Урок географии в 7-м классе по теме "Тихий океан"

Разделы: География


Цель: изучить своеобразие ПК океана, дать оценку хозяйственной деятельности человека в океане.

Задачи:

  • образовательные: привить навыки описания своеобразия ПК океана, продолжить формирование умения работать с настенной картой, картами атласа,
  • воспитательные: воспитание бережного отношения к окружающей среде, к океану, любви к природе,
  • развивающие: развитие памяти, мышления, умения анализировать, делать выводы.

Оборудование: физическая карта мира, таблица «Общие сведения об океанах», выставка книг об особенностях природы океанов, жетоны, рисунки учащихся, на столах учеников: атласы, заготовки диаграмм, цветные мелки, план-задание.

Ход урока

I. Проверка изученного:

Ребята, на предыдущих уроках мы с вами закончили изучение большого раздела «Главные особенности природы Земли». Сегодня вам предоставляется возможность соединить ранее изученный материал с новым. Выбираем групповую форму работы. В течение урока вы будете зарабатывать и накапливать жетоны за правильно данные ответы. В конце урока каждая группа подведет итог и произведет самооценку. Итак, я задаю вопросы, вы отвечаете. Вопросы:

  1. Назовите компоненты природного комплекса.
  2. Назовите основные и переходные климатические пояса.
  3. Назовите самый большой природный комплекс Земли.
  4. Какие оболочки Земли взаимодействуют в географической оболочке.
  5. Назовите области большой плотности населения.

II. Изучение нового материала:

1. Исследовательская работа с построением диаграмм.

А теперь мы с вами проведем небольшую исследовательскую работу. Мы изучали географическую оболочку. Материки и океаны – крупные ее части. Внимательно посмотрите на таблицу «Общие сведения об океанах» (Приложение 1), ответьте на вопрос: Какие части Мирового океана вы здесь видите? Покажите их на физической карте мира.

У каждого из океанов есть свои характеристики. Они отличаются по площади, по объему воды, по средней глубине, в каждом из них есть своя наибольшая глубина. Используя таблицу, постройте диаграммы:

  • 1 группа – диаграмму площади океанов,
  • 2 группа – диаграмму объема океанов,
  • 3 группа – диаграмму средней глубины океанов,
  • 4 группа – наибольшей глубины.

Каждая группа выполняет работу на альбомном листе. В работе используйте цветные мелки.

Итак, что же получилось у 1 группы? (лист вешается на магнитную доску).

Вопрос другой группе:

Что вы можете сказать о площади океанов?

Диаграмма 2 группы (лист вешается на магнитную доску).

Вопрос другой группе:

Посмотрите на объем воды в океанах, какой вывод можно сделать?

Диаграмма 3 группы (лист вешается на магнитную доску).

Что вы скажете о средней глубине океанов?

Диаграмма 4 группы (лист вешается на магнитную доску).

Как распределяются океаны по наибольшей глубине?

Итак, какой же океан самый большой по площади? Самый большой по объему? Самый большой по средней глубине? В каком океане наибольшая глубина?

2. Диалог с учащимися о ГП океана.

Тема нашего урока «Тихий океан». Мы познакомимся со своеобразием природного комплекса океана, дадим оценку хозяйственной деятельности человека в океане. Тихий океан большой по площади, самый глубокий, самый древний из океанов. Главные его особенности – большие глубины, частые движения земной коры, множество вулканов на дне, огромный запас тепла в его водах, разнообразие органического мира. Тихий океан, его еще называют Великим, занимает 1/3 поверхности планеты и почти ½ площади мирового океана. Ребята, скажите мне: пересекает ли океан экватор? Как расположен относительно линии экватора? Пересекает ли океан 180 меридиан? Этот океан разделяет и одновременно соединяет берега 5 материков. Назовите эти материки. Покажите их по физической карте мира. Где Тихий океан наиболее широк? Поэтому на поверхности он самый теплый. Он имеет овальные очертания. У каких материков береговая линия относительно прямолинейна? Назовите материк, у берегов которого сильно расчленена береговая линия Тихого океана. В состав Тихого океана входит ряд окраинных морей Восточной и Юго-Восточной Азии (показываю их на карте). В океане большое количество отдельных островов (показываю), архипелагов. На доске написано слово «архипелаг» - обратите внимание на правописание этого слова. Архипелаг – это группа островов, близко расположенных друг от друга, имеющих одинаковое происхождение (показываю на карте).

3. Сообщение учащегося.

А теперь прослушаем заранее подготовленное сообщение из истории исследования океана. Слушайте его внимательно, т.к. впереди вас ожидает интересный вопрос. (Слушаем сообщение). Вопрос: Как вы думаете, ошибся ли Магеллан, дав название океану? Молодцы, правильно заметили. Тихий океан – самый неспокойный и грозный среди океанов. Нередко над ним проносятся опустошительные тропические ураганы – тайфуны. Это слово написано на доске, обратите внимание на правописание. В умеренных широтах всю холодную половину года бушуют штормы. Самые высокие волны до 30 м отмечены на севере и юге Тихого океана.

4. Самостоятельная работа с учебником по плану- заданию.

Сейчас мы переходим к самостоятельной работе с учебником. По разделу «Особенности природы океана». Откройте 69 страницу учебника. У каждой группы на столе есть план- задание. (Приложение 2). Вы работаете только над тем пунктом плана – задания, который у вас выделен.На самостоятельную работу вам отводится 7 минут. Определите, кто в группе будет отчитываться. Отчитываться будет один человек группы. После отчета каждой группе будут заданы контрольные вопросы, так что, ребята, будьте внимательны.

Итак, заслушаем отчеты групп.

1 группа – Рельеф дна океана.

Контрольные вопросы:

  1. Почему рельеф дна океана сложный?
  2. Что такое «огненное кольцо» планеты?

Слушаем 2 группу – климат и свойства вод.

Контрольные вопросы:

  1. В каких климатических поясах находится Тихий океан?
  2. Докажите, что Тихий океан самый неспокойный.
  3. Как изменяется температура воды на поверхности океана?

Выступление 3 группы. Органический мир океана.

Контрольные вопросы:

  1. Назовите виды рыб, обитающих в Тихом океане.
  2. Какие ластоногие живут в Тихом океане?
  3. Самый крупный моллюск?

4 группа: природные пояса океана.

Контрольные вопросы:

  1. В каком поясе обитает много рыб?
  2. Что такое Большой барьерный риф?

5. Элемент игры с обсуждением

Мы рассмотрели особенности природы океана. А теперь посмотрим, как ее можно использовать. Мы немного поиграем. Я буду задавать вопросы об использовании океана, а вы должны будете найти верный ответ. Варианты ответов на вопросы написаны на доске.

1) Чем занимаются люди, живущие в странах, расположенных на берегах Тихого океана?

а) оленеводством, б) овощеводством, в) рыболовством, г) птицеводством.

2) В некоторых странах из морской воды извлекают:

а) соль, б) сахар, в) каменный уголь, г) бурый уголь.

3) На морском побережье Японии выращивают:

а) цветы, б) водоросли, в) овощи, г) пресноводную рыбу.

4) Через океан проходят:

а) железные дороги, б) линии электропередач, в) важные морские пути, г) трамвайные пути.

5) Дно океана используют для добычи:

а) рыбы, б) тины, в) морских котиков, г) нефти.

Верно Молодцы.

6. Анализ творческих заданий учащихся

Поиграли, а теперь посмотрим, как вы справились с творческим домашним заданием. Вам было дано задание нарисовать рисунки по теме: «Берегите океан!» Посмотрите внимательно на рисунки и скажите, что загрязняет океан? А что вы видите на рисунках?

Океан требует бережного отношения к себе, но, к сожалению, человек загрязняет океан.

Оценку творческих работ, ваших рисунков, мы произведем индивидуально на следующем уроке.

III. Закрепление

Итак, ребята, что вы узнали о Тихом океане?

Да, действительно, он самый большой по площади, по объему и средней глубине среди океанов, самый грозный. В Тихом океане богатый органический мир. Интересные сведения об океанах вы можете получить в библиотеке, прочитав книги, которые вы видите сегодня на уроке на выставке.

А теперь проведем самооценку работы за урок. Подсчитайте, сколько жетончиков набрала ваша группа. Определите оценку вашей группы: 8-10 – оценка «5», 5-7 – оценка «4», 3-4 – оценка «3».

IV. Домашнее задание: изучить страницы 68-73 учебника.