Цветной песок в работе учителя-логопеда с детьми логопедических групп

Разделы: Логопедия


В ходе модернизации системы дошкольного образования сложились принципиально новые условия для развития и обучения детей с нарушением речи.

Интенсивно развивается логопедическая служба и в негосударственных образовательных учреждениях для детей предшкольного и дошкольного возраста.

Уточняется базовое содержание дошкольного образования, внедряются вариативные программы воспитания и обучения детей, активно разрабатываются региональные компоненты дошкольных образовательных программ.

Учителя-логопеды детских садов также не остаются в стороне от процессов творческой разработки современного содержания дошкольной логопедии.

Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности. Интенсивное изменение окружающего мира диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные методы, способствующие решению проблемы нарушения речи. Одним из таких методов является метод «Песочной терапии».

Многим известно, что существует целая песочная игротерапия. Песок нередко действует на ребенка как магнит. Его руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок. Трогая руками песчинки дети развивают мелкую моторику и координацию движений пальцев рук, что напрямую влияет на развитие речи у ребенка. Существует выражение – «Через руку к речи».

Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:

1) Обучающие игры, такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, развиваем восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, работаем над дыханием, развиваем внимание и память, развиваем фонематический слух. Главное идет обучение письму и чтению.

2) Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.

3) Проективные игры, с их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.

Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях. Ничего трудного для этих игр нет. В магазинах продают огромное количество игрушек – это и животные, различные дома и замки, растения, рыбы, машинки… Таким образом, все наши лексические темы мы можем обыгрывать на песке, тем самым дети быстрее запоминают, что где растет, кто где живет… Было бы только желание использовать песочную терапию в логопедической практике

Также очень распространено рисование и аппликация цветным песком. Песочное рисование дает возможность развивать творческие навыки, логическое мышление, внимание, память, тренировать мелкую моторику рук. Использовать цветной песок можно так же на фронтальном занятии, на подгрупповом и индивидуальном.

Ниже приведены песочные картины:

Cтаршая логопедическая группа. Лексическая тема «Мой город» <Рисунок 1>

Подготовительная к школе логопедическая группа. Подгрупповая работа «Автоматизация звука Р» <Рисунок 2>.

Кроме того, песок, будучи цветным, способен влиять на детей через цвет: желтый – наполняет теплом, красный – добавит оптимизма, синий – действует успокаивающее, зеленый – вдохнет свежести.

Процесс создания картины из песка прост и увлекателен, он многое расскажет ребенку о свойствах различных предметов и доставит огромное удовольствие.

При помощи простого трафарета, самоклеющейся бумаги и цветного песка, Вы сможете без труда создать необычную «песчаную» картину, которая будет отличным украшением комнаты или кабинета и объектом гордости ребенка.

ШАГ 1.
Ребенок выбирает сам себе рисунок и обводит его на самоклеющейся бумаги.

ШАГ 2.
Взрослый сам проходит тонким ножичком по фигуре, так чтобы ребенку осталось только отклеить не нужную бумагу. Вырезаем по контору.

ШАГ 3.
Выбираем песок нужного цвета.

ШАГ 4.
Отклеиваем отдельно каждую часть и закрашиваем пальчиками, делаем это кругообразным образом.
Закрашиваем

ШАГ 5.
Лишний песок убираем. И так часть за частью, и наша картина закончена.

Список литературы:

  1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998, – 50с.
  2. Инновации – в логопедическую практику /Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений /Сост. О.Е. Громова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.