Урок русского языка "Мягкий знак после шипящих в конце разных частей речи". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода и мужского рода; женского рода множественного числа, стоящих в форме Р.падежа; глаголов 2 лица единственного числа; кратких имён прилагательных;
  • совершенствовать умение распознавать род существительных;
  • развивать орфографическую зоркость, речевые умения;
  • воспитывать любознательность и интерес к родному языку.

Форма урока: урок-путешествие.

Оборудование: плакаты-рисунки «Хитрый вопрос», «Существительное», «Глагол», «Краткое прилагательное», «Мягкий знак»; полоски со словами; лист с текстом; таблица «Мягкий знак после шипящих».

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение целей и задач урока

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим с вами увлекательное путешествие в страны частей речи и узнаем об удивительных приключениях Мягкого знака, о его встречах с разными словами, на конце которых есть шипящие согласные. Этот урок должен помочь вам подняться ещё на одну ступеньку школьной грамотности: узнать, когда пишется мягкий знак после шипящих, а когда нет.

3. Словарная работа

Учитель: Приступаем к словарной работе. Кто продиктует блок словарных слов этой недели по теме: «Одежда, обувь»? Запишем их под диктовку (комментированное письмо).

На доске: пальто, одежда, валенки, платок, ботинки, сапоги.

– Эти слова мы ежедневно используем в своей речи. Мама, провожая вас в школу, что говорит? (Надень пальто, обуй сапоги.)

– Младшему братишке нужна ваша помощь. Как тогда к вам обратится мама? (Одень брата.)

– Вам надо на пару минут сходить к другу на первый этаж. Что тогда вам посоветует мама? (Накинь пальто.)

– В воскресенье мы ходили в театр. Перед спектаклем сдавали пальто в гардероб. Как вы обратитесь к гардеробщице? (Возьмите, пожалуйста, моё пальто.)

– Как вы обратитесь к ней после спектакля, подавая номерок? (Подайте, пожалуйста, моё пальто.)

– К какой части речи относятся написанные слова? (Это имена существительные).

– По каким признакам их можно разбить на группы? (Дети отвечают, один работает у доски.)

На доске:

По числу:
По роду:
платок (ед. ч.)
одежда (ж.р.)
пальто (ед. ч.)
платок (м.р.)
одежда (ед. ч.)
сапоги (м.р.)

– Какие общие признаки имеют эти слова? (Все они обозначают неодушевлённые, нарицательные предметы).

– Словарные слова можно встретить в пословицах. У вас на столе лежат полоски, на которых написаны слова из пословицы: красит человека дела не одежда, а добрые (Не одежда красит человека, а добрые дела.)

– Запишите это предложение, определите род имён существительных. (Одежда – ж.р., человек – м.р., дела – ср.р.)

– Как же вы определили род имён существительных? (Подставили слово-помощник. К существительным мужского рода – он, мой; женского рода – она, моя, среднего рода – оно, моё.)

Физкультминутка

4. Повторение родовых окончаний имён существительных

– Перед вами плакаты «Хитрый вопрос». Закладкой закрыта первая часть слова, но указаны окончания. Подумайте, как можно, не убирая закладки, определить, существительные какого рода здесь написаны? Посмотрите на 1-й плакат. Какие это существительные? (Дом, год, кот.)

– Какого они рода? Как вы это узнали? (Это существительные мужского рода. Они имеют нулевые окончания).

– Какие существительные спрятались на 2-п плакате? (Дело, поле, лето).

– Какого они рода? Как вы узнали это? (Это существительные среднего рода. Они имеют окончание -о, -е).

– Какие существительные на 3-м плакате? (Няня, изба, коза).

– Какого они рода? Как вы узнали? (Это существительные женского рода. Они имеют окончания -а, -я).

– Сейчас вы определили род имён существительных двумя способами. Давайте ещё раз назовём 1-й способ. (Подставляем слово-помощник).

– Назовём 2-й способ. (По родовым окончаниям).

5. Доказательство орфограммы.

– Покой и здоровье в стране Существительных охраняют гласные и согласные. Они несут службу в самых ошибкоопасных местах корней слов. Прочитайте про себя стихотворение, написанное на доске.

Стр…ка, з…мля, гр…да, …гла,
Похо…ка, ло…ка и хо…ьба,
И сер…це, мес…ность, интерес…но
Проверить надо все слова.

– А теперь прочитайте вслух. Вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте свой ответ. (Строка – безударная гласная о, проверочное слово строки. Походка – парная согласная д, проверочное слово ходит. Сердце – непроизносимая согласная д, проверочное слово сердечко).

– Молодцы! Ваши зоркие глаза и быстрый ум помогли избежать опасность гласным и согласным в корнях слов.

Физкультминутка

6. Путешествие Мягкого знака в страны частей речи

– Но есть ещё одна буква (показать рисунок-плакат с изображением мягкого знака). Учёные его называют буквой-помощницей.

Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак:
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

– Мягкий знак отправился в страну Существительных совершать добрые дела. Он узнал, что в этой стране в заточении находится несколько слов, оканчивающихся на шипящий согласный звук, и поспешил к ним на помощь.

(По ходу работы учитель открывает эти буквы: сначала первую группу карточек со словами дочь, мышь, рожь. Затем другую – страж, меч, грач).

– Кто из вас узнал эти шипящие? (ч, щ – мягкие согласные. Ж, ш – твёрдые согласные).

– Мягкий знак освободил некоторые имена существительные. Последний звук каждого слова шипел: ч, ш, ж. Прочитайте эти слова. (Дочь, мышь, рожь).

– Что вы заметили? Как они пишутся? (Это существительные женского рода. На конце после шипящих пишется Ь).

– Запишем эти слова в тетрадь. Мягкий знак освободил остальные имена существительные. И вдруг раздался шум, шипение, свист. Поднялся страж, в руках он держал меч, а на плече у него сидел грач. Они все вместе закричали: «Если, Мягкий знак, к нам подойдёшь, то от меча и погибнешь!» Смертельно испугался Мягкий знак и убежал. Какие слова вы услышали? Что заметили? (Страж, меч, грач – существительные мужского рода. В них после шипящих Ь не пишется).

– Запишем в тетради эти слова. Стрелой промчался Мягкий знак мимо существительных луж, дач, крыш женского рода множественного числа, стоящих в форме Родительного падежа. Они тоже свистели, шипели. Он понял, что к ним опасно приближаться. Какие это слова? Что вы заметили? (У существительных женского рода множественного числа, стоящих в форме Родительного падежа, после шипящих Ь не пишется).

– Запишите эти слова в тетрадь. С тех пор существительные женского рода множественного числа в форме Родительного падежа стали жить по своим законам. Давайте назовём эти законы, используя плакаты.

(У существительных женского рода после шипящих пишется Ь, у существительных мужского рода после шипящих не пишется Ь, у существительных женского рода множественного числа, стоящих в форме Родительного падежа, после шипящих Ь не пишется).

– Примчался Мягкий знак в соседнюю страну Глаголов. Здесь его встретил любопытный глагол, который всех спрашивал: что делаешь? Он спросил:

– Что ты здесь делаешь?

– Спаси меня!

– Хорошо. Не убегай! Остановись! Да ты дрожишь. Ты у меня поживёшь, отдохнёшь, тебе надо лечь, я тебя буду беречь.

– Прочитайте слова. Что вы заметили? (На конце глаголов, отвечающих на вопрос что делаешь?, после шипящих пишется Ь).

– Запишите эти глаголы в тетрадь. После отдыха отправился Мягкий знак в страну прилагательных. Ему встретилось краткое прилагательное, которое спрашивало: каков? Мягкий знак рассказал ему о своих встречах в стране Существительных. Что он раньше был хорош собой, всегда был свеж, могуч, пригож, а теперь на себя не похож. Краткое прилагательное прогнало его прочь из своей страны, сказав: «Хоть ты и пригож, но нам ты не подойдёшь!» (На конце кратких прилагательных после шипящих Ь не пишется).

– Запишите эти слова в тетрадь. Вот так и закончилось путешествие Мягкого знака по странам разных частей речи. Везде он встречался со словами, которые оканчиваются на шипящие, но не со всеми сумел подружиться.

Физкультминутка

7. Первичное закрепление

– Сейчас у Мягкого знака отдых. В стране Существительных есть цирк. Купив билет, он в него отправился. Билет с текстом лежит у вас на партах. Вы должны помочь Мягкому знаку выбрать нужное ему место в данных существительных, чтобы в зале не было переполоха, чтобы стояла тишь. Вспомните правило.

В цирке имён Существительных

В полноч… на мане… вышел циркач… и его доч… . На нём был плащ… . В руках он держал мяч… . Скрипач… играл марш… . Вот морж… поймал мяч…. . В зале сидела молодёж… . Стояла тиш… .

(Дети вставляют пропущенные буквы в слова и обосновывают свой ответ.)

8. Итог урока

– С тех пор Мягкий знак в каждой части речи живёт по строго определённым законам. Они записаны в таблице.

– Что вы знаете о правописании Ь после шипящих у существительных? У глаголов? У кратких прилагательных?

9. Рефлексия

10. Домашнее задание

– Придумать историю о Мягком знаке, его встречах со словами, на конце которых есть шипящие.