Цель урока: в игровой форме обсудить и закрепить изученный материал, способствовать развитию у учащихся умения выражать свои мысли.
Оформление: В классе организована выставка книг из школьной библиотеки и детских рисунков.
ХОД УРОКА
Перед нами участники игры, вспоминая прочитанное, предлагают в воображаемый музей свои экспонаты.
Учитель: Дорогие ребята, сегодня, я предлагаю вам выбрать дом для музея и вспомнить, какие дома встретились вам в башкирских сказках от дупла или рукавички до дворцов и замков. Давайте подумаем, какие сооружения преобладают в башкирских сказках. Правильно, больше всего в них избушек. (Учитель прикрепляет к доске избушку). Но есть и дворцы, куда попадают наши герои. (Учитель крепит рисунок дворца).
Учитель: Давайте вспомним имена главных героев, которые попадают, живут в избушках. Из каких они сказок? (Дети называют.) А герои ,живущие во дворцах? Как их зовут, из каких они сказок? (Дети называют.) Молодцы!
Теперь вокруг избушки мы начинаем создавать новый сказочный мир, полный волшебства. Давайте вспомним, а есть ли в какой-либо сказке волшебный сад… (Учитель прикрепляет рисунок волшебного сада.) Подумайте и расскажите мне о нем. Как он выглядит и что в нем растет. (Ребята рассказывают.)
А теперь представим дремучий лес. Закрепляем на доске рисунок дремучего леса. Где, в какой сказке он самый дремучий и почему? (Дети обосновывают свой ответ.) Итак вокруг избушки мы разбили волшебный сад, в который можно попасть только через дремучий лес. А что мы забыли разместить вокруг дворца? (Ребята говорят о реках, морях, океанах, озерах, болотах) Назовите сказки (Дети называют.)
Мы везем экспонаты в музей из каждой сказки свой. Мы путешествуя, должны вычертить маршрут, чтобы попасть в него быстрее других. Но самое главное, мы должны отправлять письма с дороги и вести дневник путешествия.
Переходим к следующим заданиям. Условия: – класс разбивается на 4 команды, каждая получает свое задание – готовится командный ответ – время подготовки – 3 минуты, время ответа 1,5 минуты.
Задание 1.
Какой предмет вы бы хотели поместить в музей сказок?
Использованные на уроке сказки: “Абзалил” Предмет музей – веревка из лыка.
“Молодой охотник” Предмет в музей – дубинка.
“Падчерица” Предметы в музей – клубок ниток, зеленый и желтый сундучок.
“Акъял – батыр” Предметы в музей – борода карлика, ведро воды.
“Золотохвостый – серебряногривый” Предметы в музей – три волоска из хвоста лошади, яблоко.
“Зайнулла и красота” Предмет в музей – иголка.
Задание 2.
Собираясь в далекую экспедицию, кого из литературных персонажей ты бы включил в свою команду и за какие качества? Отвечая на второе задание мы говорим о главных героях и их человеческий качествах.
“Абзалил” Черты главного героя – хитрость, ловкость, сметливость.
“Молодой охотник” Черты главного героя – сила, упорство.
“Падчерица” Черты главного героя – уважение к старшим, трудолюбие, усердие.
“Акъял – батыр” Черты главного героя – сила, справедливость, отвага, борьба за освобождение.
“Золотохвостый – серебряногривый” Черты главного героя – отвага, ум, преданность.
“Зайнулла и красота” Черты главного героя – доброта, любовь, уважение к старшим.
Задание 3.
Дайте словесный портрет какого-либо литературного персонажа. Узнает ли кто-нибудь из ребят этого героя по твоему описанию?
Пожалуйста, команда № 3 опишите нам. Молодцы! Замечательный ответ, каждый из литературных персонажей о которых вы говорили – могуч, силен, красив, строен и каждый прежде является защитником.
Задание 4.
Попробуйте сейчас сочинить эпилог к прочитанной сказке. Что стало с ее героями, например 5 лет спустя?
Команда рассказывает сказку “Падчерица”: Гульбика – главная героиня встречает батыра, выходит за него замуж, у них в семье родился сын. Гульбика стала замечательной мастерицей, она вышивала и ткала холсты.
Итак, наша игра заканчивается. Хочется сказать всем огромное спасибо за участие в ней. Чем же для нас теперь стала сказка? Другом, который учит доброте, преданности, справедливости, трудолюбию. Читайте сказки. Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. В нашей игре победила дружба и любовь к сказке.
Использованная литература:
- Башкирские сказки и легенды – Уфа, “Китап”, 1996.
- Башкирские народные сказки – Уфа, Башкнигоиздат, 1987.
- Родной Башкортостан. 5 кл. – Уфа, “Китап”, 2002.