Интегрированное коррекционное занятие-игра "Зимние забавы" (литературное чтение – русский язык: Работа над дикцией. Дифференциация г-к, [г]-[г'], [к]-[к']")

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Начальная школа призвана сформировать первоначальные учебные и общетрудовые умения и навыки, совершенствовать интеллектуальное развитие каждого ученика, дать знания основ наук, активизировать интерес к художественному и техническому творчеству, приобщить к культурным ценностям человечества.

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывая готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности.

Так система работы в классах коррекционно-развивающего обучения направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности.

В обучении детей, получающих образование в коррекционно-развивающих классах, следует полностью руководствоваться задачами, поставленными общеобразовательной школой, а также постоянно иметь в виду специфические задачи.

Для реализации поставленных задач в программу вводится раздел “Уточнение и повторение изученного в букварный период обучения”. Цель его – привести в систему те неполные и неточные знания и навыки, полученные учениками в общеобразовательной школе в период обучения грамоте. Работа над звуком, словом и предложением ведется одновременно с коррекцией имеющихся навыков письма и чтения.

Кроме того, система коррекционно-развивающего обучения предусматривает проведение с учащимися индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности. Цель коррекционных занятий – повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. В соответствии с Учебным планом в начальных классах на коррекционные занятия отводятся 3 часа в неделю, которые включаются в расписание уроков. Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20-30 минут. В группы можно объединять 3-4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности.

В обучении русскому языку необходимо придерживаться следующих правил:

– новый материал следует преподносить предельно развернуто;
– значительное место отводить практической деятельности обучающихся: работа по схемам, таблицам, с разрезной азбукой и т.д.;
– систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее изученного и для полноценного усвоения нового;
– используемый словарный материал уточнять, пополнять, расширять путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира, с их признаками и т.д.;
– выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.

Важнейшими задачами уроков литературного чтения (классного и внеклассного) являются:

– преодоление пробелов в умениях и навыках, возникших в период занятий по курсу “Обучение грамоте”, формирование правильного слогового чтения;
– формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыка чтения – сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
– формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
– развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;
– преодоление недостатков в развитии речи обучающихся, формирование умений и навыков, знаний о родном языке;
– развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;
– привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению, к литературному творчеству.

Все эти правила и задачи сочетаются с индивидуальным подходом к ребенку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.

Цели занятия.

1.Формирование умений дифференцировать при чтении и письме печатные и письменные буквы г–к, звонкие твердый и мягкий звуки [г] – [г’], глухие твердый и мягкий звуки [к] – [к’]; формирование умений правильного произношения звонкого твердого и мягкого звуков [г]– [г’], глухого твердого и мягкого звуков [к] – [к’].

2. Совершенствование движений и сенсорного развития (развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук, развитие навыков каллиграфии, развитие артикуляционной моторики).

Коррекция психической деятельности (развитие зрительного восприятия и узнавания, развитие зрительной памяти и внимания, развитие пространственных представлений и ориентации, развитие слухового внимания и памяти, развитие фонетико-фонематического представления,   формирование звукового анализа).

Развитие мыслительных операций (навыков анализа, группировки и классификации, умения работать по инструкции, умения   планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей).

Развитие видов мышления (развитие наглядно-образного мышления, развитие словесно-логического мышления).

Коррекция эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения, игра).

Развитие речи, овладение техникой речи.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

3. Воспитание умений работать в группе, следовать правилам игры, достигать положительного результата.

План.

  1. Разминка (1 – сообщение темы, 2 – работа над разучиванием стихотворения).
  2. Тренировка (3 – завязывание шарфиков, 4 – работа над парными звонкими и глухими согласными, 5 – конструирование букв Г-К с помощью)
  3. Старт (6 – деление на команды, 7 – работа с загадками, 8 – сообщение о видах соревнований)
  4. Тайм-аут (9 – работа с чистоговорками).
  5. Соревнование (10 – работа над звуками [к]– [к’])
  6. Физминутка (11 – работа над [г]– [г’])
  7. Соревнование (12 – работа над дифференциацией Г–К)
  8. Речевка (13 – работа над дикцией)
  9. Соревнования (14 – нахождение и исправление ошибок в тексте, 15 – запись букв   Г-К разными способами, списывание)
  10. Дополнительное время (16 – чтение самостоятельно подобранного текста с   описанием Зимы)
  11. Финиш (17 – работа с кроссвордом).
  12. Награждение (18 – подсчет снежинок, вручение витаминов).

Оборудование.

  1. Плакат с шифровкой и расшифровкой.
  2. Плакат со стихотворением.
  3. Шарфики.
  4. Снежки с буквами Б, П, З, С, Д, Т, Г, К, Ж, Ш, Ф.
  5. Иллюстрации букв Г, К из “Веселой азбуки”.
  6. Плакат с надписями ХОККЕЙ, ЛЫЖИ, САНКИ, КОНЬКИ.
  7. Плакат с чистоговорками.
  8. Клюшки, шайбы, ворота.
  9. Минилыжи, книги, маркеры, тетрадные листочки.
  10. Плакат с речевкой.
  11. Санки, горки, плакаты с текстами, требующими нахождения и исправления ошибок.
  12. Образцы письменных заглавных и строчных букв (К, к, Г, г) – написанных на плакате, написанных простым карандашом и вырезанных, вода в стаканчиках, кисточка, плакат с текстом, где пропущены буквы Г, К.
  13. Плакат с кроссвордом
  14. Витамины “Аскорбиновая кислота”.
  15. Снежинки (вырезаны из бумаги)

Ход занятия-игры “Зимние забавы”.

1. Прочитайте шифровку и узнайте, чему будет посвящено занятие.

! амиз, амиЗ Зима, зима!
! одар й есв И И все ей радо!

2. – Кто может радоваться зиме? Почему?

– Прочитайте об этом самостоятельно (про себя, вслух, орфографически,

выразительно, с отрывным взглядом, закрыв глаза)

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

– Попробуйте рассказать и запомнить.

3. С чудесницей Зимой приходят холода, ветры, метели, поэтому давайте сделаем так, чтобы мы не почувствовали этого, укутаемся в наши теплы шарфики.

4. У волшебницы Зимы припасено немало игр и забав, чтобы потешить ребятишек.

Одним из таких развлечений является “Игра в снежки”. Давайте и мы поиграем.

Наши снежки не простые, у них есть названия.

– Как называются снежки? (Б, П, З, С, Д, Т, Г, К, Ж, Ш, Ф)

– Что можно из них составить? (пары)

– Что за пары получились? (пары звонких и глухих согласных)

– Прочитайте звонкие согласные твердо, а глухие согласные мягко.

– Какие согласные читали одинаково? (Ж, Ш)

– Почему? (ж-ш всегда твердые)

5. Зиму можно еще назвать умелым художником.

– Почему? (мороз рисует на окнах).

– Наши окна мороз тоже разукрасил, посмотрите, что он нарисовал (на окошках – иллюстрации букв Г, К из “Веселой азбуки” – Приложение №1).

– Что изобразил мороз?

– Сконструируйте эти узоры с помощью шарфика, в которые укутаны Вы .

6. Вы хорошо поработали в спонтанно организованных командах, поэтому 1ряд

– команда “Г”, 2 ряд – команда “К”, а изображали вы свою эмблему.

7. Доскажите словечко и угадайте, какие сюрпризы еще преподнесла ребятишкам Зима (за правильный ответ – снежинка):

– Мчусь, как пуля, я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня?... (коньки)

– Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски набил я планки.
Дайте снег! Готовы… (санки)

– Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два “к”
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я – … (хоккей)

– Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу. (лыжи)

8. Итак, вот по этим видам спорта мы и проведем соревнования между нашими командами “Г” и “К”: ХОККЕЙ, ЛЫЖИ, САНКИ, КОНЬКИ.

9. – Перед стартом возьмем тайм-аут:

ГА_ГА_ГА – на полях лежат снега. КА_КА_КА – подо льдом течет река.
ГУ_ГУ_ГУ – мы стоим на берегу. КУ_КУ_КУ – петух кричит ку-ка-ре-ку!

– Придумайте чистоговорку к своей букве (за правильный ответ – снежинка).

10. Вот и первое соревнование – ХОККЕЙ, где выяснится “Какие звуки может обозначать буква К?” (игроки бьют шайбу в ворота, если слышат в словах свой звук: 1 команда – [к] , 2 команда – [к’] – за правильный ответ – снежинка):

– За рекой росли, их на праздник принесли!

На веточках иголки. Что же это?... (елки)

– Растет она вниз головою. Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет-заплачет она и умрет. (Сосулька)

– Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегали зимой:
Утром – в школу,
Днем – домой. (валенки)
– Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга до весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

11. Всем нам нужно немного разогреться и отдохнуть, проведем физминутку (слова, которые содержат звуки [г] – [г’] называют сами дети): [г] – хлоп,

[г’]– топ (за правильный ответ – снежинка).

12. Наступило время второму соревнованию – это ЛЫЖИ, где игроки, проявив скорость при беге на лыжах и внимательность при работе с книгой, отыщутсвою букву в слове, написав его на листочке:1 команда – с буквой Г, 2 команда – с буквой К (за правильный ответ – снежинка).

13. Для поддержания духа спортсменов, для их большей уверенности в своих силах, для того чтобы они были более ловкими и быстрыми болельщики всегда кричат речевки. Скажем и мы такую речевку (медленно, в норме, с повтором каждого  слова): АГА – АКА, АГО – АКО, АГУ – АКУ.

14. Продолжим наши соревнования – САНКИ (выбирают дети, на обратной  стороне санок текст), где игроки, проявив ловкость и сообразительность  должны найти ошибки в тексте, исправить их и легко скатиться с горок

(За правильный ответ – снежинка):

– У вратаря большой улов, – У вратаря большой улов,
Влетело в сетку пять волов Влетело в сетку пять голов.
– Врач напомнил дяде Мите: – Врач напомнил дяде Мите:
– Не забудьте об одном: – Не забудьте об одном:
Обязательно примите Обязательно примите
Десять цапель перед сном. Десять капель перед сном.

15. Вот и последнее четвертое соревнование – КОНЬКИ, где игроки продемонстрируют, как они разными способами умеют писать буквы “Г и К”

(за правильный ответ – снежинка):

Перед вами образцы письменных заглавных и строчных букв “Г и К”:

– Обведите указательным пальчиком руки по образцу на плакате (Приложение №2).

– Обведите указательным пальчиком руки по вырезанным контурам букв (Приложение №3).

– Напишите их на льду (вода в стаканчиках – лед, кисточка – коньки).

– Обведите буквы, написанные простым карандашом (Приложение №4).

– Вставьте нужную букву в слова текста (игроки, одев шапочку, конькобежным шагом доходят до текста) и спишите текст:

1 команда – Наступил Новый _од. Наступил Новый год.
_оле пошел седьмой _од. Коле пошел седьмой год.
_оля _отовится в школу Коля готовится в школу
2 команда – _оша сделал _ормуш_у. Гоша сделал кормушку.
_оша насыпал _олубям _орм. Гоша насыпал голубям корм
Дядя _остя похвалил _ошу. Дядя Костя похвалил Гошу.

16. Хотят ли команды заработать дополнительные снежинки? (если да, то дети должны были дома найти тексты с описанием Зимы, которые они и читают, или вспомнить и рассказать разученное выше стихотворение – за правильный ответ – снежинка).

17. Подходя к финишу, хотелось бы точно знать, стали ли вы знатоками Зимы, для этого всем вам предлагается кроссворд “ЗИМА”:

По горизонтали.

1.Он слетает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и рту. (Снег)
2. Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели на деревню налетели.
По ночам мороз силен, днем капели слышен звон.
День прибавился заметно, ну, так что за месяц это? (Февраль)
3. Хоть сама и снег, и лед.
А уходит – слезы льет. (Зима)
4. И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)

По вертикали.

1. Покружились звездочки в воздухе немножко.
Сели и растаяли на моей ладошке. (Снежинки)
5. После чего остается на снегу след в виде двух полосок? (Лыжи)

18. Подведем итоги наших спортивных соревнований – посчитаем количество снежинок у команд.

Для здоровья и рекордов спортсменам нужны витамины, болельщики тоже потратили много сил, поэтому все получают заслуженные  награды – витамины “Аскорбиновая кислота”.