Цели:
- познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода и мужского рода; женского рода множественного числа, стоящих в форме Р.падежа; глаголов 2 лица единственного числа; кратких имён прилагательных;
- совершенствовать умение распознавать род существительных;
- развивать орфографическую зоркость, речевые умения;
- воспитывать любознательность и интерес к родному языку.
Форма урока: урок-путешествие.
Оборудование: плакаты-рисунки «Хитрый вопрос», «Существительное», «Глагол», «Краткое прилагательное», «Мягкий знак»; полоски со словами; лист с текстом; таблица «Мягкий знак после шипящих».
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение целей и задач урока
Учитель: Сегодня на уроке мы совершим с вами увлекательное путешествие в страны частей речи и узнаем об удивительных приключениях Мягкого знака, о его встречах с разными словами, на конце которых есть шипящие согласные. Этот урок должен помочь вам подняться ещё на одну ступеньку школьной грамотности: узнать, когда пишется мягкий знак после шипящих, а когда нет.
3. Словарная работа
Учитель: Приступаем к словарной работе. Кто продиктует блок словарных слов этой недели по теме: «Одежда, обувь»? Запишем их под диктовку (комментированное письмо).
На доске: пальто, одежда, валенки, платок, ботинки, сапоги.
– Эти слова мы ежедневно используем в своей речи. Мама, провожая вас в школу, что говорит? (Надень пальто, обуй сапоги.)
– Младшему братишке нужна ваша помощь. Как тогда к вам обратится мама? (Одень брата.)
– Вам надо на пару минут сходить к другу на первый этаж. Что тогда вам посоветует мама? (Накинь пальто.)
– В воскресенье мы ходили в театр. Перед спектаклем сдавали пальто в гардероб. Как вы обратитесь к гардеробщице? (Возьмите, пожалуйста, моё пальто.)
– Как вы обратитесь к ней после спектакля, подавая номерок? (Подайте, пожалуйста, моё пальто.)
– К какой части речи относятся написанные слова? (Это имена существительные).
– По каким признакам их можно разбить на группы? (Дети отвечают, один работает у доски.)
На доске:
По числу:
По роду:платок (ед. ч.)
одежда (ж.р.)пальто (ед. ч.)
платок (м.р.)одежда (ед. ч.)
сапоги (м.р.)
– Какие общие признаки имеют эти слова? (Все они обозначают неодушевлённые, нарицательные предметы).
– Словарные слова можно встретить в пословицах. У вас на столе лежат полоски, на которых написаны слова из пословицы: красит человека дела не одежда, а добрые (Не одежда красит человека, а добрые дела.)
– Запишите это предложение, определите род имён существительных. (Одежда – ж.р., человек – м.р., дела – ср.р.)
– Как же вы определили род имён существительных? (Подставили слово-помощник. К существительным мужского рода – он, мой; женского рода – она, моя, среднего рода – оно, моё.)
Физкультминутка
4. Повторение родовых окончаний имён существительных
– Перед вами плакаты «Хитрый вопрос». Закладкой закрыта первая часть слова, но указаны окончания. Подумайте, как можно, не убирая закладки, определить, существительные какого рода здесь написаны? Посмотрите на 1-й плакат. Какие это существительные? (Дом, год, кот.)
– Какого они рода? Как вы это узнали? (Это существительные мужского рода. Они имеют нулевые окончания).
– Какие существительные спрятались на 2-п плакате? (Дело, поле, лето).
– Какого они рода? Как вы узнали это? (Это существительные среднего рода. Они имеют окончание -о, -е).
– Какие существительные на 3-м плакате? (Няня, изба, коза).
– Какого они рода? Как вы узнали? (Это существительные женского рода. Они имеют окончания -а, -я).
– Сейчас вы определили род имён существительных двумя способами. Давайте ещё раз назовём 1-й способ. (Подставляем слово-помощник).
– Назовём 2-й способ. (По родовым окончаниям).
5. Доказательство орфограммы.
– Покой и здоровье в стране Существительных охраняют гласные и согласные. Они несут службу в самых ошибкоопасных местах корней слов. Прочитайте про себя стихотворение, написанное на доске.
Стр…ка, з…мля, гр…да, …гла,
Похо…ка, ло…ка и хо…ьба,
И сер…це, мес…ность, интерес…но
Проверить надо все слова.
– А теперь прочитайте вслух. Вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте свой ответ. (Строка – безударная гласная о, проверочное слово строки. Походка – парная согласная д, проверочное слово ходит. Сердце – непроизносимая согласная д, проверочное слово сердечко).
– Молодцы! Ваши зоркие глаза и быстрый ум помогли избежать опасность гласным и согласным в корнях слов.
Физкультминутка
6. Путешествие Мягкого знака в страны частей речи
– Но есть ещё одна буква (показать рисунок-плакат с изображением мягкого знака). Учёные его называют буквой-помощницей.
Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак:
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
– Мягкий знак отправился в страну Существительных совершать добрые дела. Он узнал, что в этой стране в заточении находится несколько слов, оканчивающихся на шипящий согласный звук, и поспешил к ним на помощь.
(По ходу работы учитель открывает эти буквы: сначала первую группу карточек со словами дочь, мышь, рожь. Затем другую – страж, меч, грач).
– Кто из вас узнал эти шипящие? (ч, щ – мягкие согласные. Ж, ш – твёрдые согласные).
– Мягкий знак освободил некоторые имена существительные. Последний звук каждого слова шипел: ч, ш, ж. Прочитайте эти слова. (Дочь, мышь, рожь).
– Что вы заметили? Как они пишутся? (Это существительные женского рода. На конце после шипящих пишется Ь).
– Запишем эти слова в тетрадь. Мягкий знак освободил остальные имена существительные. И вдруг раздался шум, шипение, свист. Поднялся страж, в руках он держал меч, а на плече у него сидел грач. Они все вместе закричали: «Если, Мягкий знак, к нам подойдёшь, то от меча и погибнешь!» Смертельно испугался Мягкий знак и убежал. Какие слова вы услышали? Что заметили? (Страж, меч, грач – существительные мужского рода. В них после шипящих Ь не пишется).
– Запишем в тетради эти слова. Стрелой промчался Мягкий знак мимо существительных луж, дач, крыш женского рода множественного числа, стоящих в форме Родительного падежа. Они тоже свистели, шипели. Он понял, что к ним опасно приближаться. Какие это слова? Что вы заметили? (У существительных женского рода множественного числа, стоящих в форме Родительного падежа, после шипящих Ь не пишется).
– Запишите эти слова в тетрадь. С тех пор существительные женского рода множественного числа в форме Родительного падежа стали жить по своим законам. Давайте назовём эти законы, используя плакаты.
(У существительных женского рода после шипящих пишется Ь, у существительных мужского рода после шипящих не пишется Ь, у существительных женского рода множественного числа, стоящих в форме Родительного падежа, после шипящих Ь не пишется).
– Примчался Мягкий знак в соседнюю страну Глаголов. Здесь его встретил любопытный глагол, который всех спрашивал: что делаешь? Он спросил:
– Что ты здесь делаешь?
– Спаси меня!
– Хорошо. Не убегай! Остановись! Да ты дрожишь. Ты у меня поживёшь, отдохнёшь, тебе надо лечь, я тебя буду беречь.
– Прочитайте слова. Что вы заметили? (На конце глаголов, отвечающих на вопрос что делаешь?, после шипящих пишется Ь).
– Запишите эти глаголы в тетрадь. После отдыха отправился Мягкий знак в страну прилагательных. Ему встретилось краткое прилагательное, которое спрашивало: каков? Мягкий знак рассказал ему о своих встречах в стране Существительных. Что он раньше был хорош собой, всегда был свеж, могуч, пригож, а теперь на себя не похож. Краткое прилагательное прогнало его прочь из своей страны, сказав: «Хоть ты и пригож, но нам ты не подойдёшь!» (На конце кратких прилагательных после шипящих Ь не пишется).
– Запишите эти слова в тетрадь. Вот так и закончилось путешествие Мягкого знака по странам разных частей речи. Везде он встречался со словами, которые оканчиваются на шипящие, но не со всеми сумел подружиться.
Физкультминутка
7. Первичное закрепление
– Сейчас у Мягкого знака отдых. В стране Существительных есть цирк. Купив билет, он в него отправился. Билет с текстом лежит у вас на партах. Вы должны помочь Мягкому знаку выбрать нужное ему место в данных существительных, чтобы в зале не было переполоха, чтобы стояла тишь. Вспомните правило.
В цирке имён Существительных
В полноч… на мане… вышел циркач… и его доч… . На нём был плащ… . В руках он держал мяч… . Скрипач… играл марш… . Вот морж… поймал мяч…. . В зале сидела молодёж… . Стояла тиш… .
(Дети вставляют пропущенные буквы в слова и обосновывают свой ответ.)
8. Итог урока
– С тех пор Мягкий знак в каждой части речи живёт по строго определённым законам. Они записаны в таблице.
– Что вы знаете о правописании Ь после шипящих у существительных? У глаголов? У кратких прилагательных?
9. Рефлексия
10. Домашнее задание
– Придумать историю о Мягком знаке, его встречах со словами, на конце которых есть шипящие.