По официальным данным в современном обществе наблюдается увядание энергетического и психологического потенциала людей. Особенно неблагоприятна ситуация в состоянии здоровья детей в условиях интесификацции обучения. К тому же, на фоне часто встречаемых ранних повреждений нервной системы - «легких расстройств», большая часть детей имеет высокий уровень стрессочувствительности. Среди них растет число социально обусловленных заболеваний, влекущих за собой патохарактерологическое формирование личности, девиантное поведение, снижение интеллектуального развития. Эта проблема является глобальной, и ее решение требует единого целостного общественного подхода.
В то же время, ориентиры современного образования направлены на развитие личности ребенка как индивидуальности, создание единого образовательного пространства, позволяющего обучать ребенка в зоне его ближайшего развития в соответствии с его психо- физическими особенностями. Особую актуальность при этом приобретают знания индивидуальных особенностей организма ребенка, позволяющие формировать индивидуальный образ его жизни, предвосхищая возникновение у него различных расстройств. Но, к сожалению, вопросы целостности, дискретности и гетерохронности развития его критических периодов, индивидуальности и типологии организма не всегда находят должного отражения в практической деятельности педагогов и психологов. К тому же, большинство методических разработок и программ по формированию здоровья детей ориентировано на среднестатистического ребенка. Но среднестатистического ребенка в природе не существует! Каждый конкретный ребенок имеет абсолютно индивидуальный психо-физиологический и биологический тип, генетическую основу и социальный опытом. Он неповторим и уникален.
В ракурсе рассматриваемого вопроса не существует понятия «ОНИ», существует понятие «ОН»- каждый ребенок особенный. Следовательно, и программа его развития должна быть особенной, индивидуальной, способствующей своевременному и максимальному развитию индивидуальных возможностей каждого, отдельно взятого ребенка. Но как это сделать в массовом образовательном учреждении, где на 1 педагога ( в смену) возложена ответственность за воспитание 25-30 детей одновременно?
Решение этой проблемы становится возможным при условии преемственности в работе всех значимых для ребенка взрослых: педагогов, сотрудников, родителей. Качество этого взаимодействия напрямую зависит от степени понимания значимости своей деятельности в судьбе каждого малыша. Кроме того, такое взаимодействие позволяет обеспечивать комплексный, всесторонний подход к оценке потенциальных возможностей детей. Внося свою профессиональную толику в единый процесс изучения здоровья ребенка, на выходе получаем общую полную и объективную картину. Важно осознавать свою ответственность перед будущим, быть готовым преодолевать возможные трудности в освоении инновационных принципов, средств и методов работы и неустанно стремиться к достижению цели- воспитанию здорового поколения.
Только заинтересованные и ответственные взрослые могут быть полезны и интересны детям. А это есть не что иное, как движущая сила мотивации ребенка на саморазвитие, желание изменять себя, помогать самому себе в получении не только знаний, но и умений в приобретении и сохранении собственного здоровья . Невозможно научить человека тому, чему он не хочет учиться, но можно помочь ему понять необходимость здорового образа жизни, освоить эффективные способы самосохранения. То есть сформировать предпосылки потребности в здоровом образе жизни. После этого становится возможным показать ребенку эффективные средства и способы саморазвития. Важно не упустить благодатное время, когда психика ребенка особенно пластична к освоению нового, формированию интересов и потребностей.
В основе формирования и сохранения индивидуального здоровья дошкольников в МБДОУ «Детский сад №235» лежит пристальное изучение их биологических и личностных особенностей, возможностей реализации индивидуальных качеств и потребностей. Взаимодействие взрослых с детьми базируется на контрольно-диагностической деятельности по конечному результату предыдущего этапа развития. Только при условии индивидуального и дифференцированного подхода к решению этого вопроса педагогическому коллективу удается выстраивать универсальную тактику взаимодействия с каждым ребенком и его родителями, создавать оптимальные условия для возможности постоянно закреплять навыки здоровьесберегающего поведения.
В детском саду составлен комплекс валидных диагностических методик, позволяющих выявить актуальное состояние каждого ребенка и определить пути его дальнейшего развития. Сопоставляя и анализируя исходные данные мы не только составляем индивидуальный портрет здоровья каждого ребенка, но и на их основе получаем индивидуальный портрет здоровья группы. А на основании характера и интенсивности динамики развития каждого отдельно взятого ребенка и группы в целом приходим к выводу об эффективности наших методов работы с детьми на предыдущем этапе. Это в свою очередь позволяет проектировать дальнейшую работу, составлять индивидуальные программы развития.
В процессе реализации общеобразовательной программы мы, опираясь на диагностические данные, дифференцированно используем инновационные методы развития и коррекции отклоняющихся состояний у детей, получая при этом индивидуальные программы развития. Если мы рассматриваем этот вопрос в рамках здоровья и развития каждого отдельно взятого ребенка – создаем программу его индивидуального развития. Если та или иная проблемы является характерной для нескольких детей одной группы, то такая программа, с дополнительной корректировкой целей и задач, становится индивидуальной программой группы. В зависимости от того, что это за программа- индивидуальная программа ребенка или индивидуальная программа группы, подбираются определенные формы и методы сопровождения детей в образовательном процессе. Притом, их базовая часть остается единой и соответствует образовательным стандартам.
Немного отклоняя общеобразовательный курс в сторону значимой потребности каждого ребенка или конкретной группы, мы, в рамках обязательной программы, направленной на среднестатистического ребенка, решаем их индивидуальные программы развития. Ребенок становится индивидуальным, а не среднестатистическим. И положительная динамика его развития становится более выраженной и стабильной.
Представленный подход к наделению образовательного процесса здоровьесберегающей и здоровьеформирующей функцией базирован на концепции прграммы М.Л.Лазарева «Здравствуй», одобренной и рекомендованной к применению советом факультета дошкольного и начального школьного обучения МИПКРО г. Москва. Академия здоровья.1997год.
Используя вышеуказанную программу, творческая группа детского сада №235 г. Барнаула (параллельно с детским садом №210) разработала свою систему создания индивидуальных программ формирования у дошкольников потребности в здоровом образе жизни. При этом каждый детский сад формировал свой опыт на основе своих специфических условий. Имея общую направленность и опираясь на единые принципы, каждый коллектив нашел свой путь достижения цели. Что, в свою очередь, доказывает возможность любого образовательного учреждения определить свою здоровьесберегающую траекторию в режиме своего развития.