Пояснительная записка
Модернизация общеобразовательной школы ориентирует образование не только на усвоение учащимися определённых знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Групповая работа позволяет расширить горизонт каждого ученика, создать более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах классно-урочной системы.
Наиболее распространенные формы учебной работы на уроке – индивидуальная и фронтальная. Индивидуальная работа предполагает индивидуализацию обучения, использование дифференцированного подхода, тогда как фронтальная обеспечить его практически не в состоянии. Поэтому в сочетании с индивидуальной и фронтальной работами можно использовать групповую, что позволит активизировать деятельность учащихся.
Класс в зависимости от темы урока делится на группы. В каждой группе есть «генератор» идей (предлагает путь решений), «критик», «исполнитель» (проверяет ответы). Команды могут иметь различный состав. Такую форму обучения можно использовать на уроках окружающего мира по учебникам А.А. Плешакова, взяв за основу задания рублик учебника «Подумай» и «Проверь себя». Выполнив задание, один – два ученика от каждой команды знакомят класс со своими вопросами и дают ответ. Остальные группы участвуют в обсуждении результатов. Такая организация деятельности позволяет оценить работу многих учащихся.
Технология групповой деятельности используется с целью стимулирования творческой деятельности, развития творческих способностей. В результате применения данной технологии развивается познавательная активность и самостоятельность; учащиеся учатся вести дискуссии, высказывать разные точки зрения, взаимодействию участников на межличностном уровне.
Конспект урока демонстрирует на конкретном учебном материале возможности организации групповой работы.
Цели:
- Познакомить с важнейшими полезными ископаемыми, их свойствами, способами их добычи и применения.
- Обосновать необходимость охраны полезных ископаемых.
- Развивать наблюдательность, мышление, любознательность.
- Воспитывать гордость за природные богатство нашей Родины .
Оборудование: набор образцов полезных ископаемых, таблицы «Добыча нефти», «Добыча каменного угля», «Использование полезных ископаемых», «Свойства полезных ископаемых», физическая карта России, физическая карта Омской области.
Ход урока
I. Наблюдение за погодой дня
– Какое сегодня число? Какое время года началось? Какое время года было до этого? Когда последний день зимы по календарю? А в природе уже кончилась зима? Какая сегодня погода? (Облачность, температура воздуха, осадки, ветер)
II. Сообщение темы и цели
III. Вводная беседа
– Как вы понимаете значение слов «польза», «копать»?
Польза – хорошие, положительные последствия, выгода.
Копать –
1) разрыхлять, отваливать отделяя и приподнимая,
2) отваливая землю, делать углубление,
3) отваливая землю, доставать, извлекать.
– Теперь примените свои знания для пояснения смысла темы нашего урока «Полезные ископаемые».
Для человека в мире существует множество полезных ископаемых предметов. Например, дерево.
– Можно ли его назвать полезным ископаемым? Почему?
– Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?
– Всегда ли надо их «выкапывать» из недр Земли?
– Назовите полезные ископаемые, которые лежат прямо у нас под ногами? (Глина, песок)
– Сформулируйте понятия «полезные ископаемые».
Полезные ископаемые – это все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве.
IV. Практическая групповая работа
– Назовите известные вам полезные ископаемые.
Работа с образцами:
1 группа – магнитный железняк,
2 группа – гранит,
3 группа – каменный уголь,
4 группа – глина,
5 группа – нефть.
По заданиям в учебнике на стр. 48.
Результаты заносим в таблицу «Свойства полезных ископаемых»
– Рассмотрите внимательно таблицу.
– Какими свойствами могут обладать разные полезные ископаемые?
V. Работа с таблицей «Использование полезных ископаемых»
– Расскажите, каким образом человек использует данные полезные ископаемые. Сначала назовите те, которые могут использоваться в том виде, в каком их добывают? (Гранит, известняк, глина, каменный уголь).
– Расскажите, как используют железную руду и нефть.
VI. Работа с физической картой России и Омской области
– Рассмотрите карту России.
– Многочисленные значки различной конфигурации и цвета обозначают места добычи разных полезных ископаемых. Эти места называются месторождения. Наша страна самая богатая в мире по запасам железной руды. Найдите значок железной руды. Показать месторождения железной руды. (Кузбасс, Урал, Курск, Кольский полуостров).
– Рассмотрите карту Омской области в атласе.
– Какими полезными ископаемыми богата наша область? Есть ли нефть? Где? А глина, песок?
VII. Беседа о способах добычи полезных ископаемых
– Знаете ли вы, как осуществляется добыча полезных ископаемых? Расскажите.
– Рассмотрите таблицы «Добыча нефти», «Добыча каменного угля», рисунок карьера на стр.49.
VIII. Беседа об охране полезных ископаемых
– Месторождения охраняются законом. Добытые полезные ископаемые полностью используются для выплавки металлов. Месторождения предохраняют от затопления. Выработанные карьеры засыпают и на их мести производят посадку деревьев или используют эти территории под сельскохозяйственные угодья.
Чтение текста стр.51
IX. Домашние задание
Стр.48-52
X. Итог урока
– Что нового вы узнали на уроке?
XI. Мотивирование оценок