Урок окружающего мира "Зона степей". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

Сформировать представление о природной зоне степей,  познакомить с географическим положением зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром.

Задачи урока:

  • Сформировать представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром.
  • Развивать умения работать с картой, учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы, оценивать свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников.
  • Прививать бережное отношение к природе.

Оборудование: ПК, МИМИО, проектор, карта природных зон.

У обучающихся: лист учёта знаний на уроке, карта урока, тест “Зона лесов”, картоки для самооценки: желтый тюльпан – 3, ирис – 4, красный тюльпан – 5 (Приложение 1)

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация учащихся.

– Сегодня мы продолжим в путешествие по природным зонам, где вы встретитесь с удивительным растительным и животным миром, узнаете об особенностях климата и занятиях населения, об охране природы,

но сначала повторим пройденный материал.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

1) Учащиеся выполняют тест “Зона лесов”

Проверка. Один ученик называет свои варианты ответов, открывая на доске “шторки” МИМИО у предполагаемого ответа, учащиеся видят верный ответ. Остальные ученики проводят самопроверку своей работы, отмечая ошибки другим цветом.

После проверки на доске появляется слайд с критериями оценки работы. Ученики в лист самооценки вклеивают картинку, соответствующую своей оценке в графу “тест” (желтый тюльпан – 3, ирис – 4, красный тюльпан – 5)

Тема урока

Мое выступление.

Заполнение таблицы

Тест

Усвоил ли я тему

Итоговая оценка
(выставляет учитель)

Зона степей          

(Самооценка : 5-7 правильных отв.– “3”, 8-9 прав. отв.– “4”, 10 прав. отв. – “5”.)

III. Сообщение темы урока. Постановка цели.

Учащиеся решают кроссворд по теме “Зона лесов” (Фронтальная работа)

Решив кроссворд, ребята узнают тему урока.

– Тема нашего урока “Зона степей”.

Мы с вами уже познакомились с несколькими природными зонами. (Учащиеся называют изученные природные зоны, показывают на карте).

– Все природные зоны мы изучали по определенному плану. Напомним друг другу план изучения природной зоны.

Учащиеся припоминают план изучения природной зоны, сравнивают с эталоном:

  1. Географическое положение зоны
  2. Климатические условия (сочетание тепла и влаги)
  3. Растительный мир
  4. Животный мир
  5. Влияние деятельности человека на природную зоны

– Таким образом, мы можем сформулировать цель урока. (Дети формулирует цель).

– В зоне степей вы встретитесь с удивительным растительным и животным миром, узнаете об особенностях климата, об охране природы,

– Так как мы с вами отправляемся в путешествие, нам необходимо наметить маршрут. (Составление маршрутного листа) (Приложение 2)

Физминутка

IV. Работа над новой темой.

  1. Просмотр презентации “Степь в разное время года”
  2. Определим положение зоны степей карте (карта природных зон). Рассмотрите карту природных зон России. Каким цветом обозначена зона степей? Сравните площадь зоны лесов и зоны степей. Сделайте вывод.
  3. Учащимся выдается таблица, которую они заполняют (Приложение 4)
Климатические условия
Средняя температура летом +22-24,июль до +40
Средняя температура зимой -20-30
Осадки летом Малочисленные,
Ливневый характер дождей
Осадки зимой Снежный покров низкий
Растительный мир
Деревья Нет, мало влаги
Кустарники Нет, мало влаги
Травянистые растения Да
Как растения приспособились к условиям в степи 1) луковицы, клубни
2) Узкие листья
3) Длинные корни
4) мясистые сочные стебли и листья
Почему почвы степей очень плодородные?  
Название растения Основные сведения
  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  
 
Животный мир
Название животного Основные сведения
  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  
  6.  
  7.  
 
Степь и человек
   
   
   
   

4. Рассказ учителя

Степи – большие безлесные пространства, травянистые равнины. Лето в степях более длинное, чем в зоне лесов. Средняя температура летом 22-24 градуса, в июле может подниматься до 40 градусов выше нуля. Лето сухое и солнечное, дожди бывают редко, имеют ливневый характер. Вода стекает в низины, не успевая впитаться в почву и быстро испаряется. Влаги в почве недостаточно, поэтому в степях деревья не растут. Летом часто дуют суховеи. Суховей – сухой, горячий ветер, приходящий из пустыни. Этот ветер приносит много неприятностей.

Зима в степи короче и теплее, чем в лесной зоне. Но достаточно холодная, с морозами до 20-30 градусов. Снеговой покров маленький.

Как уже было сказано, из-за недостатка влаги в степях не растут деревья, но трав здесь много. Травы хорошо приспособились к засухе. Одни растения имеют листья с восковым налетом, другие – узкие листья, мало испаряющие влагу, третьи – мясистые и сочные стебли и листья с запасом влаги.

У некоторых растений корни уходят глубоко в землю, чтобы добраться до воды, у других – образуются клубни и луковицы.

Весна в степи начинается рано, в феврале-марте снег уже тает и в почве скапливается влага.

В это время растут луковичные растения. За месяц эти цветы успевают развиться, отцвести, расцвести, дать семена и увять. Им хватает в течение этого месяца, в луковицах скапливается запас питательных веществ и влаги. Становиться жарче и тюльпанов и ирисов степи больше не увидишь. Им на смену приходят злаковые растения.

Эти растения имеют узкие листья, которые экономно испаряют влагу, Корни помогают устоять растению, когда дуют суховеи.

К концу лета – началу осени степь почти совсем выгорает.

В степях плодородные почвы, поэтому их распахивают под посевы.

5. Краткие сообщения учащихся по теме урока (Приложение 5)

  1. Кузнечик
  2. Кобылка
  3. Сверчки
  4. Бабочки
  5. Пчелы, шмели
  6. Степной волк
  7. Сайгак
  8. Суслик
  9. Заяц-русак
  10. Дрофа
  11. Степной орел
  12. Степной жаворонок
  13. Серая куропатка

6. Степь и человек. Работа с учебником. С. 120.

Беседа о прочитанном. Заполнение таблицы.

V. Применение знаний.

Тест “Степь”. (Приложение 3)

Взаимопроверка. Выставление оценки.

Рефлексия.

Какие задания вам особенно понравились?

– Что интересного вы узнали на уроке?

Подведение итогов по листу самооценки.

VI. Домашнее задание.

Стр.76-82.