Цель: изучить своеобразие ПК океана, дать оценку хозяйственной деятельности человека в океане.
Задачи:
- образовательные: привить навыки описания своеобразия ПК океана, продолжить формирование умения работать с настенной картой, картами атласа,
- воспитательные: воспитание бережного отношения к окружающей среде, к океану, любви к природе,
- развивающие: развитие памяти, мышления, умения анализировать, делать выводы.
Оборудование: физическая карта мира, таблица «Общие сведения об океанах», выставка книг об особенностях природы океанов, жетоны, рисунки учащихся, на столах учеников: атласы, заготовки диаграмм, цветные мелки, план-задание.
Ход урока
I. Проверка изученного:
Ребята, на предыдущих уроках мы с вами закончили изучение большого раздела «Главные особенности природы Земли». Сегодня вам предоставляется возможность соединить ранее изученный материал с новым. Выбираем групповую форму работы. В течение урока вы будете зарабатывать и накапливать жетоны за правильно данные ответы. В конце урока каждая группа подведет итог и произведет самооценку. Итак, я задаю вопросы, вы отвечаете. Вопросы:
- Назовите компоненты природного комплекса.
- Назовите основные и переходные климатические пояса.
- Назовите самый большой природный комплекс Земли.
- Какие оболочки Земли взаимодействуют в географической оболочке.
- Назовите области большой плотности населения.
II. Изучение нового материала:
1. Исследовательская работа с построением диаграмм.
А теперь мы с вами проведем небольшую исследовательскую работу. Мы изучали географическую оболочку. Материки и океаны – крупные ее части. Внимательно посмотрите на таблицу «Общие сведения об океанах» (Приложение 1), ответьте на вопрос: Какие части Мирового океана вы здесь видите? Покажите их на физической карте мира.
У каждого из океанов есть свои характеристики. Они отличаются по площади, по объему воды, по средней глубине, в каждом из них есть своя наибольшая глубина. Используя таблицу, постройте диаграммы:
- 1 группа – диаграмму площади океанов,
- 2 группа – диаграмму объема океанов,
- 3 группа – диаграмму средней глубины океанов,
- 4 группа – наибольшей глубины.
Каждая группа выполняет работу на альбомном листе. В работе используйте цветные мелки.
Итак, что же получилось у 1 группы? (лист вешается на магнитную доску).
Вопрос другой группе:
Что вы можете сказать о площади океанов?
Диаграмма 2 группы (лист вешается на магнитную доску).
Вопрос другой группе:
Посмотрите на объем воды в океанах, какой вывод можно сделать?
Диаграмма 3 группы (лист вешается на магнитную доску).
Что вы скажете о средней глубине океанов?
Диаграмма 4 группы (лист вешается на магнитную доску).
Как распределяются океаны по наибольшей глубине?
Итак, какой же океан самый большой по площади? Самый большой по объему? Самый большой по средней глубине? В каком океане наибольшая глубина?
2. Диалог с учащимися о ГП океана.
Тема нашего урока «Тихий океан». Мы познакомимся со своеобразием природного комплекса океана, дадим оценку хозяйственной деятельности человека в океане. Тихий океан большой по площади, самый глубокий, самый древний из океанов. Главные его особенности – большие глубины, частые движения земной коры, множество вулканов на дне, огромный запас тепла в его водах, разнообразие органического мира. Тихий океан, его еще называют Великим, занимает 1/3 поверхности планеты и почти ½ площади мирового океана. Ребята, скажите мне: пересекает ли океан экватор? Как расположен относительно линии экватора? Пересекает ли океан 180 меридиан? Этот океан разделяет и одновременно соединяет берега 5 материков. Назовите эти материки. Покажите их по физической карте мира. Где Тихий океан наиболее широк? Поэтому на поверхности он самый теплый. Он имеет овальные очертания. У каких материков береговая линия относительно прямолинейна? Назовите материк, у берегов которого сильно расчленена береговая линия Тихого океана. В состав Тихого океана входит ряд окраинных морей Восточной и Юго-Восточной Азии (показываю их на карте). В океане большое количество отдельных островов (показываю), архипелагов. На доске написано слово «архипелаг» - обратите внимание на правописание этого слова. Архипелаг – это группа островов, близко расположенных друг от друга, имеющих одинаковое происхождение (показываю на карте).
3. Сообщение учащегося.
А теперь прослушаем заранее подготовленное сообщение из истории исследования океана. Слушайте его внимательно, т.к. впереди вас ожидает интересный вопрос. (Слушаем сообщение). Вопрос: Как вы думаете, ошибся ли Магеллан, дав название океану? Молодцы, правильно заметили. Тихий океан – самый неспокойный и грозный среди океанов. Нередко над ним проносятся опустошительные тропические ураганы – тайфуны. Это слово написано на доске, обратите внимание на правописание. В умеренных широтах всю холодную половину года бушуют штормы. Самые высокие волны до 30 м отмечены на севере и юге Тихого океана.
4. Самостоятельная работа с учебником по плану- заданию.
Сейчас мы переходим к самостоятельной работе с учебником. По разделу «Особенности природы океана». Откройте 69 страницу учебника. У каждой группы на столе есть план- задание. (Приложение 2). Вы работаете только над тем пунктом плана – задания, который у вас выделен.На самостоятельную работу вам отводится 7 минут. Определите, кто в группе будет отчитываться. Отчитываться будет один человек группы. После отчета каждой группе будут заданы контрольные вопросы, так что, ребята, будьте внимательны.
Итак, заслушаем отчеты групп.
1 группа – Рельеф дна океана.
Контрольные вопросы:
- Почему рельеф дна океана сложный?
- Что такое «огненное кольцо» планеты?
Слушаем 2 группу – климат и свойства вод.
Контрольные вопросы:
- В каких климатических поясах находится Тихий океан?
- Докажите, что Тихий океан самый неспокойный.
- Как изменяется температура воды на поверхности океана?
Выступление 3 группы. Органический мир океана.
Контрольные вопросы:
- Назовите виды рыб, обитающих в Тихом океане.
- Какие ластоногие живут в Тихом океане?
- Самый крупный моллюск?
4 группа: природные пояса океана.
Контрольные вопросы:
- В каком поясе обитает много рыб?
- Что такое Большой барьерный риф?
5. Элемент игры с обсуждением
Мы рассмотрели особенности природы океана. А теперь посмотрим, как ее можно использовать. Мы немного поиграем. Я буду задавать вопросы об использовании океана, а вы должны будете найти верный ответ. Варианты ответов на вопросы написаны на доске.
1) Чем занимаются люди, живущие в странах, расположенных на берегах Тихого океана?
а) оленеводством, б) овощеводством, в) рыболовством, г) птицеводством.
2) В некоторых странах из морской воды извлекают:
а) соль, б) сахар, в) каменный уголь, г) бурый уголь.
3) На морском побережье Японии выращивают:
а) цветы, б) водоросли, в) овощи, г) пресноводную рыбу.
4) Через океан проходят:
а) железные дороги, б) линии электропередач, в) важные морские пути, г) трамвайные пути.
5) Дно океана используют для добычи:
а) рыбы, б) тины, в) морских котиков, г) нефти.
Верно Молодцы.
6. Анализ творческих заданий учащихся
Поиграли, а теперь посмотрим, как вы справились с творческим домашним заданием. Вам было дано задание нарисовать рисунки по теме: «Берегите океан!» Посмотрите внимательно на рисунки и скажите, что загрязняет океан? А что вы видите на рисунках?
Океан требует бережного отношения к себе, но, к сожалению, человек загрязняет океан.
Оценку творческих работ, ваших рисунков, мы произведем индивидуально на следующем уроке.
III. Закрепление
Итак, ребята, что вы узнали о Тихом океане?
Да, действительно, он самый большой по площади, по объему и средней глубине среди океанов, самый грозный. В Тихом океане богатый органический мир. Интересные сведения об океанах вы можете получить в библиотеке, прочитав книги, которые вы видите сегодня на уроке на выставке.
А теперь проведем самооценку работы за урок. Подсчитайте, сколько жетончиков набрала ваша группа. Определите оценку вашей группы: 8-10 – оценка «5», 5-7 – оценка «4», 3-4 – оценка «3».
IV. Домашнее задание: изучить страницы 68-73 учебника.