияНа классной доске закрепляются работы. Отмечаем, какие оттенки палитры осени удалось отобразить детям.
– Чем на уроке мы с вами занимались?
– Что вам понравилось больше всего?
– Спасибо вам за урок. Молодцы! Слайд 14. Урок окончен! До свидания!