Цель: познакомить учащихся с правилом проверки безударных гласных в корне слова.
Задачи:
- формировать умение видеть орфограмму в корне слова;
- познакомить с особенностями проверяемых и проверочных слов и способами проверки безударных гласных в корне;
- расширять словарный запас учащихся;
- воспитание познавательного интереса к родному языку.
Оборудование: учебник “Русский язык” для 2 класса, авт. Т. Г. Рамзаева, индивидуальные тетради для уч-ся для данного урока (приложение 1), презентация (приложение 2), сигнальные карточки с буквами, карточки для рефлексии.
Ход урока
I. Оргмомент
Эмоциональный настрой на работу.
С помощью игрушки, которая называется “Маска”Настроение” (выполнена игрушка в технике оригами) покажите, какое настроение у вас сейчас. У меня вот такое: я рада встрече с вами, рада поработать с вами.
II. Проблемная ситуация
- Послушайте рассказ об одной ошибке. (1 слайд, приложение 2)
Дима написал своему другу Пете sms-сообщение: «Приходи вечером с мечом, сыграем».
Петя ответил: «Хорошо, приду в 6 часов».
В шестом часу Дима собрал ребят во дворе. «Мяч будет, - сказал он, - Петя обещал!»
Ровно в 6 часов появился Петя, но вместо мяча у него в руках был длинный деревянный меч»
- Почему друг не понял Диму?
- Какой закон письма не знает Дима?
(Дима не знает правила написания безударных гласных в корне слова)
А вы хотите, чтобы вас понимали?
- Положите перед собой тетрадь. Почему она в виде варежки?
(Потому что на дворе зима)
Посмотрите, какой красивой может быть зима. Сегодня на уроке мы будем работать со словами, связанными с зимой.
Снимите наклейку и прочтите тему урока.
III. Определение темы урока и учебной задачи
- Как вы думаете, чему вы должны сегодня научиться?
(Отличать проверяемые слова от проверочных)
- А чему я вас сегодня должна научить?
(Я должна вас научить понимать особенности проверяемых и проверочных слов)
IV. Работа по открытию новых знаний
1) – Давайте понаблюдаем, какие безударные гласные в корне слова требуют проверки. Работаем устно с сигнальными карточками. (2 слайд, приложение 2)
м … чи
п…ля
ш…ги
сл…ды
л…сты
- Найдите в тетради задание под номером 1.
Впишите в предложение безударные гласные, требующие проверки.
Прочтите, что у вас получилось.
1. Безударные гласные я, о, а, е, и, надо проверять.
2) - В какой части слова могут быть безударные гласные?
Почитаем об этом в справке под значком, на котором изображена снежинка.
Безударные гласные могут быть в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании. Прежде, чем обозначить буквой гласный звук в безударном слоге, нужно узнать, в какой части слова он находится.
- Прочитайте слова, написанные на доске, найдите их у себя в тетради.
Первое слово разберем с объяснением у доски.
2. Подснежники, снега, (замело) снегом
Второй человек у доски разбирает два остальных слова.
- Обозначим ударение.
- В какой части слова находятся безударные гласные?
3) Читаем вторую справку.
Если безударный гласный звук – в приставке или суффиксе вспомни, как пишется эта приставка или суффикс: по-, под-, пере-, про-; -очк, -ечк, -еньк, -оньк.
Если безударный гласный звук – в корне, нужно подобрать проверочное слово.
- Назовите среди этих слов слово с безударным гласным в корне.
Это – проверяемые слова.
- А есть ли среди записанных слов проверочное? Запишите его в задании №3.
3. сн…га –
сн...га -
Прочтите, какое проверочное слово записали?
Снегом.
- Объясните, почему это слово проверочное? (потому что гласный в корне под ударением)
- Что используется для проверки? (форма слова)
- А кто по-другому проверил? (подснежники)
- Почему это слово проверочное? (потому что гласный в корне под ударением)
- А как здесь проверяли? (с помощью однокоренного слова) (3 слайд, приложение 2)
4) Читаем третью справку.
Проверочными могут быть форма слова или однокоренное слово с ударным гласным в корне.
- У слова снег много родственников.
- Как по-другому называются родственные слова? (однокоренные)
- Почему они так называются? (потому что имеют одинаковый корень и что-то общее по смыслу)
Физкультминутка (слайд 4, приложение 2)
V. Закрепление изученного
Прочитайте стихотворение «Снежная сказка».
Читаем вслух.
«Снежная сказка»
Проплясали по сн…гам
Сн…жные метели.
Сн…гири сн…говикам
Песню просвистели.У засн…женной реки
В белом переулке
Звонки носятся сн…жки,
Режут лед сн…гурки.
- Кто знает, что такое снегурки? (коньки, которые привязываются к обуви)
Если вам интересно узнать, когда появились первые коньки, и с какого материала они были сделаны, как выглядели – можете узнать об этом в Интернете или в «Энциклопедическом словаре», а потом расскажите об этом в классе и обменяетесь впечатлениями.
- А сейчас вернемся к стихотворению. Найдите в нем и назовите однокоренные слова.
- Прочтите какое задание надо выполнить в этом номере. (Вставьте пропущенные буквы. ыделите корень. Обозначьте ударение. Подчеркните проверочные слова.)
Дети выполняют задание.
- Назовите проверочные слова. Почему они проверочные?
- Смотрим следующее задание.
5. Запишите проверочные слова к слову зима.
З…ма, - зимы, зимний, зимушка, озимые, озимь, зимовье, зимовать, зазимовать, перезимовать, зимовка.
Дети называют по одному слову, записываем по одному слову.
Выделяем корень. Обозначаем ударение.
- Когда записали слово зимы, как здесь проверили? (формой слова)
- Когда записали слово зимний, как здесь проверили? (однокоренным словом)
- Как можно было бы назвать эту группу слов, если исключить из нее слово зимы? (однокоренные слова)
- А почему исключаем слово зимы? (это другая форма слова зима)
- Продолжим это ряд однокоренных слов.
- Как пишется корень в однокоренных словах? (одинаково)
- В чем особенность проверочных слов? (в проверочном слове гласный в корне ударный)
(5 слайд, приложение 2)
Озимые – высеваемые и прорастающие осенью, зимующие под снегом.
Озимые культуры. Озимые хлеба.
Озимь – 1) Всходы, посевы озимых культур. 2) Поле, занятое посевами озимых культур.
- Чем в русской народной сказке Морозко укрывал озимые хлеба? (снежным одеялом)
- Продолжите поговорку «Много снега - …» (много хлеба)
VI. Самостоятельная работа
- Помните, в начале урока я рассказывала про Диму, который пока еще не усвоил правило проверки безударных гласных в корне. Предлагаю вам попробовать себя в роли учителя и проверить сочинение Димы. Прочтите его.
Зимой.
Пушистым кавром лежит снег на палях и халмах. Побилели лисные палянки. В лису замило все трапинки. Дует лидяной ветер. На окнах поивились удевительные узоры.
- Исправьте ошибки, допущенные в тексте.
- Проверьте, все ли ошибки исправили. (6 слайд, приложение 2)
- Какие ошибки не увидели? Как можно проверить эти слова.
VII. Итог.
- Какие слова называем проверяемыми? (У которых безударный гласный в корне)
- Какие слова называем проверочными? (В которых гласный в корне под ударением)
VIII. Рефлексия.
- Подведем итог нашей работы. Украсим елочку. Для этого выберем шарик соответствующего цвета.
- Причитаем, что обозначает шарик красного цвета, желтого, синего, стального.
- Красный – Работой своей доволен. Все получилось.
- Желтый – Работал хорошо. Были небольшие затруднения.
- Синий – Работал не очень активно. Было трудно.
- Стальной – Работой своей не доволен. Осталось много вопросов.