Выступление на тему "Формы творческого сотрудничества"

Разделы: Классное руководство


«Воспитание ребёнка – это не милая забава, а задание, требующее капиталовложений – тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много, много мыслей.» Януш Корчак

В современном гуманистическом понимании процесс воспитания – это именно ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (СОТРУДНИЧЕСТВО) воспитателей и воспитанников, ведущее к достижению заданной цели.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье, взаимопониманию между родителями и учителем, учителем и учащимися.

Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.

Воспитание учащихся в школе и семье – это единый неразрывный процесс.

Как я организую сотрудничество?

Я начинаю знакомиться с семьями моих учеников на первом же собрании, на первом же собрании провожу анкетирование родителей, при чем включаю и такой вопрос как : «Особенности вашего ребёнка, на что учителю обратить внимание».

Через неделю после 1 сентября в классе прошёл праздник «Давайте познакомимся», каждая семья подготовила газету и рассказала о своей семье, практически каждая из них подошла творчески. Моя задача как классного руководителя была такой: познакомить родителей, познакомить учащихся, показать, что мы одна большая семья, начать работу по сплочению коллектива: как ученического, так и родительского. Думаю, что это мне удалось.

Мои ученики и родители являются активными участниками всех конкурсов: классных (тематические, рисунков, чтецов и др.), школьных, районных, республиканских, российских. Почему являются активными участниками?, Потому что я их постоянно информирую и сообщаю о том или ином конкурсе, напоминаю о сроках проведения (постоянно) через ДНЕВНИК, стараюсь поощрить, похвалить всех, кто активен: учащиеся и родители получают призы, грамоты, благодарности, вне зависимости заняли они какое-то место или нет.

Мною, проведено анкетирование родителей начальных классов по теме «Сотрудничество семьи и школы». В анкете приняли участие 80 родителей. Разрешите представить результаты этого анкетирования.

1. Что понимаете под сотрудничеством?

Многие родители правильно определили основные компоненты этого понятия: взаимопонимание, стремление к одной цели, вид совместной деятельности. Следовательно, можно сделать вывод, что большинство родителей, верно, осознают это понятие.

2. Почему необходимо сотрудничество?

Опять исходя из определения мы видим, что это достижение общих целей в воспитании и обучении, как и считает большинство родителей. Но также сотрудничество не может быть и без взаимопонимания. И для того, чтобы сотрудничество было эффективным, конечно же, необходима информация о ребенке, как со стороны родителей, так и со стороны учителя.

3. В чём школа может помочь родителям?

МЫ считаем, что все компоненты, которые предложены родителями наша школа выполняет. Только необходимо не забывать, что главными воспитателями являются сами родители, а мы лишь можем корректировать, направлять воспитание детей.

4. Чем родители могут помочь школе, педагогу?

Мы всегда рады любой помощи, но главная помощь от вас как от родителей должно быть непосредственное участие непросто в жизни школы, класса, а в жизни каждого из вашего ребёнка, ваша личная заинтересованность, ваша личная инициатива.

5. Что мешает педагогам и родителям сотрудничать?

Да, в нашем современном мире - главная цель для родителей – зарабатывание денег, поэтому мы видим такие результаты. Но вы РОДИТЕЛИ и не должны забывать свою ответственность за тех, кого вы воспитываете.

6. Что необходимо для плодотворного взаимодействия учителей и родителей?

Одна из проблем – это нехватка времени. А проводить совместные мероприятия предлагает практически каждый учитель нашей школы, просто вам как родителям, необходимо вовремя откликаться и не бояться брать инициативу в свои руки

7. Формы сотрудничества педагогов и родителей

Все формы, которые вы предлагаете наша школа проводить постоянно.

8. Формы совместной деятельности, кот могут сдружить взрослых и детей

Конечно же на первом месте – это походы, т.к. общение происходит вне стен школы, совершенно по-другому ведут себя дети, родители здесь выступают как главные помощники учителя и чаще всего даже организаторы. Приятно в анкетах видеть ваши новые предложения: клуб Молодая семья», клубы выходного дня, семейные клубы, споры, дискуссии.

Кружки по интересам, а почему бы родителям не проявить свой талант, своё творчество и начать работать таким кружкам.

Теперь разрешите представить опыт нашей совместной работы. Слово родителям.

ВЫСТУПЛЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Начальная школа — это то звено школы, где большую роль играет создание своеобразного творческого ансамбля «Дети—учителя—родители». Мы убеждены, что сегодня — как никогда раньше — школа без семьи и семья без школы не способны справиться со сложнейшими задачами становления человека. Только сообща мы можем помочь ребенку по достоинству оценить красоту окружающего мира, научиться понимать другого человека, любить и быть любимым.

Школа никогда не предназначалась только для того, чтобы научить. «Поставить на крыло» - вот главная задача педагога и родителей. Зародить интерес, показать направление – это трудная работа и называется воспитанием. Когда у ребёнка есть крылья, учителя и родители могут надеяться, что он найдёт своё место в жизни.

Но воспитать крылатого человека может только крылатый родитель и педагог, воспитать счастливого может счастливый, а современного человека только современный.

(Всё выступление иллюстрируется презентацией. Приложение 1)